Содержание
От создания экотроп — до экологического туризма
Как ассоциация «Большая Байкальская тропа» из сообщества эковолонтеров превратилась в организацию, занимающуюся экологическим просвещением и развивающую экологический туризм.
По Большой Байкальской тропе (ББТ) — сети троп в разных местах на побережье Байкала — хотя бы раз проходили многие туристы в Иркутской области и Бурятии. Большинство троп создали члены Ассоциации сторонников развития экообразования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская тропа» . Но сейчас ББТ – это уже не только тропы, но и экологическое просвещение, а скоро будет и социальный бизнес.
Иная миссия
Первые шесть участков тропы были построены еще в 2003 году. Сейчас протяженность построенных и реконструированных троп составляет более 500 километров. В начале организация ставила своей целью только создание туристических троп, но спустя 17 лет сменила свою миссию: сейчас это повышение экологической культуры общества для гармоничного взаимодействия человека и природы.
Елена Чубакова, президент Ассоциации ББТ, по-матерински волнуется за все тропы, которые, как она говорит, «мы натворили». К примеру, самая популярная тропа — от Листвянки до Больших Котов , по которой ходят тысячи туристов, где-то осыпалась, где-то оказалась перегорожена упавшими деревьями, пропали указатели, люди начали выходить на старые опасные тропы. Чтобы все исправить, нужно сделать полную инвентаризацию и оценить текущее состояние всех троп. Другие задачи — передача опыта, экопросвещение и комплексное развитие экотуризма.
Фото: Большая Байкальская тропа
На все это требуются огромные человеческие и финансовые ресурсы. Только в последние два года ББТ живет стабильно благодаря президентским грантам. Когда писали заявку на первый грант, пошли ва-банк: заложили не только расходы на сам проект, но и на зарплату сотрудникам и другие насущные нужды, на которые обычно денег никто не дает. После этого появился штат постоянных сотрудников, так необходимых для качественной подготовки и проведения проектов.
Елена Чубакова помнит 1 августа 2017 года. Она заранее сказала коллегам, что если организация не получит президентский грант, то с сентября закроется, потому что тянуть огромный объем работ без устойчивого финансирования было уже невозможно. К счастью, грант дали. И на следующий год – тоже. Сейчас команда ББТ думает о том, чтобы уже с 2020 года стать финансово устойчивой. И при этом воплотить давнюю мечту – открыть своего рода ресурсный центр для всей России.
От волонтерства — до собственной методики
“Старая гвардия” ББТ познакомилась друг с другом во время учебы на биофаке Иркутского государственного университета. Тогда инициаторы создания троп в Байкальском регионе ездили в национальные парки США, смотрели, как можно развивать экотуризм, учились строить, организовывать работу. В 2003 году проект создания первой национальной тропы России стартовал на Байкале. «Мы были все сумасшедшие биологи и туристы, так что идея экологических троп не могла нас не захватить», – поделилась руководитель организации. В начале Елена Чубакова совмещала волонтерство с основной работой в науке и туризме, но с 2015 года полностью сосредоточилась на работе в ББТ.
Фото: Большая Байкальская тропа
В 2018 году организация из межрегиональной превратилась в общероссийскую, чтобы можно было работать на территории всей страны. В нынешнем году запланировано проведение семинаров по передаче опыта: в Забайкальском крае, Новгородской, Архангельской и Костромской областях, Башкирии и Крыму.
Как рассказала исполнительный директор проекта Элеонора Еремченко, уже несколько лет специалистов организации просят приехать в Забайкальский край. В развитии экотроп заинтересованы Даурский заповедник и национальный парк «Алханай». Но только в этом году появилась для этого финансовая возможность. На семинарах в регионах сотрудники ББТ будут рассказывать о том, как организовать процесс и строить тропу, как работать с заповедными территориями и взаимодействовать с волонтерами и благотворителями.
В организацию обращаются и из других территорий Иркутской области, где хотят развивать туризм: из Свирска, Усть-Илимского и Черемховского районов и других.
«У меня последний год – это год отказов. Потому что едем в шесть регионов, а просят приехать в еще десятки», – говорит Елена Чубакова.
Фото: Большая Байкальская тропа
Конкурентов практически нет: мало кто умеет строить экотропы правильно.
В российском законодательстве до сих пор нет национальных стандартов троп, поэтому в своей работе Ассоциация ББТ опирается на мировые стандарты, принятые во многих странах, в том числе в США. Организация выработала свои стандарты , которые помогают делать тропу безопасной и при этом максимально не вредить природе.
Построенные тропы надо обязательно обслуживать. Сотрудники ассоциации готовы консультировать законодателей по этому вопросу.
От человека с киркой — до бизнесмена
Сейчас в ББТ работают 15 сотрудников. Ассоциация готова оказывать платные услуги подведомственным Минприроды РФ национальным паркам и заповедникам. Тем более что создание инфраструктуры для экотуризма, в том числе в охраняемых территориях, предусмотрено российским законодательством. Из федерального бюджета на это выделяются средства. Такой постоянный государственный заказ помог бы организации не зависеть от грантов.
Однако, как говорит Елена Чубакова, пока у заповедных территорий нет возможности напрямую финансировать организацию из-за ФЗ-44 , где есть большая вероятность, что какое-нибудь ИП скинет стоимость в разы, и будет невозможно качественно сделать тропу.
При наличии устойчивого финансирования можно было бы организовать центры в разных населенных пунктах на побережье Байкала, чтобы обученные люди в теплое время года строили тропы и следили бы за их состоянием, а зимой занимались экологическим просвещением населения, учили детей, водили экскурсии.
Со всеми планами и проектами, которые требуют значительных затрат, ББТ попала в акселерационную обучающую программу Фонда поддержки социальных проектов, проводимую им совместно с Агентством стратегических инициатив в Москве. Ассоциация пришла туда с проектом социального предпринимательства «Отдых наоборот»: когда турист, купивший путевку на Байкале, часть времени, например, строит тропу как волонтер, или когда коммерческим организациям предлагается таким образом сплотить коллектив.
Пока идет образовательная часть программы. «Нас учат работать с реальными цифрами, учат быть предпринимателями, а не просто людьми с киркой, учат добиваться устойчивого финансирования», – рассказала Елена Чубакова. ББТ рассчитывает пройти в следующий этап, где с конкретными бизнес-идеями будут работать эксперты высокого уровня. Тогда организация представит проект создания ресурсного центра экологического туризма, развития территорий и местных сообществ для всей России, полигоном которого может стать Байкал.
Фото: Большая Байкальская тропа
Это уже не мечта, а цель. Потому что есть реальный план – найти участок в лесу под Иркутском в рекреационной зоне, чтобы построить ресурсный центр. Там могли бы вести круглогодичные образовательные программы для детей и взрослых по тропостроению, лидерству, развитию экологического туризма. Это близко и к Байкалу, и к Иркутску. Преподавать готовы волонтеры ББТ, которые стали учеными, экологами, педагогами, имеют свои образовательные центры и понимают всю важность комплексной работы.
Ассоциация ББТ также хочет сделать модельным самый востребованный маршрут длиной в 50 км от Листвянки до Большого Голоустного в Прибайкальском национальном парке. Там организация с 2004 года построила большинство участков, а сейчас идет обслуживание и, при необходимости, реконструкция тропы. Эта идея вписывается в новую миссию ББТ.
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.
Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает
Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников.
Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.
Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.
Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах
Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.
Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.
Что изменилось за последний год?
На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.
Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.
Это подтверждает Мария Можаева, учитель биологии «Хорошевской» школы в Москве. По ее словам, экопросвещение в школе зачастую является дополнительной нагрузкой, поэтому за него берутся лишь учителя-энтузиасты.
«Я считаю, что нужен отдельный курс по экологии, хоть он так или иначе встроен в биологию, географию и химию. Но если экологию вернут обратно, я буду только счастлива. Однако есть сложность в том, как это правильно осуществить, так как дети перегружены», – говорит педагог.
В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.
Роль НКО в экопросвещении
Большую роль в экообразовании среди школьников играют некоммерческие организации. Чтобы облегчить для учителей подготовку к урокам по экопросвещению, движение «ЭКА» в 2014 году запустило проект «Экокласс». Его задача в том, чтобы дать педагогам уже готовые методические материалы: тесты, конкурсы, квесты, видеоролики, плакаты и презентации. Всю информацию учителя получаются бесплатно, имеется разбивка по разным возрастам и темам. Сейчас на портале более 35 интерактивных уроков, которыми воспользовались 90 тыс. учителей по всей России.
«Учителя благодарят нас за уроки, так как им удается выполнить требования государственного стандарта, который предписывает необходимость формировать экологическую культуру. Стандарт есть, но дальше учителя ничем не снабжают и никак не готовят. Наши уроки решают эту задачу», — рассказывает Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА».
По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.
Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.
Как не запугать, а заинтересовать детей
Свои экоуроки предлагают другие некоммерческие организации, например, правовой экологический центр «Беллона», который занимается экопросвещением в школах Санкт-Петербурга. Чаще всего к организаторам обращаются сами учителя. Благодаря волонтерам удается охватить значительное количество школ.
«Беллона» проводит уроки общей экологической направленности на русском и английском языках, например, про пищевые отходы или экологизацию праздников. Также есть уроки о местных проблемах — экология Финского залива и Ладожского озера. В 2018 году «Беллона» впервые организовала Всероссийский экологический конкурс просветительских проектов «ЭкоПросвет». Участники присылают на конкурс свои разработки как отдельных экоуроков, так и программ, рассчитанных на несколько лет.
«С 2018 года мы начали вести систематическую работу со школами: разрабатывать циклы уроков на целое полугодие или на год, готовить волонтеров. Уроки мы составляем сами. Для начальных классов урок представляет собой сказку, для старших классов — более серьезный формат. Важный принцип проведения уроков — не запугать детей, а заинтересовывать», — рассказывает координатор проекта по экопросвещению «Беллоны» Екатерина Блокова.
Экологическим образованием занимается множество других экологических организаций. Так, «Гринпис» предоставляет учителям сценарии занятий, мультфильмы, игры, плакаты, памятки и раскраски по теме предотвращения лесных пожаров. Экокультуру прививает Русское географическое общество, волонтеры которого проводят уроки в школах и на мероприятиях. К просвещению также подключаются национальные парки и заповедники, городские парки и библиотеки.
Федеральный проект по экопросвещению
Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.
Летом 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала, что в нацпроекте «Экология» появится новый федеральный проект по экологическому просвещению. Позже это подтвердил и глава Минприроды Александр Козлов. Пока до конца неясно, как именно он будет выглядеть. Остается открытым вопрос о том, кто будет отвечать за федеральный проект.
«Если за него будет отвечать только Минприроды, то он окажется неэффективным, — говорит Татьяна Честина из движения «ЭКА». — Проект должен быть межведомственным. За школы отвечает Минпросвещения, за ВУЗы — Минобрнауки. Если говорить про экопросвещение взрослых, то должно подключаться Министерство цифрового развития, которое отвечает за массовые коммуникации и СМИ. Эффект будет зависеть от того, как будет налажено межведомственное взаимодействие. Оно пока, к сожалению, отсутствует».
Само движение «ЭКА» предложило свои рекомендации по тому, как сформировать государственную систему непрерывного экологического образования. Например, туда входят обязательный курс по основам устойчивого развития для студентов всех специальностей в средне специальных и высших учебных заведениях, обучение детей в контакте с природой, начиная с детского сада, и другое.
Источник https://www.asi.org.ru/2019/03/22/bolshaya-bajkalskaya-tropa/
Источник https://trends.rbc.ru/trends/green/600983cf9a79470d90f05d26
Источник
Источник