Маршруты для первых походов в горы

 

Содержание

Маршруты для первых походов в горы

Как начать ходить в горы если нет опыта? Отвечу просто — нужно просто начать ходить в горы! Да, именно так просто. Даже не имея серьезного туристического опыта очень даже возможно взять и сходить в свой первый горный поход! Секрет лишь в том, что начинать нужно с несложных, но при этом очень красивых маршрутов и шаг за шагом «прокачивать» свой туристический опыт. На этой странице я попытался собрать те из пройденных мной туристических походов в горы, которые не требуют серьёзного опыта и вполне доступны любому физически здоровому человеку.

Свой список идей для первых горных походов я разделю на две части: А) однодневные прогулки по горам, Б) настоящие многодневные походы в горы, но не требующие при этом какого-то значительного туристического опыта. Итак, поехали!

Однодневные горные походы

Начинать свой опыт общения с горами я советую с коротких однодневных прогулок. В них вы сможете вживую столкнуться с самыми простыми, но при этом важными аспектами походов по горам. Помимо существенной физической нагрузки и резких перемен погоды с которыми мы столкнетесь, вам необходимо научиться ориентироваться на горных тропах и уметь раскладывать собственные силы на остаток маршрута. Приятно, что для того, чтобы организовать такой поход не требуется брать даже отпуск — при грамотном планировании будет достаточно даже обычных выходных, а если вам повезет с погодой, в такие прогулки можно ходить всей семьей и даже с маленькими детьми. Из туристического снаряжения, которое вам понадобится, может вообще хватить лёгких хайкинговых ботинок, лёгкой мембранной куртки и солнцезащитных очков (вам в помощь мой список необходимого туристического снаряжения для однодневных горных походов). Ниже список идей для таких коротких горных прогулок (ссылки ведут на рассказы о пройденных мной маршрутах).

Походы по Сочи и Красной поляне

Сочи, Россия

Послеолимпийский Сочи — лучшее на мой взгляд место для первого знакомства с горами. И это не реклама. Я в этом уверен настолько, что даже сам переехал сюда с семьей после семи лет жизни в Москве. В окрестностях Сочи и Красной поляны огромное количество вариантов для однодневных горных походов, а длинный летний сезон, отсутствие виз и быстрый и недорогой перелет делают этот регион очень удобным для weekend-поездок.

Альпы

Альпы

Поселиться в каком-нибудь альпийском городке типа австрийского Инсбрука, итальянского Больцано, французского Шамони или швейцарского Церматта или Гриндельвальда — не дешевый при современном курсе евро вид отдыха, но зато максимально комфортный способ горного отдыха. Нереальная сеть качественный горных троп с удобной навигацией делают поездки в Альпы одним из самых простых вариантов для первого знакомства с горами.

Походы в горах Черногории

Жабляк, Черногория

Если вы хотите совместить летний семейный отдых на море с вылазками в горы, я советую вам обратить внимание на Черногорию. Радушные черногорцы, вкусная и здоровая средиземноморская еда, гуманные по европейским меркам цены в сочетании с возможность провести одну из двух недель вашего отпуска в горном местечке Жабляк — что может быть лучше!

Прочитайте мой рассказ о путешествии в Черногорию в двух частях: море и горы.

Приэльбрусье

Приэльбрусье, Россия

В годы молодости наших родителей Большой Кавказ был абсолютным рекордсменом по трафику горных туристов. «Имидж» Приэльбрусья в последние десятилетия подпорчен, что никак не умаляет красоты этих гор. Да и при «включении головы» прогулки по окрестностям Терскола могут доставить огромное количество положительных эмоций, ведь горы здесь по-настоящему огромны! Подобное можно увидеть, пожалуй только в Гималаях или окрестностях Шамони.

P.S. Не забывайте, что побывать в этих горах можно не только летом, но и зимой: рассказ 1 и рассказ 2.

Тянь-Шань

Тянь-Шань, Казахстан

Алма-Ата (по-казахски правильно Алма-Аты) — один из городов на постсоветском пространстве, в котором я с удовольствием бы пожил пару-тройку лет. И не удивительно — высочайшие пики Тянь-Шаня видны прямо из центра города, а до ближайших горных маршрутов можно доехать на городском автобусе! Загляните в мой рассказ о походе по Заилийскому Алатау чтобы впечатлиться необыкновенной красотой Тянь-Шанских гор и не забывайте о безвизовом въезде в Казахстан для граждан РФ, а также том, что Алма-Аты, по-факту, вообще русскоговорящий город =)

Камчатка

Камчатка, Россия

Камчатка — мечта любого уважающего себя туриста. Она далеко. Фактически на другом краю земли (только перелет на самолете занимает около 9 часов!). И несмотря на то, что мы с друзьями прошли на Камчатке один из самых сложных моих походов, прямо в непосредственной близости к «столице» Камчатке расположены несколько красивейших вулканов, подняться на которые даже в рамках однодневных походов может любой желающий. Правда должно повезти с погодой, так что закладывайте на переменчивую Камчатку побольше запасных дней =)

Йосемити

Парк Йосемити, США

Это уникальное как по красоте, так и по влиянию на современное развитие туризма и альпинизма место в горах Калифорнии находится, конечно, очень далеко от нас, да и получение визы в США и сам длинный перелет кажется достаточно сложным делом, но поверьте, это незабываемое по красоте место с гигантскими водопадами и гигантскими вертикальными «стенами» стоит того, чтобы потратить на такой трип один из своих отпусков!

Рассказ о нашем Большом путешествии по США и отдельно часть про Йосемити.

Многодневные походы

Набрав первоначальный туристический опыт в однодневных походах-прогулках можно смело мечтать о настоящих многодневных туристических походах с ночевками в палатках. Скажу по секрету, именно раннее утро и поздний вечер — самое красивое время в горах, поэтому стремиться есть к чему! На удивление, на нашей планете и даже уже и в России (. ) очень много вариантов для горных походов с отличными оборудованными тропами и навигацией. Такие маршруты доступны любому физически здоровому человеку, даже не имеющему предварительной альпинистской подготовки. Единственное, что для таких походов вам потребуется прибрести так называемое «бивачное снаряжение», которое необходимо для обустройства ночевки в лагере («на бивуаке», как говорят горные туристы) — палатку, туристический коврик, спальный мешок, туристическую посуду и горелку для приготовления пищи, а так же теплую, но при этом легкую качественную туристическую одежду, которая обеспечит вам комфорт во время не жарких горных ночевок. Вот несколько идей подобных походов, которые я прошел лично и советую вам:

Крым

Именно по Крыму был мой первый многодневный соло-поход и это не случайно! Секрет Крыма в том, что здесь одновременно сочетаются три очень важных фактора — хорошая транспортная доступность и наличие троп и маршрутов, красивейшие виды гор и моря и стабильная погода в летне-осенний сезон. Все это немаловажно когда вы только начинаете хоть свои первые продолжительные походы. Единственный нюанс походов по Крыму — трудности с водой в горах. Тут нужно подготовиться серьезно и запастись координатами родников и ручьев. Google и GPS-навигатор вам в помощь!

Озеро Кардывач

Красная поляна

Не удивительно, что Сочи и его окрестности снова в рейтинге! Причины те же, что и для однодневных прогулок — удобный перелет, хорошая погода, абсолютная безопасность. Походы по Кавказскому биосферному заповеднику с ночевками на Бзерпинском карнизе или на озере Кардывач с восхождениями на окрестные вершины — классные варианты для ваших первых многодневных горных походов.

Сезон походов длится с середины июня по середину октября. За подробной информацией снова отправляю вас в мой путеводитель по Сочи и Красной поляне.

По Альпам с палаткой

Альпы

— Как и регион Сочи, Альпы — снова в моем списке. Удивительно, что многие не знают о том, что даже по Швейцарии можно ходить с палаткой (мой первый и второй поход по Швейцарии), главное знать правила. Но также здорово в походах по Альпам то, что многодневный поход можно совершить налегке, ночуя в горных приютах, которые, правда, в пик летнего сезона нужно бронировать заранее. Стоят такие ночевки тоже недешево. Тем не менее этот ни с чем не сравнимый кайф многодневного путешествия от одной горной долины к другой через высокие горные перевалы с видами на высочайшие, покрытые снегом пики Альп по моему мнению стоит любых денег!

Треккинг по Исландии

Исландия

Набравшись опыта в походах по Альпам с их отличной инфраструктурой (близостью к дорогам, приютам, цивилизации) самое время отправляться в трекинг по Исландии! Основной маршрут, которым идет большинство туристов, начинается в центральном вулканическом районе, а заканчивается красивейшим днем со спуском вдоль двадцати водопадов и выходом к океану! Более опытные туристы могут попробовать отойти в сторону от основных троп и посмотреть на то, что такое дикая исландская тундра в окружении покрытых снегом вулканов и горячих источников.

Трек к Эвересту

Гималаи, Непал

100% must have! Я свято верю в то, что в Гималаях обязан побывать каждый. Даже с детьми!! Причем не только турист, а вообще каждый живущий на планете Земля. Мое первое образование могло быть вообще физико-математическим, и обычно я со скепсисом отношусь ко всей это эзотерической болтовне, но в Гималаях действительно что-то есть и это «что-то заряжает всех» прошедших трек к Эвересту и отличает от остальных людей на нашей планете. Вот так! И точка!

Если вы всерьез заинтересовались походами, советую еще почитать мою статью в «Блоге» Спорт-Марафона «Первые походы в горы и снаряжение для них.»

Почему-то мне кажется, что пройдя хотя бы несколько маршрутов, которые я здесь перечислил, у части людей обязательно возникнет желание испытать себя по-настоящему серьезными, спортивными походами. Что же, к счастью в нашей стране есть немыслимое количество «диких», еще практически не затронутых цивилизацией и инфраструктурой гор. Если вы чувствуете, что готовы, добро пожаловать на Алтай, Байкал, в мои любимые и родные Саяны и конечно на Камчатку! Тем же кто хочет испытать себя в настоящих альпинистских восхождениях прямая дорога на Эльбрус или даже на Монблан.

Пеший туризм — основные маршруты пешего туризма России и стран СНГ

Основные маршруты пешего туризма России и стран СНГ — это подборка лучших маршрутов для туристов предпочитающих пешком проходить по неизведанным местам нашей планеты.

Пешие маршруты — для кого они?

Пеший туризм — это совершенно особенный вид путешествий.

Пеший туризм - фото туриста идущего пешком

Пеший туризм — особенный вид путешествий

Такие путешествия требуют недюжиной подготовки, огромной силы духа и воли. Обычный неподготовленный человек после первых километров пройдённых на своих двоих, десяток раз подумает, стоит или нет совершать пешие путешествия в будущем. Раньше я сам походил по некоторым маршрутам, намотал по ним не один десяток километров, увидел массу красивых мест, получил огромное число положительных эмоций. В некоторые походы брал с собой друзей, по нескольким маршрутам, там где путь не самый длинный и сложный, мы с моим другом водили наши одноклассников.

Теперь хочу поделиться с вами, дорогие мои читатели, подборкой и общим обзором основных туристических маршрутов для тех, кто любит путешествовать пешком. Конечно, сам я прошёл не все из них, но на некоторых трассах испытал самое настоящее восхищение окружающей природой, людьми проживающими там и местной флорой и фауной. Смотрите, выбирайте? изучайте предварительную информацию по будущим маршрутам, подбирайте крепкую обувь для пешего туризма, и вперёд!

Пеший туризм России

  • Кольский полуостров

(маршруты 2-4 категории сложности)

Климат полуострова колеблется от субарктического морского (северо-запад полуострова) до умеренно- холодного (центр, юго-запад и восток полуострова). Большая часть этой территории России расположена за Северным полярным кругом и представляет собой террасы, горы (возвышающиеся над уровнем моря более 800 метров), впадины, водоемы (богаты разнообразной рыбой) и равнины из многочисленных озер и болот. Климатические условия полуострова дают возможность летом наслаждаться полярным днем (солнцестояние), а зимой – полярным сиянием.

  • Карелия

(маршруты 2 –ой категории сложности)

Данный край называют «пионером» в активном отдыхе и туризме на территории России. Чистейший воздух, смешанные леса, с богатой флорой и фауной, реки и озера, привлекают туристов со всего мира. Климат меняется на всей территории от морского до континентального. Территория Карелии – холмистые равнины, переходящие в возвышенности, котловины озерные, валы (высотой до 2 км. и шириной до 200 метров), камы.

  • Республика Коми и Архангельская область

(маршруты 2-3 категории сложности)

Архангельская область расположена вдоль побережья арктических морей, что делает климат, переходящий от субарктического до морского, и до умеренно-континентального. Островная часть территории и некоторые районы побережья отнесены к району Крайнего Севера. Территория представляет собой равнину с холмами на побережье, впадинами и озерами в континентальной части (Летние горы Онежского полуострова), создающие цепи горных массивов, возвышенностями на юге (Коношско-Няндомская возвышенность), низкогорья с вершинами высотой до 450 метров на востоке (Тиман) и плоскогорья (кряж) на западе области (Ветреный Пояс). Область обладает огромным количеством рек и озер. Особо крупными озерами и реками считаются — Лача, Кенозеро, Кожозеро и Северная Двина, Онега, Мезень и Печога. Лесной массив области представлен в виде смешанных лесов. Следует отметить, что здесь расположены такие знаменитые заповедники как Пинежский заповедник, Водлозерский национальный парк и Кенозерский национальный парк.

Республика Коми представляет собой сплошной лесной массив, так как леса занимают практически 70% от всей ее территории. Знаменитый заповедник Печоро-Илычский заповедник (территория представлена лесами, которые никогда подвергались техногенному воздействию со стороны человека) и национальный парк «Югыд Ва» охраняется Юнеско и включен в список «Девственных лесов» республики Коми. Климат – умеренно-континентальный. Рельеф – равнинный переходящий местами в горы, омываемый реками.

  • Ленинградская и Вологодская области

(маршруты 2-3 категории сложности)

Ленинградская область расположена на территории Русской равнины, с небольшими возвышенностями до 150 метров над уровнем моря, и низменностями на побережье Ладожского озера и Финского залива. Климат – атлантико-континентальный. Природа – смешанные леса, редкие виды животных и растений, ледниковые озера, скалы, пещеры и мореные гряды.

Вологодскую область называют краем «белокаменных городов», расположенную на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Рельеф – холмы, чередуемые с низменностями и возвышенностями. Область насыщена озерами, реками и болотами.

Уральские тропы

(маршруты 2-5 категории сложности)

Урал представляет собой цепь гор, простирающихся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, разделяющих континент на Европу и Азию. Климат – резко-континентальный в горах, переходящий на равнинах в умеренный. Уральские горы можно разделить на области:

  • Полярный Урал (горы Константинов Камень и верховье реки Хулги),
  • Средний Урал (до гор Юрма)
  • Южный Урал (от гор Юрма до южных границ России).
Вам будет интересно  Туризм в России

Рельеф Урала – плоскогорья, возвышенности и равнины.

Пешком по европейской территории России

(маршруты 2-ой категории сложности)

Территория Европейской части России делится на федеральные округа:

  1. Центральный,
  2. Северо-западный,
  3. Южный
  4. Приволжский.

Пеший туризм России конечно не ограничивается ниже перечисленными маршрутами.

пеший туризм Россия - увлекательный маршрут

В России множество маршрутов для любителей пеших туров

Но львиная доля из них приходится на европейскую часть России. Разнообразие природных условий, большая протяженность, равнинный характер местности и другие показатели общности, позволяет соединить в единый гидрографический район. Природные условия обусловлены протяженность района со сменой географических ландшафтов с севера на юг. Северная часть, проходящая через Казань – Уфу относится к лесной зоне. Юго-западная часть — смешанные, лиственные и хвойные леса, а северо-восточная часть — тайга. Также на территории преобладают лесостепи, степи, озера и болота. Рельеф — холмистая равнина с небольшими возвышенностями свыше 200 метров над уровнем моря. На востоке равнина окаймлена Уральским хребтом, центральная часть представлена Средне-Русской возвышенностью, на юге Донецкий кряж с высотами, достигающими 370 метров над уровнем моря, на юго-востоке — обширная впадина, прилегающая к Каспийскому морю (Прикаспийская низменность) и в северной части расположены бассейны верхнего Днепра, Верхней Волги и Камы. Климат — континентальный, но ввиду протяженности района климатические условия различны. Климатические различия проявляются в изменении ландшафта от тайги на севере и смешанных лесов на северо-западе до степей и полупустынь на юге и юго-востоке.

Южная Сибирь

(маршруты 2-6 категории сложности)

Данный регион России представляет собой горные хребты, образующие водораздел рек Иртыш, Енисей и Обь. Климатические условия это переход от резко-континентальной зимы до короткого жаркого лета. Ландшафт Южной Сибири можно поделить на пять рельефных поясов:

  • Альпийский высокогорный пояс — самые высокие вершины Алтая, Станового нагорья, Тувы и Баргузинский хребет высотой более 2500 метров с ледниками и снежниками
  • Среднегорный пояс — преобладает на большей территории Южной Сибири, высота хребтов достигает 2000 метров, а местами 2200 метров
  • Низкогорный пояс — представлен грядами сопок переходящие в предгорные равнины. Примером служит Забайкалье.
  • Равнинный — волнистые равнины на хребтах Восточного Алтая, Саян и Северного Забайкалья
  • Межгорный пояс котловин — крутые склоны хребтов с ледниками

Хабаровский край

(маршруты 3-5 категории сложности)

Расположен в восточной части России, омывается с юго-востока японским морем, отделен от острова Сахалин Татарским и Невельским проливами, включает в свои состав несколько островов. Климатические условия меняются с севера на юг (от континентального до субтропиков) в зависимости от близости к морю и ландшафта. Ландшафт – горные хребты (Сихоте-Алинь, Прибрежный и Джугджур) и плоскогорье высотой до 2500 м. Хабаровский край уникален тем, что является «страной тайги». Светлохвойная тайга охватывает почти весь край от севера до юга, где переходит в елово-пихтовую тайгу.

Территория края богата реками, озерами и водопадами (более 100), что говорит о разнообразии флоры и фауны, заповедниками, пещерами и археологическими памятниками. Островная часть Хабаровского края — светлохвойная и темнохвойная тайга. Основными обитателями являются птицы, прилетающие сюда для продолжения потомства.

Исследуем Приморье

(маршруты 2-5 категории сложности)

Край расположен в юго-восточной части России и омывается Японским морем. Территория его представлена низменностями на западе, переходящими в горы на в центральной и восточной части края. Умеренный и муссонный климат. Достопримечательностями края являются пещеры и водопады, заповедники и парки (национальные и природные), реки и озера с чистейшей водой. Ландшафт края – скалистые вершины со снежными шапками, каменистые склоны и лесистые склоны, плавно переходящие в равнины, степи и болота. Леса в основном смешанные и хвойно-широколиственные с переплетением лиан.

Остров Сахалин

(маршруты 2-4 категории сложности)

Остров Сахалин – самый крупный остров России вдоль восточного побережья Азии, омываемый Тихий океаном, Охотским и Японским морями. Географическое положение острова делает климат умеренно-муссонным переходящим в морской. На острове огромное количество рек и ручейков, озер и водопадов, минеральных источников с лечебными грязями, вулканов, стоянок первобытных жителей, природных (Остров Монерон) и археологических (более 250), памятников (около 1000 объектов культурно-исторического наследия) и геотермальных источников. Насыщенность растительного и животного мира поражают.

Курильские острова

(маршруты 3-5 категории сложности)

В состав Сахалинской области входят Курильские острова, состоящие из цепи маленьких островов (более 30) протяженностью 1200км. На островах преобладает морской климат с высокой влажностью. Территория в основном состоит из гор (вулканы), минеральных источников, природных (заповедник «Курильский») и археологических памятников. Протяженность островов с севера на юг представляет многообразие природы. Из-за сурового климата на северных островах растительный мир – кустарники, а на южных островах – хвойные леса и широколиственные породы. Одной из достопримечательности южных островов является магнолия и бамбук.

Камчатка

(маршруты 2-6 категории сложности)

Камчатка расположена на полуострове Камчатский, который знаменит вулканами (более 1000, из которых 29 действующих), гейзерами в Кроноцком заповеднике, и на островах – Карагинский и Командорский. На территории полуострова много рек и озер, которые берут свое начало у подножья гор и ледников. Полуостров поделен двумя хребтами: Срединным (самый протяженный) и Восточным, между которых находится Центрально камчатская низменность. На побережье полуострова преобладает морской климат, а центральной и северной части – континентальный. Растительный мир полуострова – хвойные и редкостойные березовые леса, кедровый и ольховый стланика, луга и моховая тундра. Животный мир разнообразен и удивителен.

Магаданская область, Чукотка

(маршруты 2-5 категории сложности)

Магаданская область расположена вдоль побережья Охотского моря на Северо-востоке России. Для области характерен субарктический климат, переходящий в морской. Область представляет собой горы (на Севере их называют Сопками) и плоскогорья, такие как: Верхоянский хребет, Оймяконское и Верхнеколымское нагорья, Янское, Юкагирское и Эльгинское плоскогорья. Лесной массив занимает большую часть территории и состоит из вечнозеленых лесов и реликтовых тополиевых лесов.

Чукотка – самый суровый и загадочный край на всей территории России. Большая часть территории расположена за Северным полярным кругом. Чукотка расположена на всем Чукотском полуострове и прилегающих островах. Субарктический климат, сменяется морским, на побережье и континентальным, во внутренних районах. Вечная мерзлота охватывает всю Чукотку. Большая часть полуострова – горная и арктическая тундра с кустарниками, лишайниками, травами и мхами. Изредка встречаются светлохвойные и реликтово — тополевые леса. Полуостров состоит из нескольких природных зон (арктическая пустыня, типичная и южная тундра, лесотундра и лиственная тайга) что объясняет большое многообразие растительного и животного мира.

Такие природные явления как Северное сияние и зима, продолжительностью 10 месяцев, больше нигде не встречаются.

Кавказ (Западная и Восточная часть)

(маршруты 2-4 категории сложности)

Кавказ — горный регион Евразии, расположенный между Азовским, Черным и Каспийским морями.

Можете посмотреть отличный видеоролик о пешем походе 4 категории сложности на Кавказе.

Всегда восторгался ребятами, которые проходят пешком такие маршруты. Ландшафт гор зависит от высоты и расстояния от водоемов. Начиная от болот и лесов ледников в центре и на западе и переходя к высокогорным полупустыням, степям и лугами на юге. Лесной массив гор – пихтовые и еловые леса. Горная система Кавказа делится на три района:

  1. Западный Кавказ (среднегорные и высокогорные хребты, покрытые снежниками и ледниками). Например, Архыз и Софийские водопады),
  2. Центральный Кавказ (самый высокогорный район высотой вершин, превышающих 5 000 метров над уровнем моря. Например, Эльбрус)
  3. Восточный Кавказ (горы небольшой высоты, пролегающие от горы от Казбека до Апшеронского полуострова).

Пеший туризм — Крым

(маршрут 2-ой категории сложности)

Рельеф Крыма начинается от равнин на Востоке, до возвышенности и горных массивов на Юго-западе республики. Природа богата смешанными лесами, сосновыми лесами, степями и лесостепями. На большей территории страны умеренно-континентальный климат, переходящий в средиземноморский на южном берегу Крыма (Крымский полуостров).

Основным направлением туризма того региона является Крым. Поэтому, неудивительно, что

пеший туризм Крым - турист на вершине горы - фото

Туристы в Крыму всегда могли найти потрясающе красивые места

а всегда пользовался популярностью. Горный Крым интересен историческими и археологическими памятниками культуры (города и монастыри в пещерах, средневековые крепости), дворцами, водопадами, солеными озерами (около 50) и пейзажами. Отличительной особенностью Крыма является плавный переход от гор до равнинных степей, смена прохладного воздуха на морской бриз.

Казахстан и Средняя Азия

(маршруты 2-3 категории сложности)

Рельеф территории Казахстана – высокогорья, низменности, возвышенности и равнины с бессточными бассейнами. Климат в основном резко-континентальный. Горная система представлена хребтами Мангыстауских гор, пустынями в Балхаш-Алакольской впадине, возвышенностью Сарыарки.

У нас в Казахстане действительно шикарные по своей красоте места. Пройдя пешком многие маршруты, не раз в этом убеждался. Приглашаю всех приехать и воочию в этом убедиться.

Большая часть Средней Азии (Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) занята полупустынями и пустынями, что говорит о засушливом климате. В горный массив Средней Азии включены: плато Устюрт, Туранская низменность, Тургайское плато, Казахский мелкосопочник, горы: Копетдаг, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Саур и Тарбагатай. Рельеф территории Средней Азии можно разделить в соответствии с входящими в ее состав государств:

  • КАЗАХСТАН: равнины от Волги до Алтая и от Западной Сибири до оазисов и пустынь Центральной Азии;
  • КИРГИЗИЯ: хребты Тянь-Шаня c долинами и котловинам;
  • МОНГОЛИЯ: обширные пустынные и полупустынные равнины; на западе и юго-западе горы; на юго-востоке пустыня Гоби;
  • ТАДЖИКИСТАН: Памир и Алайские горы; Ферганской долины (западная часть) на севере, долины Кофарнихон и Вахшская на юго-западе;
  • ТУРКМЕНИСТАН: холмистая или плоская песчаная пустыня с барханами, переходящая в горы вдоль границы с Ираном;
  • УЗБЕКИСТАН: плоские песчаные пустыни с барханами; широкие и плоские, долины обильно орошаемые реками Амударья, Сырдарья и Зеравшан; Ферганская долина (восточная часть) окруженная горами Киргизии.

Тянь-Шань

(маршруты 3-5 категории сложности)

Тянь-Шань («Небесные горы») – горный массив, расположенный в Средней и Центральной части Азии. Основная часть Тянь-Шаня находиться в Киргизии, северные и западные хребты в Казахстане, а юго-западная часть Тянь-Шаня в Узбекистане и Таджикистане. По географическому признаку горы Тянь-Шань делятся на районы:

  • Северный (Киргизский хребет, Кунгей-Алатау, Кетмень, Чу-Илийские горы, Заилийский Алатау и Иссык-Куль)
  • Западный (хребты Чаткальский, Сандалашский, Пскемский, Майдантальский, Угамский, Ферганский и Атойнокский)
  • Восточный (хребты Куйлю, Акшийрак, Джетымбель, Нарын-Тоо, Борколдой и Ат-Башы),
  • Центральный
  • Внутренний (долины, прикрытые моренными наносами, покрытые травой, что создает условия для пастбищ (сырты)).

Хребтам Тянь-Шаня характерен горно-ледниковый рельеф, что говорит о резко-континентальном климате. Растительный и животный мир отдельных районов гор Тянь-Шана существенно различается в зависимости от климатических и рельефных особенностей.

Республика Белоруссия

(маршруты 2-ой категории сложности)

Республика находиться в Восточной Европе, что говорит об умеренно-континентальном климате с мягкой зимой и теплым летом. Рельеф равнинный переходящий в некоторых районах в возвышенности. Природа Белоруссии богата озерами, реками и лесами, что привлекает туристов со всего мира. Маршруты проходят по заповедникам и национальным паркам с минимальным воздействием на окружающую природу.

Путь туриста проходит по специально оборудованным тропам. Примером служат такие парки как «Нарочанский», «Браславские озера» и Полесский заповедник.

Карпаты — Украина

(маршруты 2-ой категории сложности)

Карпаты – горная цепь в Центральной части Европы, проходящая через такие государства как Венгрия, Словакия, Украина (поэтому я и решил вставить обзор Карпат в эту статью), Польши, Сербии, Румынии и часть территории Австрии, вершины которой покрыты ледниками. Общая протяженность цепи составляет 1600км. Рельеф представлен бурными реками, лесами и луговыми долинами.

Всю горную цепь можно разделить на климатические зоны сменяющие друг друга: Высокогорье (холод с высокой влажностью), среднегорье (умеренный холод), Прикарпатье (тепло и умеренно-влажно), Низкогорье (высокая влажность) и Закарпатье (тепло и влажно). В основном климат умеренно-континентальный, местами теплый из-за частого присутствия атлантического циклона.

Ну вот, как мне кажется, охватил практически все основные маршруты пешего туризма России и стран СНГ. Идите, исследуйте, восторгайтесь отличной природой и прекрасными видами.

А потом можете вернуться сюда и поделиться впечатлениями в комментариях.

Если у кого есть, что добавить, тоже буду благодарен за комменты. И поделитесь пожалуйста материалами статьи со своими друзьями при помощи кнопок социальных сетей.

Скоро я добавлю материалы по многим пешим маршрутам. поэтому подпишитесь на обновления сайта, чтобы их не пропустить.

Маршруты для пешего туризма

Если вы планируете пойти в поход,его нужно спланировать,ибо экспромтом в походы не ходят,разве что в пвд(поход выходного дня), да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода,будь то пеший водный или велосипедный,маршруты составляются по одному алгоритму

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности(этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки»маршрута,мест посещения(т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути(делается для того,чтобы запланировать кол-во продуктов,снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия(если это планируется)
  7. Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечки

Сначала поговорим какие бывают маршруты

маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные(т.е идем из точки А в точку Б)

  • Кольцевой маршрут(откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Разработка «нитки»маршрута,мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута.Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера,воспользовавшись программами sasplanet или google earth.В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути(нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута(нитку) с помощью бумажной карты,но такие есть,туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают именно работу с бумажной картой,даже при планировании маршрута путешествия

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами,составляю треки пути там же,сохраняю их и заливаю в навигатор.Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту(как обычную,так и спутниковую),это значительно облегчает планирование маршрута.На карте сразу можно поставить маршрутные точки,измерить расстояние пути,запланировать точки отхода.Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения(если это требуется).

Разбить маршрут по дням

(Запланировать примерное время нахождения в пути)

Важный момент в планировании маршрута-запланированное время путешествия.Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить(рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче)

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо .Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

В итоге:Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день=8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней(безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку(день отдыха, например для стирки, для бани ,посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Вам будет интересно  OSM Туристическая ТОПО Россия

Наметить аварийные и запасные варианты

Что такое запасной вариант?

Вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие(непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти(Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, по максимально легкопроходимой.

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Желательно чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка желательно должна быть недалеко от населенного пункта или являться им(город, деревня с медиком и т.д),в крайнем случае, просто если это будет удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута ,тем больше точке схода.

Схема построения туристических маршрутов

(на примере построения маршрута по реке Бабха, Хамар-Дабан)

2.1.3. Растительность в основном представлена горной тайгой. Высота леса — до 22 м. В нем много валежника, буреломов, есть участки с сухостоем и горелым лесом. Преобладают хвойные леса. На склонах обращенных к Байкалу граница леса проходит на высоте 1100м. Северные склоны хребтов покрыты горно-таежными лесами, На западных и южных частях хребтов растут кедрово-лиственные и лиственные леса. В верхней части пояса леса часто заболочены, в подлесках преобладают багульники, береза, ива, рододендрон. Вблизи верхней границы леса, на высоте метров леса сильно редеют и сменяются предольцовым редколесьем. Для гольцовой зоны характерны кусты кедрового стланника. Изредка встречаются участки субальпийских и альпийских лугов с пышным разнообразием травянистого покрова. В тайге много ягод. Во второй половине лета бывает много грибов, осень — урожай кедрового ореха. Малая населенность края, трудно проходимая тайга создают условия для большого количества типичных горно-лесных зверей и птиц (медведь, соболь, росомаха, куропатки, кабарга и пищуха).

Отрицательнее особенности: Большое количество травянистой и кустарниковой растительности, бурелом и валежник затрудняют видимость и передвижение. Высокая влажность портит снаряжение. Соседство с дикими животными приносит разные, порой, неожиданные проблемы.

Для спортивного туризма это очень привлекательный и достаточно доступный район.

2.2. Условия, материалы и методы работы.

Изучение и описание района мы проводили в летний период, в июле в любую погоду. Движение осуществлялось пешком по исследуемой тропе. Ночлег был в палатке и в лесной избушке. Для более полного изучения района, кроме личного присутствия на участке исследования, мы воспользовались материалами интернета по теме «Хамар-Дабан» и данными прошлых маршрутов нашего объединения (с 2005-го года). Описания и измерения проводились непосредственно на месте. Измерения расстояний осуществлялось: шагами и по карте. Объекты, требующие другого измерения (прижимы, спуски, деревья и склоны – измерялись по методу глазомерной оценки с помощью палочки и с помощью веревки). Практически мы выделили некоторые достопримечательности.

Мною лично составлен тур (оптимальный план-схема движения по маршруту). Изучено 17 литературных источников. Составлен и охарактеризован фотоальбом.

2.1. Описание основных точек маршрута. Описание нитки маршрута (тропа) (Терминология взята из специальной литературы (Брянский, 2007, Ильичёв А. А. 2002))

В данном районе, основными точками, влияющими на планирование маршрута, в первую очередь являются скально-склоновые «прижимы».

2.1.1. Прижим — нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение её уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) лёгкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим. (. Большая Российская энциклопедия. — М.: 1993) При «прижимании» скалы к воде – движение по тропе вдоль реки осложняется постоянными подъемами и спусками, выматывая силы. В пешеходной практике горно-лесного туризма — прижимы играют роль серьезного препятствия.

А. Группа прижимов до развилки (3):

3) «Со спуском по проволоке».

Б. Группа прижимов после развилки:

Характеристика прижимов: Средняя крутизна – 25 градусов. Длина прижима до 200м, тропа каменистая, на подъемах и спусках нередки – каменные осыпи. Высота прижимов – до 15 метров. Некоторые прижимы имеют несколько перепадов высоты. Особо опасные места – на подъемах и спусках (отсутствие страховки, падение камней). Прижим №6 в средней части имеет узкую бровку (l=50м), обрывающуюся в реку. Особые условия: на некоторых подъёмах выдолблены ступеньки; на спуске (№3) натянута проволока; на подъеме — лестница (№2).

Прижимы до «развилки»(3): Первые прижимы (№1-2) переходят из одного в другой («соединены»). Прижим №2 достаточно крутой (подъём на прижим до 550, тропа на прижиме — каменистая с осыпью. На спуске прижима №3 натянута проволока. Средняя длина тропы по прижимам – 200 метров. Наиболее высокие точки – около 15м. Есть две видовые точки с обзором на юго-восток (в сторону ручья Порожистый).

Прижимы после «развилки»(7): Тропа каменистая, нередки осыпи и качающиеся валуны. Прижимы №5-6 переходят из одного в другой их общая длина около 200 метров. Подъем и спуск относительно безопасный. Имеется видовая точка. Прижимы №4, №7 короткие и компактные. По общему виду достаточно крутые (до 600). Подъём на №7 характерен двумя резко выступающими глыбами, на которые приходиться подниматься без приспособлений. Спуск с №7 достаточно опасен: имеется крупная разногабаритная каменная осыпь. Тропа очень узкая и идет вдоль отвесной скалы. Необходима страховка. Комплекс прижимов № 8,9,10 соединен. Длина тропы по прижимам около 400 метров. Прижимы достаточно крутые. Прижим №9 — вдоль отвесной скалы. На спусках есть небольшая каменная осыпь. Есть видовые точки на водопады притоков и голец «Бабха».

2.1.2. Ночлеги и остановки на отдых.

А. «Начало тропы». После тупика в крайнем карьере, после района очистных сооружений, дорога превращается в тропу. Место покосного балагана удобно для стоянки. При прибытии на тропу поздно или в непогоду – возможна остановка на ночлег. Близость воды, удобная площадка. Дров поблизости немного.

Б. «Участки стоянок на нижнем течении реки». На 5-и км участке до первого ночлега существует несколько очень удобных площадок для временных остановок. Для ночлега они менее подходят из-за близкого расположения к реке (опасность наводнения). Дрова присутствуют не везде, есть участки, где дров вблизи недостаточно.

В. «Развилка реки Бабха и ручья Порожистый. Расстояние до стоянки от начала тропы – 5км. Вешний вид: Небольшая поляна на берегу реки Бабха (Длина около 20 м, ширина около15). Есть места под две 3х-4х местные палатки. Удобный, безопасный спуск к воде в 10-15 метрах. Дров практически нет на расстояние более 30-40м. Напротив есть место для переправы, но мост в 2007 году снесло. При желании, возможно сделать лагерь на другом берегу. Там лучше с дровами (30-50м). Крупная и более удобная поляна.

Г. «Стоянки на участке среднего течения реки». (Выбор мест стоянок, нами сделан по общепринятой практике туризма) (Ильичёв А. А. 2002) Несмотря на 9-и км отрезок – стоянка для ночлега только одна – после №7го прижима. Продолговатая, заросшая высокой травой поляна у небольшой скалы (там — кострище защищенное от дождя).

Существует 3 удобных площадки на берегу реки, между прижимами. Остальные участи далеко от воды и очень ограниченны по размерам. Окружающая местность особенна тем, что удобных полянок и открытых пространств, в среднем и нижнем течении очень мало. Ландшафты здесь характеризуются густыми и труднопроходимыми зарослями.

Д. «Базовое зимовье на границе среднего и верхнего течения»

Базовая стоянка «Зимовьё». Площадка располагается на крупной поляне расположенной между двумя ручьями. Это охотничья избушка. Место удачно выбрано охотником (Закрыто от ветра, защищено от наводнения). Дело в том, что в окрестностях, такой крупной и ровной площадки нет на несколько километров. Дрова в достаточных количествах, но чаще очень сырые. Есть сухостой, но он крупноствольный. Требуется навес для сухих дров. Расстояние до зимовья от «развилки» — 9км. Зимовьё – 3.5на 4.5м, с навесом и печкой, рассчитано на 4-5 человек. Площадь поляны у зимовья 230-250м2. Соответственно, есть места под палатки. Далее, в сторону склонов – почва заболочена.

Есть места под палатки. Кострище оборудовано.

2.1.3. Тропа (Нитка маршрута). Проходит по левому берегу реки Бабха.

А. «Дороги до тропы». Дороги вполне удобны, но жестковатое покрытие, особенно это важно в последний день маршрута, когда ноги уставшие. Новичкам необходимо иметь схему дорог, чтобы не отклониться и не опоздать на обратном пути при возвращении. Дороги имеют два этапа – от остановки электропоезда и в районе очистных – до начала тропы. Неудобства: На больших отрезках пути нет удобных мест присесть и отдохнуть. Район очистных сооружений изобилует свалками и непригляден эстетически. Дороги лучше проезжать на машине, чтобы сэкономить и силы и время. Достопримечательности: В конечной точке дорог находятся покосы и очень интересный вид на высотные точки «Порожистый» и «Бабха».

Б. «Участок маршрута на нижнем течении реки». Натоптанная и широкая. В 2005 году ее частично пробовали обустроить американские и российские добровольцы. Многие завалы пропилены, не обходятся (как принято), что сокращает расстояние. Многие сырые участки выложены каменными переходами и есть мостики; На подъемах и спусках прижимов вырублены ступени. Из 3х прижимов – 2 крутые и скальные. Неудобства: Крупные бревна не перепилены. Скользкие спуски с прижимов, высокие заросли трав – не видно куда ставить ноги. После зим много снеголомных завалов через тропу. Прочие препятствия: нередки длительные участки заболоченной тропы, может быть масс комаров и в начале лет – клещи. Достопримечательности: несмотря на опасность – с прижимов открываются очень примечательные и живописные виды. Густые заросли папоротников, могучие одноствольные черемухи диаметром до 50см и более, тополево-ольховые парковые рощицы.

В. «Участок маршрута на среднем течении реки». Дальше – тропа меченая и прочищенная только частично. Места для отдыха – небольшие полянки, с местами под кострища. Располагаются чаще у реки, на песчаных наносах. Тропа имеет достаточно выраженную структуру. Первая часть — Достопримечательности: Великолепные заросли кедровых стлаников и кедрово-пихтовые боры. Масса красивейших участков на реке с желобами, водопадами и сливами. Прекрасные водопады – образованные притоками Бабхи при впадении в нее. Особое внимание должен привлечь водопад после №6го прижима. Он имеет дину боле 120 метров и плавно стекает по монолитным глыбам. В верхней части водопада – густые заросли башмачков-орхидей. Интересен, также и водопад на правом берегу (а тропа – на левом). Неудобства: Особое значение несет отсутствие массовых меток и, поэтому, при слабом туристическом прессе, тропа теряется, что основательно замедляет движение. Местами тропа захламлена буреломом, загорожена густейшими кустарниками и травами – это травмоопасно. На прижимах тропа нигде не обустроена: нет страховочных приспособлений. После 4х прижимов (№4-7го) тропа заболочена и часто прерывается –натоптаны и, даже, прорублены и помечены — по нескольку ответвлений. Прочие препятствия: Есть мелкие ежегодные захламления сухостоем-тонкомером. Местами, тропа спланирована по неудобным речным откосам. Есть неудобные и опасные переходы по каменным глыбам (перед подъемом на прижимы)

Г. «Участок маршрута на верхнем течение реки». Тропа уже не петляет, но, идет по правому берегу. Река мелеет, однако не становится удобной для переправы, так как завалена валунами и сужается. Берега, заросшие густейшими и непроходимыми зарослями. Больше бурелома и появляются старицы и песчаные и галечные косы. Постепенно высокоствольный лес уступает первенство кедровому стланику и зарослям ольхи и ивы. После первого перехода тропы с левого на правый берег – появляется хорошо сохранившаяся охотничья тропа, которая прорублена чуть выше приречной тропы и активно поддерживается кабаргой и маралом. Часто имеются участки для создания бивака. Неудобства: При наводнении, переправа на другой берег может быть нереальной. Все чаще встречаются свежие следы медведя. Большинство дней – в летний период, сухое топливо для костра найти сложно. При передвижении по высокой траве, можно за несколько минут промокнуть насквозь.

Прочие препятствия: Тропа каждый год быстро зарастает и нужна киперная разметка или краска на камнях. Очень сильное заболачивание. Несмотря на обширные открытые пространства – мест под палатки немного.

Достопримечательности: Трудности многодневного движения по маршруту вознаграждаются великолепными видами горных вершин. Масса удивительных цветущих растений и прочих интереснейших растений.

Д. «Конечная точка маршрута». К сожалению, непосредственно до самого гольцового склона наш маршрут не разработан. Но мы не считаем это недостатком, ибо цель нашего маршрута — попасть в верховье реки.

В данном районе река становится бурным ручьём, изобилующим мелкими водопадами. По берегам имеется масса кустарников, временных притоков, а также различные рукава. Нередки каменные россыпи у склонов.

3.1.1. Пешеходный тур (оптимальный вариант) 4х дневный маршрут.

При построении маршрута нами использованы общепринятые методики. (Куликов, Константинов, 2001,) и картографический материал (Альбом карт Хамар-Дабан, 1998, Туристская карта «Хамар-Дабан» 2009). (Туристические маршруты для школьников (методические рекомендации для руководителей детских походов) 1988)

Общая протяженность всего разработанного нами маршрута: 2+3+5+9+4=23км.

Соответственно, 2км – расстояние от ж/д до автотрассы; 3км – от автотрассы до начала тропы; 5км – маршрут вдоль нижнего течения до развилки; 9км от развилки до базового зимовья и до верхнего течения – 4км.

Место и время сбора – любое. Подгонка снаряжения, проверка. Инструктаж. Распределение обязанностей в походе.

3.1.1. Первый день – Автотрасса – Развилка реки Бабха

10.15. — Посадка и проезд на электричке до города Слюдянка. (возможен перекус)

12.20. Прибытие — Проезд на маршрутном такси от ж/д вокзала г. Слюдянка до последних карьеров очистных сооружений на реке Бабха.

13.45 Прибытие. –Высадка и общая проверка снаряжения до 14.00.

14.00 — Начало движения. Расстояние до места ночлега – 5км (по карте). Время движения – 2,5 часа. Через каждый 30 минут — краткие привалы 5 -10 минут.

16.30 — Прибытие на место ночлега. Место: Развилка реки Бабха, на месте впадения ее самого крупного притока, ручья «Порожистого».

16.30-18.00.-Установка лагеря. Приготовление ужина, подготовка к отдыху.

18.00. — Ужин. Ночлег. Отдых. Подготовка и правка снаряжения. Устройство бивака.

3.1.2. Второй день – «Развилка – базовая стоянка».

8.00. –Подъем. Завтрак, сбор, инструктаж, подготовка к выходу.

10.00 — Выход. Общее расстояние 9 км. Переходы по 30 минут, между ними краткие привалы по 5 -10 минут.

10.00-13.30 — Первый этап. Общее движение 3часа 30 минут. Расстояние 4 км.

Вам будет интересно  Идем в поход по Крыму: заповедники, смотровые площадки и лучшие места

13.30- Привал на обед. Краткий осмотр снаряжения и отдых.

13.30 – 18.30 — Второй этап. 2) Расстояние 5 км. Начало движения 15.00. время движения 3,5 часа. Время прихода на базовый лагерь (зимовье) 18.30.

Приготовление ужина, подготовка к отдыху.

18– Ужин, ночлег, отдых. Обустройство избушки. Распаковка вещей. Сушка и ремонт снаряжения.

3.1.3. Третий день – «Базовая стоянка-верховье реки Бабха»

7.00. –Подъем. Завтрак, сбор, инструктаж, подготовка к выходу.

8.30 — Выход. Общее расстояние 4 км. Переходы по 30 минут, между ними краткие привалы по 5 -10 минут.

8.30-12.30 — Первый этап. Общее движение 4часа минут. Расстояние 3 км. (Причины такого временного расклада: отсутствие тропы).

12.30-13.30 — Привал на обед. Краткий осмотр снаряжения и отдых. Ориентирование по маршруту (работа с картой).

13.30-15.00 — Второй этап. Расстояние 1 км. Начало движения 15.00. Время движения 1,5 часа. Конечная точка движения – гольцовая лесотундра.

15.00-18.00 – Возвращение на базовый лагерь.

18.00-20.00 — Приготовление ужина, подготовка к отдыху.

20– Ужин, ночлег, отдых. Подготовка вещей к обратному пути.

3.1.4. Четвертый день – «Возвращение к автотрассе»

7.00. –Подъем. Завтрак, сбор, инструктаж, подготовка к выходу.

8.30 — Выход. Общее расстояние 14 км. Переходы по 30 минут, между ними краткие привалы по 5 -10 минут.

8.30-12.30 — Первый этап. Общее движение 4часа. Расстояние 9 км.

12.30-13.30 — Привал на обед на Развилке. Краткий осмотр снаряжения и отдых.

13.30-15.30 — Второй этап. Расстояние 5 км. Время движения 2 часа. Конечная точка движения – ж/д остановка «5342км» или автотрасса о/п «Бабха».

15.30-17.40 – Первый вариант: Посадка на маршрутное такси до Слюдянки.

Второй вариант: Посадка на электропоезд «Мысовая-Слюдянка» до Слюдянки.

17.40-18.30 – Проезд до Слюдянки.

18.30-20.30 – Посадка на электропоезд «Слюдянка-Иркутск».

Хамар-Дабан является доступным и привлекательным для туризма районом. Близость крупных городов и федеральных коммуникаций – делают туризм очень перспективным и выгодным.

Составленный мной маршрут — является стандартным и оптимальным для любых районов Хамар-Дабана. Поэтому, это не только удобный и нужный маршрут для конкретного района, но и авторский шаблон для разработки маршрутов в других районах Хамар-Дабана и горно-лесного Южного Прибайкалья.

Мы считаем, что маршрут удобен и имеет самую конкретную схему. При дополнении его иллюстрированным материалом (фотобуклет, видеоклип) и финансовыми расчетами – возможно будет применять подобный маршрут в более серьезных целях и возможностях.

1. Альбом карт «Хамар-Дабана»: Иркутск.- 1996.- Масштаб 1: 200 000.- 34листа.-

2. Брянский В. П /Там, где начинается Байкал/ Иркутск: Туристский путеводитель.- Восточносибирская издательская компания, 2004.-С 85-9с. илл.

3. Брянский , Яростный, Прекрасный! / Иркутск: издательство «Облмашинфор» / 2001.-386с. :илл. С 228-236.

4. Брянский окрыленный. (Тункинские гольцы и Тункинская долина). Спортивно-краеведческий путеводитель./ Иркутск 2007, 320с, 108ч/6 илл, С275-281.

5. (редактор), , , и др. Краевведение (пособие для учителя). :М.- Просвещение.- 198С 7-62.

6. Ильичёв энциклопедия выживания: изд-во 2е, испр. Перераб. И дополненное, М.: -во Эксмо.-2002.-488с.- с илл. – С276.

7. , / Ландшафты – М.: Мысль, 1989. – 504с.:илл., С75-79.

8. , Куликов школьного туризма: учебно-методическое пособие.- М.: 2002.- издательство ЦДЮТиК МО РФ.- 152.- с7.

9. Куликов В. М, /Топография и ориентирование в туриском путешествии/ 72л, илл., издание Второе, дополнительное, М.:- 2001год., 72л. С59 63.

10. / Умей ориентироваться на местности/ ДОССАФ, изд 3е, доп, М.: 1969.-.,74л.

11. (редактор), , и др. /Туризм и охрана природы (Экспериментальная программа) Л.: 1973.- 98с.- С-26.

12. Природа Хамар-Дабана. (Электронные ресурсы)

· http://www. *****/books/section. php? SECTION_ID=190

· http://www. geocaching. su/?pn=101&cid=4365

· http://polnolunie. *****/baikal-eco/spr. htm

13. Разработка туристических маршрутов. (Электронные ресурсы)

· http://www. *****/stati/page,7,1012-kurs-lekcij-po-discipline-texnologiya. html

14. Тамм Российская энциклопедия. — М.: 1993.- букв «П».

15. Туристические карты «Хамар-Дабан».- Иркутск: областная типография №1 им. .- 2009.- ФГУП (ВостСиб АГП) Масштаб; 1: 500 000.

16. Туристические маршруты для школьников (методические рекомендации для руководителей детских походов)/ Иркутск 1988.- 98с.- 3-34, 47-71.

17. , /Спортивно — оздровительный турзм. Учебник под общей редакцией / 2е издание, М.: Советский спорт.-2004.-328с с илл.- С 5-20.

Как разработать самостоятельно туристический маршрут

Путешествия с помощью готовых турпакетов — опыт, который может быстро надоесть. После нескольких поездок отели, рестораны и пляжи будут казаться одинаковыми. Гораздо больше впечатлений подарит самостоятельно разработанный туристический маршрут. Тем более именно так вы можете открыть для себя истинную красоту родного края, а также увидеть настоящую жизнь в других интересных местах нашей планеты.

  • интернет;
  • карты;
  • маршрутная книжка.

Определитесь с направлением маршрута и целями путешествия. Один и тот же путь вы можете преодолеть пешком или различными видами транспорта. Начав продумывать маршрут, принимайте в расчет свои финансовые и временные ресурсы, а также впечатления, которые хотели бы получить в итоге.

Начните с определения места старта и финальной точки. Далее наметьте основные географические точки, которые хотели бы захватить. Если собираетесь путешествовать на автомобиле или пешком, воспользуйтесь подробной картой, с помощью которой вы можете выбрать оптимальный путь.

Обратитесь к интернету для поиска полезной информации

Самые интересные маршруты наверняка уже подробно описаны туристическими компаниями или пройдены другими туристами. Прочитайте их впечатления на специализированных форумах, задайте вопросы о трудностях и негативных моментах. Так вы сможете скорректировать этапы предстоящего пути, а также немного видоизменить его географию.

Целесообразно выложить разработанный маршрут на форумах самостоятельных путешественников, и тогда бывалые туристы прокомментируют его и дадут полезные советы.

Постарайтесь найти оптимальное ценовое предложение по гостевым домам или базам отдыха, отелям, перелетам, кафе, ресторанам. Заходите на их сайты и бронируйте напрямую. За счет этого можно значительно сэкономить, если разрабатывать маршрут самостоятельно.

Соберите из разных источников и подготовьте для себя информацию о всех достопримечательностях и интересных местах района, в который собирайтесь поехать. Найдите статьи об истории и культуре коренных народностей, легенды и мифы тех мест, которые планируете посетить. Уточните особенности национальной кухни. Можно подготовить печатный материал, сделав свой собственный «путеводитель» по выбранному маршруту.

Все это добавит массу незабываемых ощущений и впечатлений вашему отдыху, да и сам процесс подготовки к путешествию уже будет захватывающим.

Не забудьте получить разрешительные документы, если в своем путешествии хотите посетить приграничные районы.

Если вы увлекаетесь активным туризмом и планируете путешествие по родному краю, целесообразно согласовать ваш поход в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), МЧС. Такая процедура обязательна, если вы собираетесь в экстремальную или очень сложную поездку. Предоставьте в МКК картографический материал, маршрутную книжку, а также подтверждения того, что в вашей группе есть опытные туристы.

Данная организация оценит ваши силы, поможет с планированием, предупредит об опасных местах, заповедных зонах, технике безопасности. Главное преимущество подобного шага состоит в том, что представители МКК будут контролировать ваше прохождение маршрута. При любом несчастном случае они направят на поиски или помощь вашей команде сотрудников МЧС.

Разработка туристического маршрута

Туристский маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

Маршрут может разрабатываться туристской фирмой или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например.

По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться — пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник.

Путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют определенную продолжительность и цель. туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты — один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута — место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейный маршрут — путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут — путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевой маршрут — путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк — Вашингтон — Атлантик-Сити — Филадельфия — Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва — Сергиев Посад — Ростов-Великий — Ярославль — Кострома — Иваново — Суздаль — Владимир — Москва).

Комбинированный маршрут — путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно посетить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России — Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте — туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте — туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования — туры на пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов — специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:

  • Ш теплоходные маршруты — на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные — более 1 суток, экскурсионно-прогулочные — не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы — более 1 суток; экскурсионно-прогулочные — не более 24 часов;
  • Ш автобусные рейсы: туристско-экскурсионные — с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные — без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • Ш железнодорожные туры: групповые путешествия — с использованием части мест в графиковых поездах; специальные — арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
  • Ш комбинированные туры- путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

  • · Установление нормируемых характеристик услуги;
  • · Установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • · Разработка технологической документации;
  • · Определение методов контроля качества;

· Представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Разработка конкретного туристского маршрута — сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

  • · Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
  • · Маркетинг рынка на туристские услуги по данной
  • · трассе маршрута;
  • · Определение типа маршрута;
  • · Построение эскизной модели маршрута;
  • · Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
  • · Разработка схемы безопасности на маршруте;
  • · Разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
  • · Пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Разработка туристического маршрута

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Тема: «Разработка туристического маршрута»

Никитина Марина Борисовна – учитель истории и обществознания, руководитель проекта

Степанова Екатерина, Дворцов Никита Тикарев Евгений

ученица 5-а класса ученик 5-а класса ученик 5-а класса

Калинин Евгений Жуплатова Ангелина Кайбалиев Рамиль

ученик 5-а класса ученица 5-а класса ученик 5-а класса

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашем поселке. В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом Родины.

Поэтому мы решили разработать экскурсионный маршрут по нашему поселку. Создание туристического маршрута, тем более экскурсионно-краеведческой направленности, — явление креативное. Успех такому маршруту будет гарантирован, если оператор хорошо знает местность, её историю и отталкивается от того, что может вызвать интерес у людей.

Проект предполагает сбор и систематизацию информации об истории поселка, местных достопримечательностей, особенностях природы через литературные источники, беседы со старожилами, работу в архивах для составления экскурсионного маршрута и выпуска буклета. Причем маршрут должен быть продуманным, действующим, предполагающий наличие и зон отдыха, и экологическую тропу, и исторические места и в то же время быть безопасным с точки зрения правил дорожного движения.

Проект необходим, потому что:

Историю посёлка мы практически не знаем.

Изучая социально-экономическое развитие Безенчукского района в области туризма, мы выявили, что в программе предусмотрено создание условий для развития туристической деятельности в следующем направлении:

Подготовка буклетов – путеводителей

Разработка туристических маршрутов

Размещение материалов на сайте района

Подготовка материалов для музея школы

Поэтому считаем наш проект актуальным. Реализация данного проекта позволит учащимся школы и других школ изучить историю своего родного края, а жителям и гостям райцентра получить удовольствие, насладившись красотами нашей природы.

Оригинальность нашего проекта в том, что данный маршрут требует минимум материальных ресурсов, наш турпродукт имеет только одну составляющую – маршрут и его программа.

Разработка экскурсионного маршрута

Воспитание любви и интереса к родному краю

Выявление экскурсионных объектов и создание маршрута.

Сбор информации об объектах.

Проведение рекламы по набору школьного экскурсионного бюро.

Создание буклета туристического маршрута.

Апробация маршрута на учащихся школы и родителях.

Изучение методико-педагогической литературы, позволяющей выявить проблемы, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута.

Выявление экскурсионных объектов для создания маршрута.

Библиографический поиск по проекту.

Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрута.

Разработка программы деятельности.

Создание творческих групп

Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей маршрута.

Источник https://www.kovinov.com/biblioteka/marshruty-dlja-pervyh-pohodov-v-gory/

Источник https://turizm-puteshestvuem.ru/russia/peshij-turizm-marshruty.html

Источник https://edelweiss-dolina.ru/2019/06/kak-razrabotat-turisticheskij-marshrut/

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *