Чуйский тракт — путеводитель по самой красивой дороге России

Чуйский тракт — путеводитель по самой красивой дороге России

Дорога, которую множество уважаемых изданий называют одной из самых красивых дорог не только России но и всего мира. В нашей статье подробное описание маршрута, интересные достопримечательности, интерактивная карта и треки для телефона или навигатора.

    , Алтай
  • 7 дней
  • 541 км

Скачать треки маршрута

Описание

«Чуйский тракт» официально — это федеральная автомобильная дорога Р256 (до 2018 также М52). Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, связывает Россию с Монголией и Китаем. Протяжённость автомагистрали — 968 километров.

Исторический Чуйский тракт является лишь частью современной дороги и проходит от Бийска до границы с Монголией, общей протяжённостью около 630 км. Этот участок считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы и огромного количества интересных достопримечательностей на её пути.

Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается автодорогой A0306 от границы с Россией до города Улгий в Монголии.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. А свое название тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Путеводитель

Полный трек нашего путеводителя можно скачать, нажав по кнопкам выше. Также, для удобства, предлагаем скачать отдельный трек, который не учитывает ответвления: GPX или KML. Именно по нему будет дальнейший отсчёт километража, а ответвления будут указаны отдельно.

  • 0 км
  • 350 километр тракта

Чтобы лучше познакомиться с историей тракта, путешествие нужно начинать в Бийске, где находится музей истории Чуйского тракта. Именно от этой точки стартует трек и далее будет указано расстояние, на которое мы будем от неё удаляться. Музей находится прямо посреди дороги, в прямом смысле этого слова, рядом с мостом через реку Бия в городе Бийск, поэтому пропустить его будет трудно. В музее можно увидеть весь предстоящий путь в миниатюре и разузнать про дополнительные точки интереса на маршруте.

  • 35 км от Бийска
  • 385 км тракта
  • поворот на село Сростки
  • ответвление + 2,5 километра

В этом селе жил и вёл активную творческую деятельность знаменитый писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Макарович Шукшин. С Чуйским трактом связаны некоторые моменты творческой деятельности Василия, в частности он писал: «Есть на Алтае тракт — Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам. Стоит разок проехать от Бийска до Ини, хотя бы. заглянуть вниз с перевала Чике-Таман — и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси. «. В селе есть целый ряд объектов посвящённых писателю, гора, с которой открывается хороший вид на Катунь и некоторые другие достопримечательности.

  • 76 км от Бийска
  • 426 км тракта
  • посёлок Долина Свободы

Считается, что с горы Бабырган начинается Горный Алтай, так как это самая северная вершина Семинского хребта и первый тысячник, стоящий на пути путешественников, следующих по Чуйскому тракту в Горный Алтай. От поселка Долина Свободы открывается живописный вид на гору, именно с этого места в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина, описывающегося в легендах. Административная граница Республики Алтай и Алтайского края также находится здесь на краю села.

У дороги установлена стела «Республика Алтай», а также несколько других памятников и скульптур, в частности памятник туристу «Пилигрим». Немного дальше по дороге установлен сакральный камень «Бай Таш», привезённый сюда с плато Укок и памятный знак «Алтай – сердце Евразии».

  • 128 км от Бийска
  • 478 км тракта

Популярное место для остановок на тракте: здесь много сувенирных лавок, кафе и один из самых известных источников горного Алтая. На противоположном берегу реки Катунь находятся знаменитые Тавдинские пещеры. Попасть туда можно по мосту, немного не доезжая до источника Аржан-Суу, правда проезд по мосту платный.

Чемальский тракт

  • 144 км от Бийска
  • 494 км тракта
  • ответвление + 42 километра в одну сторону
  • GPX или KML трек

Развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта. Здесь можно свернуть с основной магистрали, чтобы посетить несколько интересных достопримечательностей, таких как: Музей-усадьба Григория Ивановича Чорос-Гуркина, Палеопарк, а самой дольней точкой можно выбрать Чемальскую ГЭС. До 2011 года Чуйский тракт проходил через село Усть-Сема, позже был построен новый мост через Катунь. Старый тоже функционирует, но имеет ограничение 20 т.

  • 233 км от Бийска
  • 583 км тракта

Один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае — Семинский, имеет плавные подъем, спуск и повороты. Поэтому, несмотря на высоту 1717 метров, переезд по нему довольно комфортный. На седловине есть кафе, небольшой рыночек и стела, установленная в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.

  • 309 км от Бийска
  • 659 км тракта

Красивые виды, хорошая асфальтированная дорога и оборудованная смотровая площадка не оставят равнодушными проезжающих мимо туристов. Дежурные сувенирные лавки и кафе здесь также присутсвуют. Особый интерес вызывает сохранившейся кусок старого тракта, любопытно посмотреть как выглядела дорога в прошлом.

  • 342 км от Бийска
  • 692 км тракта

Примерно через километр после моста через реку Большой Яломан дорога прорезана сквозь красивую скалу. Проехав её можно остановиться и осмотреться вокруг, пейзажи здесь очень необычные и по-настоящему красивые.

  • 352 км от Бийска
  • 702 км Тракта
  • Село Иня

Старый подвесной мост через Катунь у села Иня Онгудайского района, интересный памятник архитектуры. Благодаря своей уникальной на тот момент конструкции — это первый в мире двухкабельный висячий мост.

Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью

  • 360 км от Бийска
  • 710 км тракта

Чуй-Оозы так и переводится с алтайского языка — «устье Чуи». Место, где сливаются потоки Катуни и Чуи пользуется популярностью у всех проезжающих. Здесь есть небольшая смотровая площадка, с которой хорощо видно разницу в оттенках цвета воды двух знаковых алтайских рек. В нескольких километрах дальше по трассе расположен археологический комплекс с наскальными рисунками, кафе и несколькими традиционными Алтайскими жилищами, в которых организованы музеи Алтайского быта.

  • 371 км от Бийска
  • 721 км Тракта

Место знаменитое огромным количеством петроглифов, высеченных в древние времена на одной из сал, расположенной прямо возле полотна Чуйского тракта. За небольшую плату по комплексу можно прогуляться и самостоятельно, но гораздо интересней послушать местного экскурсовода, чтобы чуть лучше разобраться что и где высечено на камнях.

  • 376 км от Бийска
  • 726 км тракта

Ещё один интересный археологический комплекс с наскальными рисунками и идолом «Каменный воин».

  • 392 км от Бийска
  • 742 км тракта

Тот самый памятник, который стоял на этом месте изначально, вы могли увидеть в музее Чуйского тракта в самом начале своего путешествия. А на этом месте сейчас обустроена красивая смотровая площадка и несколько автомобилей старой эпохи непосредственно связанных с Чуйским трактом.

  • 408 км от Бийска
  • 758 км тракта

Сувенирной лавкой и алтайскими лепёшками к этому времени вас уже не удивить, но удобная стоянка и хорошая тропа, на которой можно размяться после долгой поездки, приведут к красивому водопаду с чистой горной водой.

Село Чибит

  • 432 км от Бийска
  • 782 км тракта

Здесь чаще всего начинаются пешие и конные маршруты к Шавлинским озёрам — один из самых популярных туристских маршрутов горного Алтая. В Чибите есть АЗС, магазин, работает сотовая связь. На окраине села находится родник с чистой водой.

Село Акташ ответвление до южного берега Телецкого озера

  • 439 км от Бийска
  • 789 км тракта
  • ответвление + 182 километра в одну сторону
  • GPX или KML трек

Здесь начинается большое ответвление от Чуйского тракта, по желанию можно прокатиться, но стоит учитывать, что дорога местами далеко не такая хорошая как на самом тракте. Однако, достопримечательности, расположившееся здесь, того стоят. На этом пути вас ждёт самый сложный перевал Кату-Ярык, потрясающе живописный каньон реки Чулышман, в котором так же есть целый ряд интересных мест, таких как: Водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар. А на самой дальней точке перед взором предстанет самое большое озеро Алтая — Телецкое. Дорога по каньону реки Чулышман гравийная, местами очень неприятная, хотя и проезжаемая на любом автомобиле, главная сложность — перевал Кату-Ярык, который не просто сложный, но ещё и опасный. Преодолевать перевал стоит только опытным водителям (имеется ввиду не 20 лет стажа в городе, а хороший опыт вождения по песку и бездорожью).

  • 445 км от Бийска
  • 795 км тракта

Небольшое термальное озеро, которое также называют Потайным, Серебряным или Голубым. Находится недалеко от трассы, пройти к нему можно прямо от базы отдыха «Мены», правда могут попросить оплату за проход по территории базы. Обойти, конечно, можно, но хозяева базы следят за состоянием тропы, проходящей по болотистой местности, поэтому лучше не жадничать.

  • 472 км от Бийска
  • 822 км тракта

Здесь начинается Курайская степь. По правую сторону движения вы увидите холмы, на которые ведут просёлочные дороги, с этих холмов открываются самые фотогеничные виды на степь с возвышающимися над ней вершинами Северо-Чуйского хребта. Далее, свернув в село Курай, можно покататься и по самой степи, доехав до моста через Чую и далее. Ещё дальше вглубь степи на север, если преодолеть брод, по грунтовым дорогам можно вплотную приблизиться к турбазе Перевалка (последние 500 метров до неё очень плохая дорога), откуда начинаются маршруты в долину Актру, где находится несколько баз и Альплагерь.

Вам будет интересно  Из Москвы в Беларусь на машине, часть 1 (дорога по России)

  • 513 км от Бийска
  • 863 км тракта
  • ответвление + 8 километров в одну сторону

Если свернуть в сторону села Чаган-Узун на автомобильный мост через Чую, можно доехать до марсианских пейзажей Кызыл-Чина. Дорога грунтовая и есть один небольшой (если нет дождей или паводка) брод.

Кош-Агач

  • 541 км от Бийска
  • 891 км тракта

Конечная точка большинства путешествующих по Чуйскому тракту. Село Кош-Агач расположилось прямо посреди огромной Чуйской степи, в селе есть все блага цивилизации, гостиницы, магазины заправки. Дальше по тракту только небольшое село Ташанта и граница с Монголией, куда, кстати, тоже можно поехать, но это уже совсем другая история.

Бонус

  • ответвление + 195 километров в одну сторону
  • GPX или KML трек

Если у вас надёжный автомобиль и хороший водитель, можно проехать ещё дальше в сторону легендарного Плато Укок. Максимально, куда можно проехать на кроссовере — это Джумалинские источники или село Беляши. До самого плато проедут только хорошо подготовленные внедорожники. Это ответвление будет интересно тем, кто хочет увидеть самые отдалённые уголки Алтая, безлюдные и суровые природные территории.

Вариант возвращения

Чтобы не ехать по тем же самым местам назад, помимо возможности уехать в Монголию и вернуться через Бурятию домой, можно сделать обратный путь чуть более нестандартным. Вариант не самый надёжный и простой, но с южного берега Телецкого озера можно уехать вместе с автомобилем на пароме, перебравшись прямо по озеру на Северный берег, откуда ведёт короткая асфальтовая дорога прямо до Горно-Алтайска, а из него уже по знакомой дороге назад. Это сильно сократит путь и не придётся возвращаться по грунтовой дороге каньона реки Чулышман и преодолевать опасный Кату-Ярык вверх. Сложность — в организации паромной переправы и немалой цены за такую услугу. Если вы хотите устроить такой вариант, то лучше заранее звонить на турбазы Телецкого озера или в Горно-Алтайск и договариваться с паромщиками.

На обратном пути рекомендуем завернуть в Горно-Алтайск и посетить самый крупный музей Алтая, там вы ещё раз увидите весь проделанный путь, побольше узнаете об истории этих мест и закрепите всю полученную в ходе путешествия информацию. Это будет отличным завершением прекрасного путешествия по Чуйскому Тракту!

Алтай огромен и разнообразен, помимо мест, описанных выше, вы встретите на пути гораздо больше интересных достопримечательностей и сможете запечатлеть множество красивых кадров природы, флоры и фауны Горного Алтая. Эту статью мы будем периодически дополнять, поэтому сохраняйте в закладки и подписывайтеь на наши странички в социальных сетях. До встречи в горах или на дороге!

Комментарии

userВера Богданова 26 января 2021, 10:47 0

“Есть по Чуйскому тракту дорога…”

Чуйский тракт

Авторитетнейший журнал National Geographic, который с 1888 года специализируется на статьях о природе, географии и культуре, внес трассу Р256 «Чуйский тракт» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира. Среди густых горных хребтов и отрогов Горного Алтая очень мало мест для удобного прохода или проезда. Однажды найденный удачный маршрут не теряет своего значения тысячелетиями.

Древнейшие китайские летописи упоминают «Мунгальскую тропу» (ветка шелкового торгового пути), ведущую из Монголии в Западную Сибирь. Если взять современный Чуйский тракт, карта дороги практически совпадет со старинным вьючным переходом через горы. Благодаря давней истории тракт сам по себе стал редчайшей достопримечательностью со множеством археологических памятников и знаковых мест. В туристическом плане он не уступает «Дороге Больших Ворот» в Китае или «Великой океанской дороге» в Австралии.

Описание и интересные факты

За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.

Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.

Каменисто-извилистое русло все время вплотную прижато к обочине. Иногда оно убегает на юг, чтобы обогнуть очередной отрог или возвышенность, но неизменно возвращается обратно.

До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.

Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:

  • 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
  • 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
  • 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
  • 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
  • 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
  • 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
  • 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
  • 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
  • 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
  • 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
  • с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.

На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.

«Чуйский тракт»: карта с достопримечательностями на машине

Километраж Чуйского тракта с описанием достопримечательностей

Значительная часть дороги от Новосибирска до Бийска мало интересна туристам. Здесь нет значимых достопримечательностей. Окружающая природа представлена однообразными степными ландшафтами, которые иногда прерываются зеркалами рек, складками-валами и лесными массивами.

Настоящее знакомство с исторической трассой начинается от въезда на коммунальный мост через Бию в городе Бийске. Здесь расположен «Музей Чуйского тракта» с уникальными экспозициями, касающимися возведения, развития и эксплуатации дороги. В музейном фонде также можно увидеть оригинальный памятник «Кольке Снегиреву», погибшему герою известной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Сейчас у Белого Бома в Онгудайском районе установлена более габаритная памятная композиция. Старую просто выбросили, но неравнодушным краеведам удалось ее сохранить.

Памятники на Чуйском тракте

Прямо напротив входа в музей Чуйского тракта расположен исторический «0 километр», который сейчас соответствует 350-му км современной автомагистрали Р256 «Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – граница с Монголией».

Подробную информацию о километраже Чуйского тракта, достопримечательностях, населенных пунктах, дорожных развязках и т.д. смотрите ниже:

  • 351-й км – съезд с Бийского моста (коммунального). Начало исторического «Чуйского тракта».
  • 352-й км – съезд на «Смоленский тракт» (дорога 01К-06 «Бийск – Белокуриха»).
  • 353-й км – памятник «80 лет Чуйского тракта» (автомобиль ЗИС-5 ««трехтонка»).
  • 361-й км – дорога к бийскому аэропорту (не действует).
  • 366-й км – село Верх-Катунское. Краеведческий музей, столовая, Сбербанк, АЗС, магазины.
  • 372-й км – поселок Чуйский.
  • 377-й км – село Полеводка. Художественно-этнографическая территория «Легенда».
  • 378-й км – село Сростки. Смотровая гора Пикет. Сростинский рынок. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина.
  • 394-й км – село Образцовка. Магазины, АЗС.
  • 398-й км- село Березовка. Поликлиника, отделение скорой помощи, заправка, рынок, магазины.
  • 404-й км – поворот к райцентру Красногорское.
  • 405-й км – село Быстрянка (Тарханка). Гора Рудник. Быстрянский маслосырзавод. Могильники и курганы VI-II вв. до н. э.
  • 415-й км – автомобильный мост через реку Иша. Реабилитационный центр «Катунские зори». Центр народной медицины «Прасковья».
  • 420-й км – поворот на Усть-Ишу и Новозыково.
  • 426-й км – поселок Долина Свободы. Магазинчики. Старое здание дома культуры служило местом съемок фильма «Живет такой парень».
  • 429-км – граница Алтайского края и Горного Алтая. Смотровая площадка. Въездная стела «Республика Алтай». Памятник туристу (Пилигрим). Стилизованная коническая юрта – чаадыр.

Граница Алтайского края и Республики Алтай

  • 432-й км – мост через Катунь. Памятники природы «Земная рябь» (с. Платово) и «Гора Бабырган». На левом берегу Катуни расположен краевой заказник «Лебединый».
  • 433-й км – высокие аллювиальные террасы Катуни и Майминский археологический комплекс.
  • 434-й км – сувенирные ряды, заправка, поворот к селу Верх-Карагуж.
  • 436-й км – село Майма. Отели, магазины, кафе.
  • 439-й км – скальные останцы «Чертов палец» (Майминский или Айский).
  • 440-й км – съезд к Горно-Алтайску, через который можно выехать на Телецкий тракт (к Артыбашу, Иогачу, Телецкому озеру).
  • 446-й км – аэропорт Горно-Алтайска.
  • 450-й км – село Дубровка. Базы отдыха, кафе, шиномонтаж, магазины.
  • 455-й км – село Соузга. Сувенирные лавки (плетение из лозы, резьба по дереву), СТО, заправка, гостевые дома. Фирменный магазин Горно-Алтайского мясокомбината.
  • 458-й км – автомобильный мост через Катунь. Переезд на дорогу «Алтайское – Ая – Бирюзовая Катунь – Талдинские пещеры» (Айский тракт).
  • 465-й км – памятник природы «Черемшанский источник».
  • 468-й км – мемориальный знак исследователю В.Я. Шишкову. Сувенирный рынок. Горная долина Чултуков Лог с комплексом погребальных памятников.
  • 470-й км – село Манжерок. Пороги на Катуни – Манжерокские шумы. Памятник природы Алтая – Манжерокский источник (выход чистейших трещинно-карстовых вод). Дом-перевертыш, заправка, базы отдыха, кафе.
  • 473-й км – съезд к озеру Манжерок (указатель «Озерное).
  • 478-й км – подвесной автомобильный мост через Катунь напротив зоны отдыха «Бирюзовая Катунь». Минеральный источник Аржан-Суу в разломе хребта Иолго (гидрокабонатно-кальциево-магниевый с ионами серебра, «живая вода).
  • 479-й км – переправа через Катунь к Талдинским пещерам.
  • 485-й км – село Усть-Муны. Мунинский порог, кафе, АЗС, археологические памятники.
  • 488-й км – база отдыха премиум класса «Алтика» (выполнена в экостиле).
  • 491-км – село Барангол. Барангольский некрополь. Остров Корона Катуни. Дорога к памятнику природы – Камышлинский водопад (12 метров высоты).
  • 495-й км – съезд на Чемальский тракт.
  • 496-й км – село Усть-Сема. Старый и новый мосты через Катунь.
  • 500-й км – реликтовые березово-сосновые леса ландшафтной зоны Усть-Семинская.
  • 505-й км – село Камлак. Урочище «Чистый Луг» (Горно-Алтайский ботанический сад).
  • 510-й км – зубровый питомник «Чергинский» (фото, экскурсии, сафари).
  • 515-й км – село Черга. Гостиница, АЗС, рынок, магазины. Чергинский маслосырзавод. Развилка на старый «Чуйский тракт» к селу Алтайское. Поворот на Усть-Кан. Лечебно-минеральный источник «Курлихин сад» («Курловские дачи»).
  • 525-й км – село Барлак. Священная гора «Шаманский камень» высотой 801 м над уровнем моря (Семинский хребет).
  • 528-й км – кафе-гостиница Барсуган на одноименной речке.
  • 534-й км – село Мыюта. Курганные группы и петроглифы.
  • 547-й км – райцентр Шебалино. Магазины, кафе, АЗС, Сбербанк, краеведческий музей.
  • 561-й км – село Кумалыр. Курганные могильники.
  • 573-й км – начало 9-километровго подъема на Семинский перевал.
  • 582-й км – Семинский перевал. Смотровая площадка, гостиница, кафе, база отдыха.
  • 583-й км – 11-километровый спуск с Семинского перевала.
  • 611-й км – съезд на «Усть-Коксинский тракт» (Туекта – Усть-Кан – Усть-Кокса – Тюнгур). Эта дорога ведет к подножию Катунского хребта и горе Белухе.
  • 613-й км – село Туекта. Магазин, почта, древние курганы, каменные бабы-балбалы.
  • 618-й км – Каракольский природный парк «Уч-Энмек» (древние святилища, озеро Ару-Кем, петроглифы, курганы, отель в стилизованных алтайских аилах).
  • 620-й км – село Каракол. Турбазы «Аркадия» и «Беркут». Дорога к Каракольским озерам. Развилка к логу Сатырлы, селам Кулада и Боочи, урочищу Алтыайры, Башадарским курганам.
  • 628-й км – село Шашикман. Гора Межелик, заправка, каменные и земляные курганы эпохи раннего железа (комплекс Балык-Соок).
  • 635-й км – райцентр Онгудай. Географический центр Горного Алтая. Магазины, кафе, СТО, заправки, интернет-центр, гостиницы. Рынок народных промыслов «Торко Чачак» (войлочные изделия, ковры, поделки из дерева и кожи).
  • 650-й км – гидроэлектростанция на речке Урсул (не работающая).
  • 655-й км – начало подъема подъем на перевал Чике-Таман (Улегемский).
  • 661-й км – обзорная площадка на вершине перевала. Внизу видно сложные зигзаги старого участка Чуйского тракта.
  • 662-й км – спуск с перевала.
  • 673-й км – село Купчегень. Краеведческий музей. Археологические комплексы и могильники.
  • 681-й км – Памятник-курган «Кур-Кечу», петроглифы, слияние Ильгумени и Катуни, 500-метровый Ильгуменский порог (место проведения соревнований по рафтингу «Ак Талай Маргаан»).
  • 687-й км – гигантский выход прессованной породы (песчаные осыпи).
  • 692-й км – Яломанское городище, высокие скальные стены вдоль трассы (Каменные ворота, или Айри-таш), место впадение Большого Яломана в Катунь.
  • 693-й км – село Малый Яломан. Старые участки колесной дороги и вьючной тропы.
  • 704-й км – село Иня. Подвесной и железобетонный мосты через Катунь. Дорога к поселку Инегень, от которого идет «Тюнгурская тропа» к озеру Ак-кем, горе Белухе, водопаду Текелю, ущелью Ярлу, Кучерлинским озерам.
  • 710-й км – скала с древними рисунками – бом Бичикту-кая.
  • 712-й км – смотровая площадка «Чуй-Оозы» (слияние Катуни и Чуи).
  • 713-й км – съезд к новым Инегеньским мостам через Катунь и Чую.
  • 715-й км – село Чуйозы (Чуй-Оозы). Скифские курганы, краеведческий музей, кафе национальной кухни, отель.
  • 716 и 718-й км – сложнейшие пороги на Чуе (Горизонт, Турбинный).
  • 728-й км – археологический комплекс Адыр-Кая (Адыр-Хан).
  • 735-й км – село Иодро. Белый бом, петроглифы, Чуйский оленный камень.
  • 744-й км – новый памятник шоферу Кольке Снегиреву, про которого сложена песня «Есть по Чуйскому тракту дорога».
  • 755-й км – автомост через Чую.
  • 760-й км – водопад Ширлак (Девичьи слезы) на склоне Айгулакского хребта.
  • 783-й км – село Чибит (Красная гора), Сарытумайская степь, гора Белькенек (2264 м), Чибитский источник. Старт маршрутов к Шавлинским озерам.
  • 788-й км – поселок Акташ. Магазины, кафе, рынок, гостевые дома, заправки, СТО.
  • 790-й км – съезд на «Улаганский тракт» (до Усть-Улагана – Балыктуюля – Балыкчи). По этой дороге можно доехать до перевала Кату-Ярык, долины Чулышмана и южного берега Телецкого озера.
  • 797-й км – уникальное Гейзеровое озеро (Голубое), которое не замерзает даже зимой из-за многочисленных родников на дне.
  • 801-й км – заброшенная Чуйская гидроэлектростанция («Плотина дураков»).
  • 817-й км – подъем на перевал Аршан-Ту (Курайский). Гуннские археологические памятники.
  • 820-й км – панорамный обзор Северо-Чуйского хребта.
  • 823-й км – село Курай. Старт маршрутов к ледникам на склонах горы Актру (4044 м).
  • 865-й км – памятник природы источник «Чаган-Узунский» в скальном выступе Курайского хребта. Съезд на дорогу к «Радужным горам Алтая» (Кызыл-Чин, «Марсианские пейзажи»).
  • 868-й км – обзорная вершина Кызыл-Таш (Красная горка).
  • 871-й км – Красногорское озеро с песчано-гравийным пляжем.
  • 890-й км – райцентр Кош-Агач. Чуйская степь. Древние мегалитические комплексы. Массивы наскальных рисунков Жалгыс-Табе и Куржан-Тау. Отель, АЗС, СТО, рынок, магазины, больница.
  • 892-й км – съезд на дорогу к селу Джазатор (Беляши), перевалу Теплый ключ и плато Укок.
  • 893-й км – солнечная электростанция.
  • 895-й км – пограничный пост.
  • 899-й км – дорога к селу Кококря и высокогорному минеральному источнику «Бугузунский» на западном склоне хребта Чихачева. Здесь же берет начало Чуя.
  • 916-й км – поселок Жана-Аул. Почта, магазины, рынок. Музей казахской культуры (филиал Национального музея Республики Алтай).
  • 936-й км – археологический комплекс в долине реки Уландрык.
  • 943-й км – село Ташанта. Кафе, бар, магазинчики, АЗС. Мобильная связь Билайн, Ростелеком, МТС.
Вам будет интересно  Поездка в Абхазию на машине в 2018 году

За Ташантой дорога Р256 «Чуйский тракт» прямой стрелой убегает к перевалу Дурбэт-Даба на хребте Сайцлюгэм (2481 м). Здесь на «крайнем» 964-м км трассы установлены пограничные столбы и небольшой обелиск как символ дружбы двух соседних стран. Далее начинается территория Монголии.

В заключение

Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.

Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.

Чуйский тракт: 10 причин провести отпуск в дороге (ФОТО)

chemalskiy-rayon-altay

Легкий трепет, когда отправляешься в путь по незнакомой дороге. Затем – небольшое волнение и предвкушение того, что ждет по приезде: удивительные места, люди, впечатления. Всё это круто, но еще лучше – когда дорога сама по себе оказывается незабываемой достопримечательностью. Сибирская трасса «Чуйский тракт» – как раз такой случай.

Наш автор Лиза Петрова, под впечатлением от осеннего Алтая, рассказывает, а Ксения Терочкина – показывает, почему отправиться в поездку по Чуйскому тракту – это шикарная идея, и вы ни капли не обломаетесь, проведя весь отпуск (или каникулы) в пути.

Для справочки

Чуйский тракт, он же – федеральная автомобильная дорога Р256, берет начало в Новосибирске и соединяет Россию с Монголией, проходя через Новосибирскую область, Алтайский край и республику Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 , протянувшегося от Новосибирска, через Монголию и Китай, до пакистанского порта Карачи и включающего также Каракорумское шоссе – самую высокогорную международную дорогу мира, проходящую по северу Пакистана и китайскому Синьцзян-Уйгурскому району.

altayskie-gori-chuyskiy-trakt

chuyskiy-trakt

Фото: depositphotos.com

Тракт – устаревшее название наезженной дороги, а-ля нынешнее «шоссе». В европейской части России термин не особо на слуху, а в Сибири и на Урале «трактами» по-прежнему часто называют дороги между важными населенными пунктами.

altayskie-biruzovie-reki

В исторических источниках Чуйский тракт упоминается еще в его бытность горной тропой для торговцев и военных. Для налаживания торговых связей с Монголией и Китаем вьючную тропу нужно было переоборудовать в колесную дорогу, а это требовало денег, времени и рабочих рук. Различные проекты благоустройства рассматривались еще с 1860 года, но только к тридцатым годам прошлого века неимоверными усилиями удалось построить участок грунтово-гравийной дороги от города Бийска Алтайского края до села Ташанта у границы с Монголией. В 1961 году дорогу заасфальтировали, а ее начало перенесли в Новосибирск. А еще через 20 лет – проложили новую магистраль через перевал Чике-Таман, откуда теперь можно увидеть старый участок тракта.

Сегодня Чуйский тракт – это федеральная трасса, привлекающая немало туристов, которые преодолевают ее на своих машинах, мотоциклах, автостопом и даже на велосипедах… И у нас есть 10 причин присоединиться к ним.

Разнообразие пейзажа

Многие статьи про Чуйский тракт начинаются с упоминания того, что National Geographic Russia внесли его в топ-10 самых красивых автодорог мира. Упомянем это и мы, но от себя добавим, что дорога не просто красивая – она просто поражает разнообразием ландшафтов! Суровые горы сменяются зелеными долинами, ярко-красные ущелья – просторными степями. На протяжении всего пути – сопровождает шум бурных рек, а озерные глади манят посидеть на берегу.

altayskie-reki altayskie-gori-chuyskiy-trakt altayskie-gori-chuyskiy-trakt

Охоту за живописными видами можно начинать с предгорий в Бийске или Горно-Алтайске, минуя Новосибирскую область. Все-таки исторический Чуйский тракт начинался именно здесь, а новая часть дороги проложена по менее выразительным местам – вдоль полей и индустриальных построек. Жители республики Алтай вообще считают, что до Семинского перевала (самого высокого на тракте – 1717 м над уровнем моря) смотреть не на что, и вся красота начинается после.

Вам будет интересно  Подготовка автопутешествия в Европу

altayskie-gori-chuyskiy-trakt altay-chuyskiy-trakt

Завораживающие пейзажи на всем пути разбавляет местная живность – коровы, овцы и лошади. При желании можно сделать классическую «швейцарскую» фотографию с гордым конем или пятнистой коровой в горной долине.

Идеальный асфальт

Строили, строили и наконец построили! Со статусом федеральной трассы у Чуйского тракта появилось и идеальное асфальтовое покрытие. Путь в окружении гор да по гладкой дороге приятен вдвойне и – что важно – доступен на любом транспорте: чтобы путешествовать с комфортом, внедорожник тут необязателен.

chuyskiy-trakt altay-chuyskiy-trakt

На пути встретятся два перевала – уже упомянутые Семинский и Чике-Таман. Первый хоть и высокий, но плавный. А вот Чике-Таман – настоящий извилистый серпантин. Кстати, животным тоже нравится здешний асфальт – в качестве места для отдыха. Кроме того, бывают и камнепады, так что на дороге не зевайте.

Турбазы и кафе-столовые на тракте встречаются довольно часто, однако время их работы непредсказуемо, а в не-сезон количество работающих заведений может сильно сократиться. Место для ночлега лучше бронировать заранее, а в некоторые кафе – позвонить перед приездом, чтобы убедиться, что поесть все-таки удастся.

Чуя, Бия и Катунь

Иногда смотришь на фотографии с ярко-бирюзовыми реками и думаешь: «Как же сильно обработано фото! В жизни так не бывает». Но необыкновенно бирюзовый цвет воды Катуни и других алтайских рек вполне реален. Реки набирают цвет с приходом холодов – когда грунтовое питание, поступающее через зеленокаменные горные породы, преобладает над ледниковым и дождевым. Так что, чтобы убедиться в подлинности красок, поездку надо планировать на осень или зиму.

altayskie-biruzovie-reki altayskie-biruzovie-reki sliyanie-chui-i-katuni-altay

Широкие и шумные водные потоки, пугающие своим быстрым течением, извиваются прямо вдоль дороги. Практически с самого тракта открывается вид на впадение Чуи в Катунь, а вот, чтобы увидеть, как на слиянии Бии и Катуни берет начало Объ (на минуточку, одна из крупнейших рек мира) придется брать юго-западнее Бийска – в сторону от Чуйского тракта.

Марс

На Марсе классно? Мы не знаем, а вот в долине реки Кызылчин – определенно! Холмы здесь выглядят как цветной торт с красными, желтыми, зелеными и даже фиолетовыми слоями. Такое буйство красок обусловлено обнажениями разноцветных пластов горных пород, насыщенных природными красителями.

altay-mars altay-mars altay-mars

Место очень популярно среди туристов, но благо, в горку любят ходить не все, и можно забраться подальше от толпы. Курс на село Чаган-Узун, сворот на мост, в самом поселении держаться левее, дальше – по самодельным указателям, и вы – у цветной горы Марс-1. Проехать можно на любой машине, но придется переезжать небольшие речки вброд. У Марса-1 есть стоянка со столовой, там же собирают плату за вход – по 100 рублей с человека. Таким образом местные зарабатывают, поддерживая достопримечательность в чистоте. До Марса-2 – около трех километров пешком, вверх по течению речки.

Окрестности Чемала

Поворот с Чуйского тракта в сторону Усть-Сема – и вы уже на Чемальском тракте. С туристической точки зрения Чемальский район очень развит. Конечно, это совсем не означает первоклассный сервис, но, скорее всего, вы найдете там отдых на любой вкус. Район интересен обилием природных достопримечательностей, расположенных в относительной близости друг от друга. А значит – можно остановиться на какой-нибудь турбазе и размерено наслаждаться красотами. Из популярных мест: остров Патмос и красивый подвесной мост к нему, гора «Верблюд», замки горных духов и Каракольские озера. Еще здесь есть палеопарк и аквапарк, а с колеса обозрения в Чемале открывается отличный вид – так что и детям будет нескучно.

altayskie-gori-chuyskiy-trakt altayskie-gori-chuyskiy-trakt

Гостиниц и кемпингов хватает на всем Чемальском тракте, но природные красоты ближе всего к селам Элекмонар и Чемал. Последнее – одно из самых популярных сел на всем горном Алтае. Отсюда свои плюсы и минусы: неплохая инфраструктура и большой выбор развлечений, но тихое единение с природой – маловероятно.

altay-ozera

Поездки в отдаленные места – например, на Каракольские озера можно попасть только на ГАЗ-66, что само по себе отдельный аттракцион – тут разбавляют пляжным отдыхом, сплавами и конными прогулками.

Долина Чулышмана

Очередной сворот с Чуйского тракта: на этот раз в селе Акташ в сторону села Улаган – это настоящий поворот не туда для неопытных водителей на городской машине. Выезжая на Улаганский тракт, надо быть готовым к тому, что не вся дорога заасфальтирована и перевалы здесь опаснее, чем на Чуйском тракте. Самый красивый и сложный перевал Кату-Ярык (или, как говорят местные, «Коту-кирдык») ведет в долину Чулышмана. Опытные автомобилисты (к которым автор не относится) утверждают, что спуститься в долину можно на любом авто, но без полного привода и высокого клиренса подняться обратно самостоятельно вряд ли получится. Серпантин протяженностью 4 км и с перепадом высот в 900 метров чем-то напоминает известную Лестницу троллей в Норвегии, не уступая ей в фотогеничности.

krasnie-vorota-altay

Фото: depositphotos.com

altay-ozera

На пути к перевалу туристы проезжают Красные ворота – ущелье со скалами красного цвета, а после перевала можно заехать за «грибами». Грибы здесь дивные – семь метров в высоту, да еще и каменные. Это известное место в урочище Аккурум, в 15 км от устья реки Чулышман – скальные образования, которые действительно напоминают грибочки, проросшие в гористой местности.

teletskoe-ozero-altay

А конечная точка Улаганского тракта – это жемчужина Алтая – Телецкое озеро. Из долины Чулышмана попадают на его южный берег, где от мыса Кырсай можно перебраться на другую сторону и, таким образом, замкнуть кольцевой маршрут из Горно-Алтайска. Время переправы – минимум 5 часов. Еще надо учитывать два момента. Во-первых, стоимость переправы начинается от 10 тысяч за машину. Во-вторых, хоть какое-то расписание у паромов случается только летом, а в это время желающих отправить свое авто в водную прогулку хватает – надо быть готовым к очередям.

Телецкое озеро

Готовы ли вы к поездке по Кату-Ярык или нет, но Телецкое озеро точно надо увидеть каждому, приехавшему на Алтай. К счастью, для этого не обязательно добираться через долину Чулышман. Тракт ветвится в Горно-Алтайске, и одна из веток ведет прямиком в Артыбаш и Иогач – села на северном берегу Телецкого озера.

teletskoe-ozero-altay teletskoe-ozero-altay

Самый популярный досуг здесь – это, конечно, водные развлечения. Для аренды катера не поленитесь доехать до дальних причалов, где услуги частных извозчиков обойдутся дешевле. Как правило, местные сами предлагают какую-то программу, но, если вы подготовились и знаете, например, что хотите посмотреть водопады – смело говорите, на какие из них хотите плыть. На всех катерных остановках, если вы выходите на берег, взымают плату. В 2020 году посещение любого водопада стоило 100 рублей.

teletskoe-ozero-vodopadi

Альтернатива катерам – теплоход «Пионер Алтая». Это классическое экскурсионное судно, которое делает остановки на водопадах Чедор и Корбу. На самом деле, чтобы насладиться красотой озера, совсем необязательно заезжать на каждый водопад: шикарные виды открывается на все 360 о на протяжении всей поездки.

Интересно, что по берегам озера нет никаких населенных пунктов и дорог, так что объехать его вдоль побережья невозможно. Оттого здесь и популярны паромы для переправы автомобилей. Среди прочих развлечений – рыбалка, конные прогулки, а еще тут открылся горнолыжный курорт и работает канатная дорога.

Маралы

Не пытайтесь называть оленями местных благородных животных. Увидев марала лично, вы сами поймете, почему. По габаритам он ближе к лосю, а рогами (или пантами) это животное действительно может «понтануться». Именно панты – основа мараловодческого бизнеса. Их срезают (не переживайте – животные и сами сбрасывают рога) и получают неплохое разнообразие бальзамов, кремов и прочих видов пантовой продукции. Для любителей SPA – пантовые ванны (со свежим водным экстрактом из вываренных рогов), которые вас омолодят и придадут новых сил. По крайней мере, так заявлено.

marali-altay

Фото: depositphotos.com

altay-chuyskiy-trakt

Фото: depositphotos.com

Но даже если вы не интересуетесь такими развлечениями, марала все равно стоит увидеть собственным глазами. К тому же маральники, как правило, сочетают в себе фермерское хозяйство и туристическую базу, так что помимо экскурсии можно просто провести время на природе в компании рогатых друзей.

Список маральников можно посмотреть на сайте visitaltai.info . Ближайший от Горно-Алтайска и один из самых популярных – маральник «Карым» , здесь марала можно даже купить.

Поход к Шавлинским озерам

Походных троп в горном Алтае хватит на несколько поездок вперед, но одно из самых живописных направлений, старт которого находится на Чуйском тракте, – это поход к Шавлинским озерам. От села Чибит к ним 2-3 дня пути.

shavlinskie-ozera-altay

Фото: depositphotos.com

Горный Алтай оставит больше впечатлений, если разбавить поездку на машине пешим маршрутом, так что, если есть время, обязательно включите его в свою программу. Спланировать поход можно с помощью информации в Сети, а посмотреть тропы – в приложении maps.me. Хотя летом туристы и ходят здесь толпами, все равно надо иметь в виду, что места эти довольно дикие, а цивилизация останется позади. Отнеситесь к походу серьезно, а если вы в этом деле новичок, пригласите в компанию опытных путешественников!

Монголия

Неактуально в пандемию, но зато есть время все распланировать до открытия границ! Итак, Чуйский тракт ведет прямиком к границе с Монголией. Это не самое популярное туристическое направление, но это не означает, что в Монголии нечего смотреть. Самая интересная достопримечательность страны – природа. Для вдохновения поищите в поиске: пустыня Гоби, национальные парки Горхи-Тэрэлж и Элсэн-Тасархай, древняя столица Хархорин, младший брат Байкала – озеро Хубсугул.

gorhi-terelg-mongolia

Фото: depositphotos.com

Не сказать, что пограничный пункт Ташанта самый удачный из возможных, так как не работает после 18:00, по выходным дням и национальным праздникам России и Монголии. Однако если уж вы оказались на Чуйском тракте, то разыгрывайте имеющиеся карты – пересекайте границу и смело продолжайте поездку.

pustinya-gobi

Фото: depositphotos.com

skali-v-pustine-gobi

Фото: depositphotos.com

Россиянам виза в Монголию не требуется, если пребывание в стране длится меньше 30 дней. Если едете не на своем автомобиле – нужна заверенная у нотариуса доверенность.

Источник https://trekkingmania.ru/chujskij_trakt_i_ego_dostoprimechatelnosti_putevoditel_po_samoj_krasivoj_doroge_rossii/

Источник https://gdealtai.ru/dorogi-altaya/po-chujskomu-traktu/

Источник https://passenger.rocks/2021/for_travelers/experience/chuyskiy-trakt-10-prichin-provesti-otpusk-v-doroge/

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.