Баллон для дайвинга

 

Баллон для дайвинга

Балло́н (для подводного плавания) — стальной, алюминиевый или композитный (тонкостенная металлическая колба, усиленная углеродным волокном) сосуд цилиндрической или, намного реже, сферической формы, используемый для хранения и транспортировки газа под большим (до 300 атм) давлением. Баллон является частью акваланга.

Газ из баллона поступает к пловцу через регулятор. Газ в баллонах обычно содержится под давлением от 186 до 300 бар (от 2700 до 4300 psi, или от 18,6 до 30,0 МПа), а типичный объём резервуара составляет от 1,5 до 18 литров, что позволяет иметь запас газа от 300 до 3600 литров при нормальных условиях (от 30 до 120 ft³ (кубических футов)).

Газовые баллоны также используются для различных надводных задач, включающих в себя хранение газа для кислородной первой помощи при лечении заболеваний, связанных с погружениями, в дыхательных аппаратах пожарных и применяются в качестве хранилища газов в компрессорных станциях; также существуют различные области применения, не связанные с дайвингом.

Содержание

Устройство

В состав баллона, в общем случае, входит:

  • Колба — собственно, само хранилище газа. Обычно делается из кованого алюминия или стали. Баллоны из композитных материалов используются в противопожарных дыхательных аппаратах, но редко используются для погружений из-за их высокой положительной плавучести. Алюминиевые баллоны имеют более низкую плотность чем стальные, что является преимуществом в технических погружениях, потому что уменьшается отрицательная плавучесть в случаях, когда водолаз должен нести много баллонов. Однако есть и обратная сторона медали: при погружениях с одним-двумя алюминиевыми баллонами потребуется добавление грузов для создания необходимой для погружения отрицательной плавучести.
  • Запорный вентиль — узел, соединяющий колбу баллона с регулятором. Задача вентиля состоит в том, чтобы управлять газовым потоком от и к баллону и создавать герметичное соединение с регулятором. Также в состав вентиля входит предохранительный диск, который разрушится от избыточного давления прежде, чем баллон разорвётся вследствие превышения допустимого давления.
  • Y-образный запорный вентиль. Чаще всего встречаются запорные вентили, имеющие один выход и один вентиль. Y-образный вентиль имеет два выхода и два вентиля, что позволяет подключить к баллону два регулятора. Если один регулятор переходит в режим свободной подачи (наиболее частый вид отказов), его вентиль можно закрыть и продолжить дыхание из второго регулятора.
  • Резиновое О-кольцо является уплотнителем между запорным вентилем и регулятором. Фторопластовые О-кольца используются с баллонами, предназначенными для хранения обогащённых кислородом газовых смесей, для уменьшения риска возникновения пожара.
  • Резервный рычаг. До 1970-х годов, прежде, чем стали устанавливаться манометры на регуляторах, часто использовался механизм, предназначенный для предупреждения пловца об истощении запаса газовой смеси. Подача газа автоматически прекращалась в тот момент, когда давление в баллоне достигало определённого значения. Чтобы использовать запас, аквалангист тянул рычаг и завершал погружение прежде, чем расходовался резерв.
  • Башмак — служит для предохранения баллона от чрезмерных ударов о землю, а также для обеспечения возможности установки баллона в вертикальном положении. Представляет из себя пластиковый стакан, в который нижней частью вставляется колба баллона. Применяется, в основном, со стальными баллонами.

Типы запорных вентилей

В настоящий момент существует четыре зарубежных типа вентилей:

  • A-зажим (или англ.  Yoke (йок) — струбцина) — обеспечивает герметичность соединения за счёт прижатия регулятора к вентилю баллона при помощи струбцины. Этот тип соединения прост, дешёв и очень широко используется во всём мире. Он рассчитан на максимальную величину давления в 232 бара, и самая слабая часть соединения, О-кольцо, не очень хорошо защищена от превышения давления.
  • 232 бар DIN (5 витков, трубная резьба G 5/8″) — регулятор вкручивается в вентиль, что обеспечивает надёжную фиксацию уплотнительного О-кольца. Они более надёжны чем A-зажимы, потому что О-кольцо хорошо защищено, но во многих странах оборудование стандарта DIN не используется повсеместно на компрессорах, таким образом водолаз должен будет в поездку брать адаптер.

  • 300 бар DIN : (7 витков, трубная резьба G 5/8″) — аналогичен предыдущему типу вентиля (на 232 бара), но рассчитан на рабочее давление до 300 бар. Возможно использование регуляторов, рассчитанных на 300 бар в баллонах, рассчитанных на давление 232 бара, но не наоборот.
  • EN 144-3:2003 Европейский стандарт описывает новый тип соединения, который внешне похож на стандарт DIN 232 или 300, однако в нём используется метрическая резьба M 26×2. Соединение данного типа предназначено для использования со смесями, в которых содержание кислорода выше, чем в атмосфере, то есть — с гипероксическими газовыми смесями.

По правилам Евросоюза с августа 2008 года всё оборудование, используемое для погружений с использованием нитроксов или чистого кислорода, должно соответствовать новому стандарту.

Кроме импортных стандартных вентилей на территории СНГ используется так же большое количество баллонов с советскими стандартами на присоединительную резьбу. Самым массовыми являются баллоны с вентилем ВК-200, присоединительная резьба которых используется так же на аппаратах Украине-2 и Юнга (АСВ). Кроме этого есть ещё разъем «АВМ-5(7)» и разъем «АВМ-1». Для установки импортных регуляторов, а также регуляторов с другими стандартами резьбы, на такие баллоны устанавливаются переходники:

  • «Украина-2» и баллоны с вентилем ВК-200 на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», −7 на регулятор DIN.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», −7; «Подводник-2», −3 на регулятор YOKE.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор АВМ-5.

Материал баллонов

Баллоны изготавливаются из стали, алюминия, композитного материала из стали и углеродного волокна. При этом каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы.

  • Стальные баллоны. Имеют высокую отрицательную плавучесть, что позволяет сократить количество грузов, однако ставит ограничение на максимальное количество одновременно транспортируемых баллонов.
  • Алюминиевые баллоны. Несмотря на более низкую плотность металла, алюминиевые баллоны получаются более тяжёлыми за счёт увеличения, по сравнению со стальными, толщины стенок колбы. При этом в некоторых федерациях подводного плавания для стейджей преимущественно используются алюминиевые баллоны, так как, в отличие от стальных баллонов, их вес в воде близок к нулю. Имеют ограничение по максимальному рабочему давлению в сосуде — 210 бар.
  • Композитные баллоны. Имеют небольшой вес, что при использовании в воде оборачивается необходимостью дополнительного набора грузов. Весьма хрупки.

Назначение баллонов

Дайверы часто используют несколько видов баллонов. Каждый баллон имеет своё назначение.

Дайверы, совершающие рекреационные погружения, часто имеют в наличии следующие баллоны:

  • Основной баллон — используется во время погружения, ёмкость, обычно, от 10 до 18 литров.
  • bail out или bale out — баллон, используемый только в качестве аварийного резерва воздуха, «запасной парашют» аквалангиста. Обычно имеет объём от 0,4 до 1 литра.
  • пони-баллон — баллон небольшого размера, используемый в качестве резерва.

Дайверы, совершающие технические погружения, часто используют несколько видов дыхательных смесей, каждая из которых находится в отдельных баллонах, для всех этапов погружения:

  • трэвел-смесь или транспортная смесь (от англ.  travel gas ) — баллон содержит газ для использования во время погружения — обычно это нитрокс со средним парциальным давлением кислорода в смеси.
  • донная смесь (от англ.  bottom gas ) — баллон содержит газ для использования на глубине — обычно это основанная на гелии газовая смесь с низким содержанием кислорода — гелиокс или тримикс. (от англ.  stage ) — баллон содержит газ для прохождения декомпрессионных процедур, обычно это нитрокс с высоким парциальным давлением кислорода или чистый кислород.

В Ребризерах используются баллоны небольшого объёма (1 — 3 литра):

  • Кислородные ребризеры имеют кислородный баллон
  • ребризеры полузамкнутого цикла имеют баллон с дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.
  • ребризеры замкнутого цикла имеют баллоны с кислородом и дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.
Вам будет интересно  Семь топовых рабочих мест для дайверов

Ёмкость

Наиболее часто задаваемый вопрос выглядит так: «как долго можно пробыть под водой, используя тот или иной баллон?»

Ответ состоит из двух частей:

1. Сколько газа может содержать баллон? Ёмкость баллона зависит от двух показателей:

  • рабочее давление : от 200 до 300 бар
  • внутренний объём : обычно он составляет от 3 до 18 литров

Таким образом, баллон объёмом 3 литра с рабочим давлением 300 бар может содержать до 900 литров газа.

2. Сколько газа потребляет пловец? На потребление газа влияют два фактора:

  • Частота дыхания подводника, в литрах в минуту. В нормальных условиях эта величина составляет от 10 до 25 литров в минуту. Во время напряжённой работы или паники потребление воздуха может возрасти до 100 литров в минуту.
  • Окружающее давление: давление на поверхности составляет 1 бар (1 атмосферу). Каждые 10 метров глубины увеличивают давление на 1 бар.

Так, пловец, потребляющий 20 литров воздуха в минуту на поверхности, на глубине 30 метров (4 бара) будет потреблять 80 литров в минуту. Если аквалангист имеет для дыхания только трёхлитровый баллон под давлением 300 бар, то газ в баллоне закончится через 11 минут с небольшим.

На потребление газа также влияют скорость потребления кислорода организмом (метаболизм), физическая нагрузка, и психологическое состояние. Строго говоря два последних фактора влияют на расход воздуха не на прямую, а через частоту дыхания. Так как известно, что в зависимости от физической нагрузки увеличивается потребление организмом кислорода, а как следствие, увеличивается объём потребляемой смеси и частота дыхания. Психологическое состояние (стресс, возбуждение, спокойствие) также заметно влияет на расход дыхательной смеси. Логично предположить, что потребление газа больше, если водолаз нервничает или возбуждён.

Резервирование

Настоятельно рекомендуется часть используемого газа резервировать для повышения безопасности. Резерв может понадобиться для осуществления более длинных декомпрессионных остановок, чем было предусмотрено планом погружения, или для предоставления дополнительного времени для устранения последствий происшествий под водой.

Размер резерва зависит от вероятности возникновения той или иной нештатной ситуации во время погружения. Глубоководное или декомпрессионное погружение требует бо́льшего резерва, чем мелководное или бездекомпрессионное погружение. В рекреационных погружениях рекомендуется планировать погружение таким образом, чтобы при выходе на поверхность в баллоне оставался газ под давлением 50 бар или 25 % от начальной ёмкости. В технических погружениях (погружения в надголовные среды или глубоководные погружения) аквалангисты планируют погружения с увеличенными пределами безопасности используя правило третей: одна треть газа планируется на погружение, вторая треть — на выход на поверхность и третья — резерв. При этом в последнее время появились более жёсткие рекомендации, которые основываются на анализе происшествий: оставлять в резерве половину (две четверти), а то и более, запаса газа. Данные рекомендации относятся в большей степени к людям, занимающимся проникновением в подводные пещеры, останки кораблей, в другие надголовные среды с ограниченной свободой манёвра.

Типовые наборы баллонов

Под аквалангом здесь понимается набор из баллона и регулятора — минимальный комплект, позволяющий дышать под водой.

Для обеспечения безопасности водолазы часто берут дополнительный резервный акваланг, чтобы уменьшить вероятность возникновения ситуации «без воздуха» (англ.  out-of-air ). Есть несколько вариантов использования баллонов и регуляторов:

  • Одиночный акваланг (без избыточности): состоит из одного большого баллона и одного регулятора. Данная конфигурация проста и дешева, но это всего лишь одна система. Если акваланг откажет, то пловец откажется в ситуации «без воздуха». Эта конструкция не рекомендуется для использования во всех погружениях, где есть «надголовная среда», которая может помешать выполнить аварийное всплытие: подлёдный или пещерный дайвинг, проникновение на затонувшие объекты.

  • Основной акваланг плюс пони-баллон с регулятором: эта конфигурация использует большой, главный акваланг наряду с независимым меньшим аквалангом, названным «пони». Водолаз имеет две независимых системы, но полная система является теперь более тяжёлой, более дорогой при покупке и обслуживании. Пони-баллон имеет небольшую вместимость и, таким образом, может обеспечить запас воздуха для мелководных погружений. Другим типом отдельного резервного источника воздуха, является «микроакваланг»: переносной 0,5-литровый баллон с регулятором, смонтированном непосредственно на баллоне. Данный «микроакваланг» позволяет сделать несколько вдохов и произвести всплытие с глубины до 20 метров.
  • Стейджи: тип независимых аквалангов, используемых в техническом дайвинге. Их цель заключается не в обеспечении газом в случае отказа акваланга, а в хранении газовых смесей, используемых на различных этапах погружения.
  • Независимая спарка (англ.  Independent twin set ): состоит из двух независимых аквалангов. Такая система более тяжёлая, дорогая при покупке, в обслуживании, зарядке баллонов. Также пловец должен помнить о своевременной смене регулятора, чтобы в баллонах всегда оставался резервный запас воздуха, чтобы в случае отказа одного из аквалангов не оказаться в ситуации «без воздуха». Независимые спарки не очень хорошо работают с воздушно-интегрированными компьютерами.
  • Спарка с манифолдом и одним регулятором: два баллона объединены при помощи манифолда, но подключён только один регулятор. Такой вариант прост и дёшев, однако не имеет резервной системы дыхания, всего лишь увеличивая запас газа.
  • Спарка с манифолдом и двумя регуляторами: состоит из двух аквалангов, соединённых манифолдом с вентилями, которые могут быть перекрыты в случае аварии. Данная конструкция при аварии позволяет сохранить остаток газа в уцелевшем баллоне. «За» и «против» этой конфигурации аналогичны «за» и «против» в независимой спарке. Кроме того, к положительным качествам можно отнести отсутствие необходимости смены регуляторов под водой. Однако есть опасность потери всего запаса газовой смеси, если в момент утечки воздуха вентили на манифолде не смогут быть перекрыты, к тому же манифолд дорог и является ещё одной потенциальной точкой отказа.

Зарядка баллонов

Резервуары должны заряжаться только воздухом на компрессорах или другими дыхательными газами, используя методы смешивания газов. Обе этих услуги должны предоставляться надёжными организациями, вроде магазинов подводного оборудования. Использование для дыхания индустриальных сжатых газов может быть смертельным, потому что высокое давление увеличивает эффект любых примесей в них.

Специальные меры, которые должны быть предприняты при работе с газовыми смесями, отличными от воздуха:

  • Кислород в высоких концентрациях может привести к пожару или коррозии.
  • Кислород должен перекачиваться из одной ёмкости в другую очень осторожно, и только используя очищенные и промаркированные баллоны.
  • Газовые смеси, содержание кислорода в которых отлично от 21 % могут быть чрезвычайно опасны для водолазов, которые не знают процент содержания кислорода в них. На всех баллонах должен быть нанесён состав смеси.

Дыхание загрязнённым воздухом на глубине может стать фатальным. Общие загрязнители: угарный газ — побочный продукт сгорания, углекислый газ — продукт метаболизма, масла и смазок, попавших из компрессора.

Взрыв, вызванный внезапным выбросом из баллона газа под высоким давлением, может быть очень опасным при неумелом обращении. Самый большой риск взрыва существует во время зарядки баллона и первые минуты после окончания зарядки и увеличивается из-за уменьшения в результате коррозии толщины стенок колбы баллона. Другая причина — повреждение или коррозия резьбы и горловины баллона в месте крепления вентиля.

Если зарядка идет от мощного компрессора без предварительного охлаждения сжатого воздуха — баллон разогревается, а после зарядки — остывает, при этом воздух внутри ещё горячий. Напряжения в металле дополняются термическими напряжениями. Это при критическом давлении может довести ситуацию до разрушения. Поэтому остывание в первые минуты после забивки — наиболее опасное время.

Хранение баллона под давлением уменьшает вероятность загрязнения внутренней части баллона коррозийными или токсичными агентами: морской водой, парами нефти, бензина, дизельного топлива, ядовитыми газами, колониями грибов или микроорганизмов.

Производство и тестирование

В большинстве стран требуется регулярная проверка баллонов. Обычно она включает в себя визуальную проверку внутренней поверхности и гидростатический тест (опрессовку). В США визуальная проверка должна проводиться каждый год, а гидростатический тест — каждые пять лет. В ЕС визуальная проверка должна проводиться раз в два с половиной года, а гидростатический тест — каждые пять лет. В Норвегии гидростатический тест (и визуальная проверка) должен проводиться через три года после производства баллона, а затем — каждые два года.

Вам будет интересно  Дайвинг для новичков: основные правила. Снаряжение для дайвинга Что входит в полный комплект для дайвинга

Законодательство в Австралии требует, чтобы баллоны были гидростатически проверены каждые двенадцать месяцев.

Гидростатический тест включает доведение давления в баллоне до испытательного давления и измерение объёма баллона до и после теста. Постоянное увеличение объёма выше допустимого уровня означает, что баллон не выдерживает тест и должен быть уничтожен.

При производстве баллона его параметры, включающие рабочее давление, тестовое давление, дату производства, материал, ёмкость и вес, штампуются на поверхности колбы.

При проведении тестов дата текущего тестирования или дата проведения следующей проверки в некоторых странах, например, в Германии, штампуется на плечиках колбы для облегчения проверки в любой момент.

Большинство операторов компрессорных станций проверяют эти сведения перед зарядкой баллонов и могут отказать в случае наличия нестандартных или просроченных баллонов.

Цветовое кодирование баллонов

В соответствии с EN 1098-3 в ЕС вводится в использование цветовое кодирование газовых смесей в баллонах.

    , найтрокс — белые и чёрные четверти, расположенные противоположно.  — белые и коричневые четверти, расположенные противоположно.
  • Чистый кислород — белая горловина.
  • Чистый гелий — коричневая горловина.  — горловина раскрашена секторами белого, чёрного и коричневого цвета.

Во многих дайв-центрах по всему миру, где воздух и нитрокс являются стандартно используемыми газами, найтроксные баллоны имеют следующую цветовую маркировку: зелёная полоса на жёлтом основании. Обычным цветом алюминиевого баллона является серебристый. Стальные баллоны окрашиваются во избежание коррозии, главным образом, в жёлтый или белый цвет, что позволяет улучшить заметность. В некоторых промышленных стандартах маркировки баллонов жёлтый цвет означает наличие в баллоне хлора, а в Европе жёлтый цвет означает ядовитое или корродирующее содержимое, однако для подводного плавания это не имеет никакого значения, так как арматура и оборудование не совместимо.

Маркировка

В Европейском союзе баллоны должны быть промаркированы в соответствии с их содержимым. Ярлык должен содержать сведения о типе дыхательной смеси в баллоне.

Баллоны, предназначенные для использования обогащённых кислородом газовых смесей также требуют наличия маркировки «подготовлено к использованию с кислородом», означающей, что они подготовлены для использования в обогащённой кислородом среде.

Как выбрать баллон для дайвинга

Выбираем баллон для дайвингаРассмотрим стандартный баллон для дайвинга. Если все ваши погружения осуществляются на курортах, с использованием снаряжения взятого на прокат, то, скорее всего вы будете погружаться с 11 литровым, алюминиевым баллоном (также называемый восьмидесяткой, из-за объема, равного 80 кубическим футам). В магазинах продающих снаряжение либо уже на воде, вы можете обратить внимание на встречающиеся баллоны нестандартных размеров. Давайте разберемся, для кого они предназначены?

Возможно для вас. Алюминиевые 80ки широко распространены, не потому что они лучше, а из-за их невысокой стоимости. Таким образом, выбрав другой баллон – более подходящий под ваши габариты, расход воздуха, плавучесть и стиль плавания, можно получить огромную разницу, при следующем погружении.

ЕМКОСТЬ: Чем больше воздуха, тем лучше, но следует соблюдать баланс между емкостью, габаритами, весом и плавучестью. Вывод: не стоит выбирать чересчур большие баллоны.

РАЗМЕР: Какого размера должен быть баллон, что бы его назвать “чересчур большим”? Это напрямую зависит от ваших габаритов. Большинству дайверов будет некомфортно, использование длинного баллона, если вы сможете присесть с баллоном, закрепленным на компенсаторе плавучести, то собираться вам будет намного удобнее. Если вы можете перенести баллон за вентиль или рукоять на полностью вытянутой руке, а не тащить его по земле, вы избежите повреждения баллона и проблем со спиной.

По перечисленным критериям, стандартная алюминиевая 80ка (65,8 см) будет слишком длинной для большинства дайверов. В таком случае можно рассмотреть другие варианты: Luxfer производит алюминиевые баллоны на 80 кубических футов, которые толще, обычных (20,3 см, вместо 18,4 см) но на 7,6 см короче. Также, они немного тяжелее. И оба Luxfer и Catalina делают алюминиевые баллоны на 63 кубических фута, которые еще короче – 55,9 см. Восьмидесятки из штампованной стали выпускают длинной менее 51 см.

ПЛАВУЧЕСТЬ: Вам необходимо отгрузиться так, чтобы преодолеть положительную плавучесть баллона, когда он почти пуст. Если вы не добавите грузов, вы будете иметь проблемы, совершая остановку безопасности. Аналогичным образом, если баллон имеет отрицательную плавучесть, когда почти пуст, вы предварительно можете снять груз с пояса.

ВЕС и “РЕАЛЬНЫЙ ВЕС”: Характеристика положительной или отрицательной плавучести также влияет на количество грузов, которые вам придется таскать на себе, до и после погружения. Если выбрать более легкий баллон, имеющий большую плавучесть, вы не облегчите снаряжение, так как вам придется добавить дополнительные груза на пояс. Чтобы рассчитать “реальный вес” баллона, к сухому весу добавьте значение плавучести пустого баллона.

Например: вес алюминиевой восьмидесятки Catalina составляет 14,3 кг, а положительная плавучесть пустого баллона + 1,86 кг. Таким образом, её реальный вес 16,2 кг. С другой стороны стальной Faber 80ка имеет вес 14,7 кг и отрицательную плавучесть пустого баллона – 3,3 кг. И его реальный вес получается 11,4 кг. Его опубликованный вес больше, чем у алюминиевого, но “реальный вес” будет на 4,8 кг меньше.

ПРОКАТ БАЛЛОНОВ: СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

По сей день самыми распространенными прокатными баллонами в мире являются алюминиевые 80ки, такие как Luxfer S080 или Catalina S80. Их габариты 18,4 x 66 см и плавучесть около +1,80 кг в пустом состоянии. Но также бывают и другие варианты. Распространенной альтернативой является алюминиевая 63. Она на 10,2 см короче 80ки, легче и имеет меньшую плавучесть – “реальный вес” примерно на 2,7 кг меньше.

На большинстве курортов имеются небольшие баллоны для детей и взрослых небольшого размера, а где-то и большие баллоны. Либо у инструктора могут иметься личные баллоны, которые он может одолжить вам.

Независимо от размера используемого баллона, перед первым погружением следует проверить:

Проверьте уплотнительное кольцо на вентиле. Прокатные и курортные баллоны зачастую эксплуатируются небрежно. Уплотнительные кольца, вероятнее всего не меняются до тех пор, пока не начнут травить. Проверьте на предмет истирания, вмятин и трещин. Внимательно послушайте на наличие утечек или намочите водой место соединения находящееся под давлением и посмотрите, не идут ли пузырьки. Уплотнительные кольца дешевы и легко заменяемы, если вы видите, что они повреждены, сообщите об этом дайв-гиду, он должен без колебаний их заменить, либо предоставить вам другой баллон.

Проверьте герметичность состыковки вентиля с баллоном. Наличие утечки указывает на трещину в баллоне, в районе резьбы для вкручивания вентиля. Вам потребуется погрузить баллон в воду, чтобы обнаружить пузырьки, указывающие на место утечки. Если баллон не герметичен, сообщите об этом и попросите заменить баллон.

Проверьте наклейку и клеймо с датой опрессовки баллона. Они необходимы в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, но не во всех популярных местах для дайвинга. Зарубежные гиды могут по-прежнему проверить баллон и записать данные в журнал регистраций, а не на наклейке, так что не паникуйте, если она отсутствует. Почти вся опасность разрушения баллона приходится на время его заправки, когда вы будете находиться где-нибудь в другом месте.

Проверьте работу вентиля. Если клапан тяжело поворачивается, проскальзывает или залипает, то он нуждается в обслуживании, но пока он не травит, вам не о чем беспокоиться.

Проверьте внешний вид баллона. Осмотрите баллон на предмет повреждений, царапин и вмятин, если на нем отсутствуют борозды, глубиной от 3 мм и более, то, скорее всего с баллоном проблем не будет. Даже при их наличии, наибольшей опасности подвержен тот парень, который будет заправлять ваш баллон.

ПРОДАЖА: СОВЕТЫ ПОКУПАЮЩИМ БАЛЛОН

Если вы пришли в магазин за баллоном, вы уже должны для себя решить один основной вопрос. Сталь или алюминий: что лучше? Ответ зависит от нескольких факторов. Сравните, например, стальной Faber 78 и алюминиевый Luxfer 80, фактически вмещающий 2200 литров (2,2 куб. метра) газа.

Вам будет интересно  Дайвинг (спорт) - Diving (sport)

ВЕС: Хоть алюминий и легче стали, но он менее прочен, по этой причине стенки в алюминиевых баллонах делают почти в два раза толще, и таким образом стальные баллоны получаются легче. Стальной баллон весит 13.6 кг, алюминиевый 14.4 кг.

РАЗМЕР: Поскольку при производстве стальных баллонов используется меньше металла, при равном объеме они компактнее алюминиевых (в одном диаметре, они почти на 7,6 см короче).

ПЛАВУЧЕСТЬ: Кроме того, пустые баллоны из стали обладает меньшей плавучестью, в сравнении с алюминиевыми.

10% переполнение баллонаОБЪЕМ: Мы попытались подобрать баллоны равные по емкости, но сделать это не так просто. Так как стальной баллон вмещает 2208,7 литров (78 кубических футов) только при переполнении на 10% от номинального значения. Стальные баллоны, промаркированные знаком «+», допускают переполнение только в первые пять лет после его изготовления, затем можно продлить этот срок, пройдя специальную процедуру опрессовки, но на практике, оказывается, крайне тяжело найти предприятие, выполняющее данные работы. Таким образом, технически ваш стальной баллон через 5 лет по объему уменьшится с 2208,7 до 2010,5 литров. Хотя большинство заправочных станций игнорируют предельно допустимые сроки и продолжают заправлять на 10 процентов больше, но стоит иметь в виду, что где-нибудь вам в этом могут отказать.

СРОК СЛУЖБЫ: При надлежащем уходе, оба баллона выдержат сотню тысяч циклов заправки/опустошения. Который прослужит дольше? Без разницы.

ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОБСЛУЖИВАНИЕ: Алюминиевые баллоны слабо подвержены образованию трещин и окислению, в то время как стальные баллоны без должного ухода начинают ржаветь, что является серьезной проблемой. Так как алюминий мягче стали, он в большей степени подвержен внешним повреждениям и образованию вмятин, поэтому как стальные, так и алюминиевые баллоны нуждаются в ежегодном визуальном осмотре и опрессовке каждые пять лет.

СОВЕТЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАЛЛОНОВ

Для владельцев баллонов существует два основных правила:

1) Не допускайте попадания воды

Крайне важно не допускать попадания воды в баллоны, особенно стальные. Алюминий также подвержен внутреннему окислению, а этот процесс загрязняет воздух и ослабляет металл.

Окисление алюминия является незначительной проблемой, потому что, как только стенки баллона покроются тонкой оксидной пленкой, она защитит основной металл от дальнейшего окисления. И хотя белый порошкообразный материал не пойдет на пользу внутренностям вашего регулятора, сам баллон крайне редко страдает и, как правило, может быть очищен.

Окисление и ржавление стали является более серьезной проблемой, поскольку процесс может пойти вглубь металла. Соленая вода внутри баллона и хранение его под давлением в одном положении, при котором вода и ржавчина скапливаются в одном месте, может со временем превратить баллон в реактивный снаряд. Предпочтительнее хранить баллоны в вертикальном положении, чем лежа на боку, так как боковые стенки баллона тоньше, чем его дно. Баллоны, заправленные найтроксом, подвержены большему риску, из-за большего содержания кислорода в смеси.

Вода чаще всего проникает внутрь баллона во время заправки. Чтобы этого не допустить:

  • Протрите полотенцем верную часть вентиля, и перед установкой заправочного шланга на мгновение откройте вентиль. Кратковременный поток воздуха собьет остатки воды.
  • Продувка шланга. Хороший заправщик, перед состыковкой заправочного шланга и вентиля на баллоне, сначала продует их кратковременным потоком воздуха.
  • Бочки с водой, не такая уж хорошая идея, как может показаться на первый взгляд. Потому что они являются основным источником влаги попадающей в баллоны. Предполагаемый эффект от охлаждения водой, на самом деле имеет незначительное влияние при заправке, а также бочка будет слабым ударогасителем при взрыве баллона.
  • Никогда полностью не опустошайте баллон, и если вы это сделали, немедленно перекройте вентиль. Если баллон оставить пустым и открытым, в него будет поступать влажный воздух из окружающей среды, и циркулировать при изменении температуры в помещении.

2) Не пропускайте плановые проверки своего баллона

Необходимо ежегодно проходить визуальный осмотр – это лучшая страховка от коррозии, растрескивания и безвременного выхода из строя вашего баллона. Осмотр поможет обнаружить незначительную коррозию и устранить её, пока не стало еще хуже.

Хороший инспектор проверит баллон снаружи, на наличие коррозии, вмятин и сколов. Затем при помощи яркого света внимательно изучит внутренние стенки, проверит резьбу при помощи стоматологического зеркала на предмет раскалывания и истирания. И обязательно убедится в исправности вентиля и уплотнительных колец.

К сожалению, некоторые инспекторы плохо обучены и не знают, что искать. Как это определить?

  • Проверьте наличие сертификата. Около половины всех инспекторов не сертифицированы.
  • Задавайте больше вопросов: “Что вы там ищете? Как вы это определили?” и т.д. Ответы должны быть ясными и уверенными.
  • Можете прилепить наклейку на баллон. Если инспектор не отклеил вашу наклейку с надписью “Я люблю Кайманов”, что бы проверить поверхность под ней, он плохо выполнил свою работу.

Гидростатический тест необходимо проводить каждые пять лет, включая визуальный осмотр. При испытаниях баллон заполняется водой, затем поднимается давление, до 5/3 от указанного на горловине, объем баллона увеличивается под давлением, производится замер, затем давление снижается до атмосферного и измеряется его объем. Полученные данные показывают, произошла ли усталость металла.

Другие факторы, которые следует учитывать:

Переходник с DIN на YOKEВЕНТИЛИ ТИПА DIN: Баллонам высокого давления, поставляющимся с вентилями типа DIN необходим переходник для стандартной первой ступени регулятора. Такие вентили также имеют тенденцию скапливать воду, которая при следующей заправке будет задута в баллон. Но в то же время, вентили типа DIN легко превращаются в YOKE вкручиванием недорогого переходника.

ЦЕНА: Баллоны высокого давления стоят дороже.

ЗАПРАВКА БАЛЛОНА: Будут ли дайверские магазины в состоянии заполнить его до отказа?
Например, большинство водолазных ботов редко могут забить сверх 3000 psi (207 bar) – по горячей.

Целесообразность путешествия с баллоном

Перелет со своим баллоном хоть и возможен, но делать этого не следует. Мало того, что воздух из ваших баллонов придется стравить, авиакомпания или таможенные службы могут потребовать, чтобы вентили были выкручены, что позволит влаги и грязи попасть внутрь. Кроме этого, с вас, скорее всего, будет взыскана дополнительная оплата багажа.

Взрывающиеся баллоны: факт или вымысел?

Факт: Баллоны взрываются, но не часто.
Как правило, подозреваемыми являются алюминиевые баллоны, производимые до 1988 года, компаниями Luxfer, Walter Kidde, Norris Industries и Reynolds Aluminum из сплава под названием «6351». Из перечисленных производителей, только Luxfer продолжает производить баллоны для подводного плавания, но уже используя другой сплав.

Согласно записям Министерства транспорта, с 1986 года взорвалось 12 таких баллонов в США, и 17 во всем мире, почти все из них, будучи заполненными. Для сравнения, примерно 25,4 миллиона баллонов было сделано из 6351 сплава.

Большинство взрывов были вызваны «постоянной нагрузкой на трещины» возникающие при ослаблении структуры металла свинцом, входящим в состав сплава. Трещины начинали появляться в верхней части баллона и медленно расползались через резьбу, как правило, в течение многих лет. Как показывает практика, хранение баллонов под большим давлением только усугубляет проблему.

На самом деле, мелкие трещины не такая уж редкость, большинство из них не приводят к взрыву, в том числе и очевидные при визуальном осмотре. Произошедшие взрывы говорят не только о проблеме с алюминиевым сплавом, но и о еще одной, более серьезной проблеме, качестве многих проведенных визуальных проверок.

В 1988 году Luxfer перешли на использование сплава «6061», который не содержит свинца (Catalina начали производить баллоны в 1986 году и использовали 6061 сплав с самого начала). Алюминиевые баллоны, выпущенные до 1988 года, можно распознать по маркировке, расположенной на горловине.

Вымысел: Взрыв баллона в багажнике автомобиля.
В то время как дайвер работал в прохладном офисе, его заправленный баллон нагревался в багажнике черного автомобиля, припаркованного под лучами раскаленного солнца. Температура повышается. 13:00, 14:00. Вдруг, раздается громкий хлопок и обломки «Тойоты» разлетаются по парковке.

Правдивая история? Нет. В 32 градусную жару, температура в багажнике может достигать 65 градусов по Цельсию. Вам же необходимо нагреть заполненную алюминиевую «80ку» хотя бы до 200 градусов, что бы на её стенки было оказано давление, применяемое при гидро испытании, около 5000 psi (345 bar).

Если у вас появились вопросы не затронутые в данной статье, вы можете обсудить их на форуме.

Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33319

Источник http://www.3-dm.ru/articles/useful-information/rekomendatsii-kak-vybrat-ballon-dlya-dajvinga

Источник

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *