17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

 

17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

17 организаций, занимающихся экопросвещением в Москве и Подмосковье

16 сентября — Международный день охраны озонового слоя, который был учрежден ООН в 1994 году. По этому поводу Time Out вспоминает 17 организаций, просвещающих жителей Москвы и Подмосковья в вопросах экологии.

ГПБУ «Мосприрода»

Государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода» было образовано в 2014 году. Основные функции — охрана и содержание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Москвы, создание эколого-просветительской инфраструктуры, сохранение биоразнообразия и развитие экологического просвещения города.

Для успешного развития городов важно, чтобы не только власти, но и сами горожане разбирались в вопросах экологии и знали, как беречь городскую природу. «Мосприрода» как раз этим и занимается — экологическим образованием и просвещением. Учреждение активно пропагандирует здоровый образ жизни и физическую культуру в гармонии с природой, организует оздоровительные, спортивные, образовательные, эколого-просветительские мероприятия для детей и взрослых.

Под их руководством создана сеть современных эколого-просветительских центров с интерактивными мультимедийными экспозициями на самые разные темы — от жизни леса и чудесного мира пчел до проблем экологии и охраны окружающей среды. В экоцентрах проводят тематические квесты, игры на свежем воздухе, мастер-классы и занятия, посвященные таким темам современной экологии как «изменение климата», «альтернативная энергетика», «ресайклинг», «раздельный сбор и переработка отходов», «проблема образования мусора» и другие.

Благодаря деятельности «Мосприроды» экскурсии по экологическим тропам, экологический и оздоровительный туризм, лекции и семинары, конференции и выставки, различные клубы, кружки и секции, творческие объединения на основе интереса к экологии становятся все популярнее у столичных жителей.

Национальный парк «Лосиный Остров»

«Лосиный Остров» — особо охраняемая природная территория федерального значения и один из первых национальных парков в России.

Чем полезным можно заняться в парке:

  • сходить на экскурсии по экологическим тропам, территории национального парка, музеям и экологическим центрам (на территории «Лосиного Острова» их восемь, у каждого из которых своя «изюминка»);
  • поучаствовать в игровых программах и квестах, во время которых дети через игру знакомятся с лесом, животными и природой Подмосковья;
  • посетить массовые праздничные и природоохранные волонтерские мероприятия;
  • послушать выездные лекции и мастер-классы;
  • сходить на экологические уроки и практики для школьников и студентов и методические семинары для преподавателей.

Национальный парк уделяет большое значение экологическим урокам, как этапу знакомства с национальным парком. После таких уроков многие школьники действительно хотят попасть в «Лосиный Остров». На полевых экскурсиях — да и при любом посещении национального парка — наши гости могут увидеть, потрогать и ощутить всю красоту Подмосковных лесов.

Современные дети чаще всего не знают, как можно и нужно проводить время на природе, ведь сегодня с помощью интернета узнать любую информацию можно не выходя из дома. При этом в лесу большинство теряется и не может определить, насколько опасно то или иное животное или растение. Только на природе можно научить городских детей ощущать запахи, определять на слух голоса и различать зверей и птиц.

Рустам Якубов, директор нацпарка «Лосиный Остров»:

В 2019 году из 7 миллионов граждан, ежегодно посещающих наш парк, более 8 тысяч пришли на мероприятия в экоцентрах. Возможности нашего национального парка позволяют увеличить этот поток:

  • Мы с оздали новые экологические тропы: «Босоногая тропа» (ЭПК «Дендрарий»), «Тропа сказок» (ЭПЦ «Красная сосна»).
  • Ведем работу по оформлению и созданию дополнительных экскурсионных объектов на экологических тропах: «Вятичи», «Войди в зеленый мир», «Заповедный лес».
  • Визит-центры разрабатывают и проводят новые программы: игровые экскурсии, мастер-классы, праздники, тематические мероприятия.
Вам будет интересно  База Экологического Туризма Третники

В ближайшее время мы также планируем провести серию онлайн-уроков для всех желающих с упором на учеников младшей и средней школы.

Greenpeace в России

Российское отделение общественной некоммерческой неправительственной организации Greenpeace было открыто в 1992 году и с тех пор провело множество кампаний, направленных на решение экологических проблем. Основные направления работы — изменение климата, леса и особо охраняемые природные территории, пожары, чистый воздух и философия «ноль отходов».

Экопросвещение — одна из задач российского отделения Greenpeace. На нашем сайте можно найти много полезных инструкций: начиная от того, как понять маркировку на пластике, и заканчивая тем, как сделать вермиферму у себя дома. Наши эксперты проводят лекции, тренинги, в самых разных форматах и востребованы именно как спикеры в своих темах. Мы участвуем в различных фестивалях или камерных событиях, которые делают разные площадки. На днях мы запустили онлайн-курс , как стать экологичным не выходя из дома.

Очень большая работа ведется в проекте «Останови огонь»: вместе с партнерами мы выпустили обучающий комплект материалов для детей школьного возраста о том, как вести себя во время природного пожара, и как, собственно, не допустить пожаров (что очень важно, ведь 9 из 10 пожаров происходят по вине человека). Нам кажется важным, чтобы дети с раннего возраста получали правильную информацию. В комплект вошли уроки, настольные игры, противопожарные мультфильмы, которые мы сделали вместе с «Фиксиками» и «Смешариками».

Виолетта Рябко, руководитель медиаотдела

Работа над материалами началась в 2017 году и ведется до сих пор. В 2020 году выпустили новые игры для детей дошкольного возраста. Материалы можно использовать для проведения уроков в школах, детских садах, фестивалях и детских лагерях, а также играть дома с детьми. Все материалы прошли экспертизу Министерства Просвещения РФ, были рекомендованы к использованию в учреждениях дополнительного образования и как дополнение к курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. Несмотря на карантин, противопожарная работа продолжается и сейчас. Мы планируем запустить занятия для детей онлайн.

Дети в изоляции:

Обучаем мы и взрослых. Уже много лет проходят тренинги для тех, кто хочет научиться тушить пожары. Благодаря этим тренингах более чем в 15 регионах сформировались группы, которые рассказывают о проблемах пожаров, дают интервью, ведь часто люди боятся звонить 112 и рассказать, что видят пожар на природной территории! Добровольцы также учатся и затем тушат небольшие очаги, например, торфяные.

Еще есть проект «Возродим наш лес», в рамках которого мы привлекаем школьников к теме выращивания лесов. Мы работаем со школами больше 17 лет и вместе с детьми делаем лесные питомники: школьники сеют семена деревьев в питомник, ухаживают за растущими деревцами, потом приезжают на посадки с выращенными дубками и вязами. Некоторые школы не могут создать у себя на территории лесной питомник, так что для них мы придумали альтернативный вариант: выращивать дубы на подоконнике. Выращивать дубок дома детям нравится даже больше, чем в питомнике, потому что он как домашний питомец: ребенок несет за него ответственность, привыкает о нем заботиться.

Движение ЭКА

Межрегиональная экологическая общественная организация «Движение ЭКА» действует с 2010 года. Миссия движения — вовлечь как можно больше людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Среди направлений работы движения: реализация масштабных программ и проектов по экологическому просвещению детей, молодежи и взрослых (всероссийские экологические уроки на различные темы, программа «Зеленые вузы России» и другие), формирование ответственного обращения с отходами, защита экологических прав граждан, лесовосстановления и другие.

Вам будет интересно  Как выбрать и купить рацию, советы для успешной покупки связи в экстремальных условиях

В 2014 году движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников «Мобильные технологии для экологии » о том, как с помощью современных гаджетов можно помогать природе онлайн. Затем появились уроки «В диких условиях » (профориентирующий урок о «зеленых» профессиях для старшеклассников), «Хранители воды » (серия уроков о бережном отношении к водным ресурсам и проблемам изменения климата), «Вода России» (о способах сохранения российских рек и озер).

В 2017 году все разработанные уроки были собраны на едином портале экокласс.рф. Сейчас там представлены 35 общероссийских и международных экологических уроков, цель которых — научить школьников сохранять природу и жить в соответствии с принципами устойчивого развития. На данный момент на портале зарегистрировано 80 тысяч учителей. В уроках приняли участие более 2,4 миллионов школьников из всех регионов России и еще из 12 стран. Реализация такого масштабного проекта возможна благодаря поддержке партнеров .

о которых можно узнать на сайтах отдельных уроков

Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта «Экокласс.рф»

Материалы уроков создаются профессиональными педагогами и методистами, биологами, экологами-практиками, дизайнерами и IT-специалистами, которые превосходно разбираются в экологической тематике. Задачи уроков — донести до школьников масштаб экологических проблем, рассказать о том, какие способы борьбы наиболее эффективны и как мы можем повлиять на эти проблемы. Полученные знания школьники легко могут применять в повседневной жизни. У детей развиваются навыки и мышление, позволяющие им легче адаптироваться в постоянно меняющемся мире и отвечать на все новые экологические вызовы.

Уникальность экологических уроков в том, что помимо увлекательного образовательного контента они содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы, а сама методика урока требует от педагога минимум усилий и времени для его подготовки и проведения. Пакет для проведения урока разработан таким образом, что, даже не обладая специальными знаниями, учитель может провести качественный урок. Он, как правило, включает в себя:

  • подробный и понятный методический гид, а также видеогид, в котором показывается, как проводить разные элементы урока;
  • познавательную анимированную презентацию с подстрочным текстом для каждого слайда;
  • комплект для проведения интерактивной развивающей части урока (например, настольная игра, творческое задание, квест);
  • раздаточный материал в необычной форме: книжка-памятка для школьников, яркий плакат и другие материалы.

Путь учителя на экокласс.рф очень прост: необходимо зарегистрироваться на портале, выбрать понравившийся урок, скачать материалы и провести занятие в классе. После проведения урока все учителя, приславшие отчет с фотографиями, получают почетный диплом участника и благодарственное письмо в адрес школы.

Возможность стать пользователями портала есть не только у учителей, но и у школьников. Каждый учитель может зарегистрировать в личном кабинете свой класс, после чего школьники получают доступ к специальным онлайн-урокам с видеоматериалами, игровыми интерактивными заданиями и состязаниями, которые дети могут пройти самостоятельно и получить за это диплом. На портале также открыт отдельный вход для родителей и волонтеров, которые заинтересованы в экопросветительской деятельности и готовы самостоятельно проводить экологические уроки в школах.

В нашей копилке также есть несколько онлайн-уроков — это серии уроков «Вода России» (Водный след, Чистые реки, Лаборатория чистой воды), урок «Лесомания». Учителя найдут инструкцию по проведению интерактивных онлайн-тестов для школьников средних классов и по проведению практического квеста в старших классах, доступные для выполнения даже в условиях карантина.

Вам будет интересно  Экотуризм в России

Экоцентр «Заповедники»

Экоцентр «Заповедники» — объединение профессионалов заповедного дела и их единомышленников в целях организации общественной поддержки особо охраняемых природных территорий России. Основные направления деятельности: развитие общественного движения в поддержку заповедных территорий, обучение профессионалов заповедного дела, заповедный туризм, экологические тропы и визит-центры, организация индивидуального волонтерства, корпоративное волонтерство.

Прежде всего, мы обучаем людей, которые занимаются экологическим просвещением — проводим так называемые тренинги для тренеров в области экопросвещения. Мы начали заниматься этим с 1996 года. Такая работа была просто необходима: в 1995 году вышел федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, в котором экологическое просвещение было (впервые на законодательном уровне) указано как задача ООПТ. Однако не существовало ни методик, ни специалистов, ни определенных практик для развития этого направления. Наша организация была создана как раз для того, чтобы развивать это направление на особо охраняемых природных территориях.

Наталья Данилина, руководитель экоцентра

Вскоре после начала работы с федеральными ООПТ, мы в том числе начали работать и с московскими парками и лесами. В то время сети особо охраняемых территорий Москвы еще не было, но существовали структуры, которые занимались сохранением зеленых насаждений в городе — с ними мы и сотрудничали. После учреждения особо охраняемых природных территорий Москвы мы начали работать уже с их специалистами: обучали их, проводили совместные массовые мероприятия — например, фестивали «Парки Москвы собирают друзей», в рамках которых сотни московских школьников участвовали в эколого-просветительских программах.

Одним из важных для нас направлений была работа с парком «Зарядье» , когда он только начал делать первые шаги. Для павильона парка «Заповедное посольство» мы разрабатывали уроки и эколого-просветительские программы, которые знакомили всех посетителей парка и в особенности московских школьников с системой ООПТ России.

Совместно со специалистами ООПТ Москвы мы занялись созданием клубов Движения друзей заповедных островов — эта программа существует и сегодня, и при многих парках Москвы работают наши клубы для школьников, которые вместе с парками изучают московскую природу и помогают ее сохранять. Мы очень любим эту программу, она объединяет и детей, и взрослых, сочетает в себе и практическую составляющую — помощь в сохранении природы — и романтику, дух приключения, поскольку вклад, который может сделать каждый из участников, реален. Мы очень рады, что в рамках этой программы сотрудничаем с Российским движением школьников — это партнерство очень важно, чтобы Движение друзей заповедных островов становилось масштабнее.

Кроме этого, мы занимаемся разработкой новых форм экологического просвещения, в том числе с использованием интернет-технологий. В рамках Движения друзей заповедных островов нами был разработан Московский заповедный урок, который размещен на сайте проекта «Всероссийский заповедный урок» . Этот урок пользовался большим спросом, его использовали московские учителя для проведения «заповедного урока» в своих школах, а также специалисты в области экологического просвещения на своих особо охраняемых территориях.

Сегодня мы стараемся находить все больше новых способов взаимодействия с людьми через онлайн, в том числе и сейчас, когда все изолированы. В данный момент мы работаем над тем, чтобы «Всероссийский заповедный урок» стал еще более привлекательным для нашей аудитории: в частности, ищем возможности для интерактивного участия и взаимодействия школьников в рамках этого проекта.

Источник https://www.timeout.ru/msk/feature/495236

Источник

Источник

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *