Путешествие по Древней Греции (материалы открытого урока)презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Путешествие по Древней Греции (материалы открытого урока)
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Мурашов Андрей Сергеевич

Материалы представлены конспектом урока и RAR архивом презентации, разбитым на шесть частей. Для распаковки архива необходимо скачать все части презентации и её запустить кликом по содержанию архива первой части.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация — 1-я часть архива 3 МБ
Презентация — 2-я часть архива 3 МБ
Презентация — 3-я часть архива 3 МБ
Презентация — 4-я часть архива 3 МБ
Презентация — 5-я часть архива 3 МБ
Презентация — 6-я часть архива 1.51 МБ
Конспект урока. 49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по Древней Греции»

(повторительно — обобщающий урок по теме «Древняя Греция»)

1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Древней Греции на основе использования исторических источников и литературы.

2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.

3. Повысить культуру общения у детей, воспитание бережного отношения к памятниками культуры.

Рассмотреть в нестандартной игровой форме следующие проблемы:

а) природа и географическое положение стран Древней Греции;
б) общественный строй в Древней Греции;
в) военно-политическая история страны;
г) религия и культура Древней Греции.

1. Карта: «Древняя Греция»
2. Схема путешествия по Древней Греции.
3. Призы, лавровый венок для награждения победителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?

Все дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Давайте его прочитаем!

(на мультимедиа слова– ученик читает)

Я — многоопытный муж, известный ахеец, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою

Многих людей, города посетил и обычаи видел,

Я предлагаю и вам — не сидите на месте!

Вы совершайте скорее любые открытия

И побывайте в том месте, откуда я родом!

Учитель (обращается к учащимся) — Ребята, это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?

(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) -Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)

-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию) -Что дала Древняя Греция следующим поколениям? Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? Об этом и будет наш урок.

-Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции»

(на экране — тема)

Учитель : -Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверен, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии, я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете прикрепить на венки, которые находятся на ваших партах. В конце нашего урока вы сможете сами увидеть, кто был самым активным.

-Кстати, почему лавровый лист выбран как приз? (Учащиеся отвечают, что из листа лавра в Древней Греции делали венок для победителя.)

-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях) Нас тоже ждет прекрасный корабль. (на слайде – плывет) -Итак, мы отправляемся!

-Ребята, мы с вами попали на три тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. Давайте ее изучим .(слайд)

-Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс)

-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Критское, Ионическое)

-Какие полисы вы знаете в Древней Греции? (Спарта, Афины)

-Какая самая известная гора в Греции? (Олимп)

Учитель: -Итак, мы с вами в Греции. Я предлагаю вам совершить небольшую остановку. Наша первая остановка «Афины». (слайд)

-Мы попали с вами в Др. Афины. Чтобы лучше их узнать мы должны превратиться с вами в др. афинян.

(Учитель надевает венок и говорит) –И вот мы на вершине Акрополя.

-Я Перикл, уже многие годы являюсь стратегом этого города. Сегодня нам предстоит принять решение о сборе денег на строительство храма, посвящённого нашей покровительнице богине Афине.

-Предлагаю вам сделать это открытым голосованием, чтобы все видели позицию друг друга по этому вопросу.

-Итак, кто за то, чтобы деньги были собраны? (подняли руки)

-Воздержавшиеся и против есть? Решение принято, я вами доволен, наше собрание считается закрытым (снять венок)

-Сейчас мы с вами приняли участие в управлении государством путём голосования

-Как древние греки называли возможность участия в управлении государством народа? (демократия)

Мы вспомнили что такое демократия, гражданин, др.

Мы с вами хорошо поработали

Учитель: — Молодцы! Мы можем продолжить наш путь!

-Предлагаю вам побывать в самом необычном полисе Древней Греции – Спарта. – Чем необычен этот город? (отвечают)

Одиссей для каждого из вас приготовил задания. Обратитесь к вашим свиткам . Представим, что мы стали спартанцами и будем отвечать так же кратко, как и они- лаконично. Поставьте ответы ДА или НЕТ напротив вопросов рядом с утверждениями.

Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами.

Верите ли вы, что молодые спартанцы обязаны были докладывать обо всех своих действиях.

Верите ли вы, что спартанцы не считают пьянство – серьезным пороком.

Верите ли вы, что, если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор.

Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно.

– обменяйтесь свитками. Проверьте вашего соседа по парте.

Молодцы, мы хорошо поработали.

Учитель: посмотрите, на карте Одиссея высится гора Олимп (вновь – на карту) -Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги). -Наша новая остановка – Гора Олимп .(слайд – остановка Гора Олимп)

-Чтобы мы смогли благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.

-Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть. Я предлагаю вам выполнить небольшую разминку (физкультминутка – можно мультимедийная)

-Ребята, страшное чудовище преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (слайд)

Учитель: — для того, чтобы его победить, надо собрать атрибуты, символы богов.

(для 2-х учеников) : в ноутбуках Богиня Афина и Богиня Артемида

1) копье, 2) яблоко, 3) трезубец, 4) колчан, 5) лук, 6) венок из цветов, 7) щит. Вы должны выбрать атрибуты «своей» богини. (Афина — №1, 7; Артемида — №4, 5)

Вернёмся к свиткам, на которых на которых находятся загадки Минотавра:

А. Этот предмет принадлежит Зевсу. По преданию, он получил их в дар от своих братьев и сестер, когда вывел их из утробы Кроноса. (1. молнии)

Б. Этот предмет мог принадлежать богу кузнечного мастерства Гефесту и титану Прометею, научившему людей ремеслам. (2. молот)

В. Этот предмет принадлежит Посейдону, богу землетрясения и моря. (трезубец)

Г. Этот предмет впервые изготовил Гермес, потом отдал его Аполлону, а тот отдал его Орфею. С его помощью он смог приручать диких зверей, двигать скалы, деревья. А во время путешествия с аргонавтами спас путешественников от сирен. (лира)

Д. Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек – рукоделию. Защитница городов и крепостей. Покровительница героев, непобедимая воительница. (Афина)

Е. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение. Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней. Покровительница животных, богиня — охотница. (Артемида)

(Проверка по слайду класса и за ноутбуками)

Видео ролик о жизни богов

Возьмите лавровые листы. Которые вы заработали на уроке и сделаем венки.

Обобщение — ребята, почему древние греки верили в существование олимпийских богов? ( Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.)

— Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов? ( Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.)

— Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков? ( Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки. )

Учитель: — Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно.

Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция- великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры. Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? (Рефлексия)

Учитель — Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке.

Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: «Путешествие по Древней Греции» для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: «Путешествие по Древней Греции» для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств.

Разработка урока. Урок-игра «Путешествие по Древней Греции»

Урок-игра «Путеществие по Древней Греции».

Урок- обобщение «Путешествие по Древней Греции» 5 класс. Урок с программой SMART Notebook

«Путешествие по Древней Греции».

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением.

Открытый урок по истории «Путешествие по Древней Греции»

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс:Путешествие по Древней Греции(повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн — ринг»). Цель урока: 1. Систематизация знани.

Технологическая карта открытого урока по истории «Путешествие в Древнюю Грецию»

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры.

открытый урок по истории в 5 классе «Путешествие по древней Греции»

Древняя Греция: обзорный урок 5 класс

Сегодня мы попытаемся окинуть взглядом всю историю так называемой древней Греции. Почему так называемой? Ну потому что то время, которое мы привыкли так именовать, на самом деле представляет из себя целый ряд различных эпох и изменившихся цивилизаций.

Древняя Греция

Три основных периода Древней Греции

Если перечислять их все по порядку, то можно всю историю Древней Греции разделить на три основных периода:

  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

Как уже было сказано, знакомая нам древнегреческая цивилизация была отнюдь не первой. Задолго до нее, еще во II и III тысячелетии до н. э., существовали сначала минойская, а потом микенская цивилизации. Правда по форме управления и по социальному строю тогдашние государства больше напоминали древнеегипетские монархии или древневосточные деспотии. Именно тогда, в бронзовом веке, возникли первые города, которым впоследствии было суждено стать знаменитыми древнегреческими полисами.

Возникновение нового типа общества

К концу XII века до н. э. эти цивилизации были уничтожены Дорийским вторжением. В последующие века остатки минойской и микенской культур постепенно исчезали с берегов Средиземного моря, а на их месте возникал новый тип общества и государства — полис. Легенды о том, что происходило в конце микенской эпохи дошли до нас благодаря произведениям Гомера. Таким, как например, «Илиада».

К VIII веку до н. э. окончательно сформировалась полисная форма правления, и от этого момента мы отсчитываем начало архаической эпохи. Новая греческая государственность была создана потомками тех самых дорийских и других племен. С этого момента греки Афин, Фив, Спарты начинают воспринимать себя не только как афинян, фиванцев и спартанцев, но и, как собственно, греков.

Формы правления в полисах

Полис стал новым типом государства, городом-государством. Естественно, в разных полюсах существовали разные формы правления:

  • демократическая, когда власть принадлежала большинству;
  • олигархическая, когда власть принадлежала меньшинству;
  • монархическая — наиболее характерная для государств архаического периода.

Причем сторонники различных устройств все время воевали между собой. Но, надо сказать, что если монарх или деспот все-таки приходил к власти, его, как правило, свергали и устанавливали республиканский порядок.

Кстати, гражданами считались вовсе не все люди, кто проживал на территории полиса. Только взрослые и свободные мужчины, которые получили гражданство, а значит и все права, вроде избирательного, по наследству. Надо отметить, что полисы были независимы друг от друга, хотя и признавали свое общее превосходство над не греками, варварами. Объединить Грецию, как это было в микенский период, не удавалось никому до Александра Македонского. Но об этом позже.

Греческая колонизация

Другой важной особенностью архаического периода является великая греческая колонизация. С середины VII века до н. э. греки активно исследуют побережья Черного и Средиземного морей. Надо сказать, что греки никогда не исследовали землю вглубь, ограничиваясь заселением побережья и основанием колоний.

Все это было необходимо только потому, что в самой Греции катастрофически не хватало земли. Ситуация усугублялась еще и тем, что во всех полисах существовал запрет делить землю между наследниками. Благодаря активной колонизации греческая культура и язык стали доминирующими на территории Средиземного моря и античного мира в целом.

Афины

Самым ярким и важнейшим для нас примером древнегреческого полиса можно назвать Афины. Именно в этом городе в VI веке до н. э. зародилась демократия. И немало для этого, в предыдущем VII веке до н. э., сделали мудрец Солон и тиран Писистрат.

Солон провел целый ряд различных реформ, а Писистрат сделал Афины богатейшим государством в Греции. Кроме Афин, также необходимо сказать о Спарте, о государстве уникальном, даже среди древнегреческих полисов и возникшем также в архаический период. Официально оно называлось Лакедемон и было оно на 100 процентов аристократическим. Что это значит? Это значит, что к власти допускались только потомки достаточно ограниченного количества знатных семей. Кроме того все они были воинами.

В других полисах гражданами считались не только знатные воины, но и многие другие: ремесленники, торговцы и так далее. Население Лакедемона делилось на спартиатов, периеков и илотов. Спартиаты — это те самые знатные воины. Периеки — это люди, которые зачастую не жили в самой Спарте и не влияли на ее политическую жизнь, но могли заниматься ремеслом, торговлей и даже служить в армии. А илоты находились на правах крепостных крестьян и ниже них находились только рабы. Конечно, на Афинах и Спарте список древнегреческих полисов не заканчивается, но эти два примера наиболее яркие.

Олимпийские игры

Знаменитые олимпийские игры, названные так потому, что они проходили в городе Олимпия, также зародились в архаическую эпоху. Они были событием и спортивным, и политическим, и религиозным. Принимать участие в этих играх могли только полноправные граждане греческих полисов. А во время проведения олимпийских игр между различными государствами заключалось священное перемирие. Более того, современное государство Эллида, на территории которого и происходили игры, считалось неприкосновенным.

Эпоха расцвета греческих полисов

К V веку до н. э. окончательно сложился полисный строй, и с этого момента мы отсчитываем эпоху классической Греции. Она была недолгой, но яркой. Именно это время считается эпохой расцвета греческих полисов, и единственным моментом в истории Греции, когда она объединилась перед лицом общего врага. Имеется в виду греко-персидские войны, которые происходили в первой половине V века. Под этим названием объединяется множество военных конфликтов между Персией династиях Минидов и греческими государствами.

Греко-персидские войны

К V веку Персидская империя занимала действительно гигантские территории, от границ Греции на западе до Индии на востоке. Кроме того, в ее состав входили Египет, часть Балкан и часть северной Африки. В 491 году царь Дарий разослал по всей Греции послов с требованием подчиниться. Часть полисов последовали этому предложению, а другие, возглавляемые Спартой и Афинами, отказались. Началась война. А год спустя случилась знаменитая марафонская битва, после которой персам пришлось отступить.

В 486 году до н. э. царь Дарий I умер и на престол взошел его сын Ксеркс. Он вознамерился закончить дело отца и в 80 году начал новую военную кампанию против Греции. И в этом же году произошло знаменитое сражение при Фермопилах, когда несколько тысяч греков сдерживали огромные 200 тысячное войско Персии.

И, хотя битву при Фермопилах до сих пор считают подвигом — это не было решающим сражением. Таким сражением можно назвать битву при Саламине, которая случилась осенью того же года. Это было морское сражение, к которому персы оказались совершенно не готовы в отличие от прирожденных моряков греков.

После этого Греция только активно контр наступала. Правда с 77 года, уже без Спарты, которая вышла из состава союза греческих городов. Именно конфликт со Спартой заставил афинян, возглавлявших этот союз, перестать воевать с Персией в 449 году. А после окончания греко-персидских войн Афины вошли в свой золотой век.

Золотой век Афин

Также эту эпоху называют эпохой Перикла. Тогдашнего фактического лидера Афин. Во многом, именно благодаря проводимой им политики, Афины стали политическим, культурным религиозным центром античного мира. Одновременно Перикл готовился к военному конфликту со Спартой, с которой у Афин сложились крайне напряженные отношения. Это было связано и с выходом Спарты из последней войны и с тем, что в Афинах царствовала демократия, а Спарта была, как мы уже сказали, государством аристократическим, то есть олигархическим.

Все эти разногласия привели к тому, что в 431 году началась пелопоннесская война между этими двумя полюсами за гегемонию в Греции. Пелопоннесской она была названа в честь пелопоннесского союза городов, возглавляемого Спартой. После, примерно, 30 лет напряженной борьбы, Афины оказались проигравшими, а связано это было, в первую очередь, с тем, что они проводили крайне авантюрную и не осторожную политику, в то время как Спарта была осторожна и еще получала финансовую поддержку со стороны персидской империи.

Последствия пелопоннесской войны

Последствия пелопоннесской войны потрясли Грецию. По факту она никому ничего не принесла, зато полностью, тотально покончила с золотым веком. Спарта, которая победила в войне была не способна обеспечить поддержку городам, чье процветание строилось, первую очередь, на ремесле и на торговле.

Участились различные общественные выступления, политические перевороты и Греция стала еще более раздробленной, чем была раньше. Частично это является причиной, частично следствием так называемого кризиса IV века. Обилие незадействованных нигде солдат, оставшихся после последних войн, привело к резкому росту количества наемников. Многие полисы продолжали грызню между собой за ресурсы и влияния. И начался упадок демократии. В полисах власть все чаще захватывали тираны.

Немаловажной причиной для всего этого оказался кризис рабовладельческой системы. Из-за активного использования рабов различные ремесленники и земледельцы просто не могли конкурировать с крупными рабовладельческим и хозяйствами. Это привело, во-первых, к тому, что меньше людей шло в ополчения, потому что ополченец должен был покупать себе все свое снаряжение сам, а денег на это ни у кого не было.

Кстати, рост количества наемников с этим тоже связан. А во-вторых, увеличилось количество городской бедноты, которая не могла прокормить себя ничем, кроме продажи собственных голосов на выборах, а вот это уже привело к тому самому упадку демократии, потому что голоса стало слишком легко купить. Это время можно назвать временем упадка греческих полисов и временем расцвета соседней северной Македонии.

Македония и Александр Македонский

Сама Македония была царством и греками воспринималась, как варварское государство. В общем-то единственными настоящими греками здесь была только царская семья. И именно здесь начинается последняя в истории Греции эпоха эллинизма и ознаменована она военными походами Александра Македонского, который принял власть от своего отца в 336 году до н. э.

20-летний Александр буквально за несколько лет после смерти своего отца укрепил и северные рубежи своей страны и, фактически, подчинил себе Грецию. А в 334 году до н. э. он начал свой знаменитый военный поход на восток и за каких-то 7 лет завоевал всю персидскую империю, в которую входила и территория Египта.

На завоеванной территории, на правах завоевателя, он пытался внедрять эллинистическую греческую культуру. А вскоре после этого, он попытался начать покорение Индии, что впрочем ему не удалось, из-за чего он вернулся в Вавилон и в возрасте 33 лет скончался от болезни.

До конца IV века происходили войны между диадохами, наследниками Александра, и в результате этого великая империя Александра Македонского распалась на множество воюющих, независимых друг от друга государств. Македонию, Селевкию и так далее.

Конец истории Древней Греции

Греческая культура, хоть и нашла себе какое-то место на завоеванных территориях, так и не стала доминирующей. Царский восток остался царским востоком, а Греция осталась Грецией. Хотя и стоит сказать, что эллинистический Египет имел ну очень слабое отношение к Египту древнему.

В любом случае он, как и другие восточные монархии, остался монархией. В ближайшие века эллинистические государства постепенно утрачивали свое влияние на Средиземном море. Пока в I веке окончательно не были завоеваны Римом. Последним был завоёван эллинистический Египет, в результате чего, в I веке до н. э., история древней Греции закончилась.

Источник https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/03/16/puteshestvie-po-drevney-gretsii-materialy-otkrytogo-uroka

Источник http://zapolni-probel.ru/vseobshhaja-istorija-5-klass/drevnjaja-grecija-obzornyj-urok.html

Источник

Источник

Вам будет интересно  Особенности отдыха в Греции: лучшие места и пляжи острова Родос

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.