Чем заправляют баллоны для дайвинга

 

Содержание

Чем заправляют баллоны для дайвинга

Балло́н (для подводного плавания) — стальной, алюминиевый или композитный (тонкостенная металлическая колба, усиленная углеродным волокном) сосуд цилиндрической или, намного реже, сферической формы, используемый для хранения и транспортировки газа под большим (до 300 атм) давлением. Баллон является частью акваланга.

Газ из баллона поступает к пловцу через регулятор. Газ в баллонах обычно содержится под давлением от 186 до 300 бар (от 2700 до 4300 psi, или от 18,6 до 30,0 МПа), а типичный объём резервуара составляет от 1,5 до 18 литров, что позволяет иметь запас газа от 300 до 3600 литров при нормальных условиях (от 30 до 120 ft³ (кубических футов)).

Газовые баллоны также используются для различных надводных задач, включающих в себя хранение газа для кислородной первой помощи при лечении заболеваний, связанных с погружениями, в дыхательных аппаратах пожарных и применяются в качестве хранилища газов в компрессорных станциях; также существуют различные области применения, не связанные с дайвингом.

Устройство[править | править код]

В состав баллона, в общем случае, входит:

    Колба — собственно, само хранилище газа. Обычно делается из кованого алюминия или стали.

Типы запорных вентилей[править | править код]

В настоящий момент существует четыре зарубежных типа вентилей:

  • A-зажим (или англ. Yoke (йок) — струбцина) — обеспечивает герметичность соединения за счёт прижатия регулятора к вентилю баллона при помощи струбцины. Этот тип соединения прост, дешёв и очень широко используется во всём мире. Он рассчитан на максимальную величину давления в 232 бара, и самая слабая часть соединения, О-кольцо, не очень хорошо защищена от превышения давления.
  • 232 бар DIN (5 витков, трубная резьба G 5/8″) — регулятор вкручивается в вентиль, что обеспечивает надёжную фиксацию уплотнительного О-кольца. Они более надёжны чем A-зажимы, потому что О-кольцо хорошо защищено, но во многих странах оборудование стандарта DIN не используется повсеместно на компрессорах, таким образом водолаз должен будет в поездку брать адаптер.
  • 300 бар DIN: (7 витков, трубная резьба G 5/8″) — аналогичен предыдущему типу вентиля (на 232 бара), но рассчитан на рабочее давление до 300 бар. Возможно использование регуляторов, рассчитанных на 300 бар в баллонах, рассчитанных на давление 232 бара, но не наоборот.
  • EN 144-3:2003 Европейский стандарт описывает новый тип соединения, который внешне похож на стандарт DIN 232 или 300, однако в нём используется метрическая резьба M26×2. Соединение данного типа предназначено для использования со смесями, в которых содержание кислорода выше, чем в атмосфере, то есть — с гипероксическими газовыми смесями.

По правилам Евросоюза с августа 2008 года всё оборудование, используемое для погружений с использованием нитроксов или чистого кислорода, должно соответствовать новому стандарту.

Кроме импортных стандартных вентилей на территории СНГ используется так же большое количество баллонов с советскими стандартами на присоединительную резьбу. Самым массовыми являются баллоны с вентилем ВК-200, присоединительная резьба которых используется так же на аппаратах «Украина-2» и «Юнга» («АСВ»). Кроме этого есть ещё разъём «АВМ-5» («АВМ-7») и разъём «АВМ-1». Для установки импортных регуляторов, а также регуляторов с другими стандартами резьбы, на такие баллоны устанавливаются переходники:

  • «Украина-2» и баллоны с вентилем ВК-200 на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», «АВМ−7» на регулятор DIN.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», «АВМ−7»; «Подводник-2», «Подводник−3» на регулятор YOKE.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор АВМ-5.

Материал баллонов[править | править код]

Баллоны изготавливаются из стали, алюминия, композитного материала из стали и углеродного волокна. При этом каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы.

  • Стальные баллоны. Имеют высокую отрицательную плавучесть, что позволяет сократить количество грузов, однако ставит ограничение на максимальное количество одновременно транспортируемых баллонов.
  • Алюминиевые баллоны. Несмотря на более низкую плотность металла, алюминиевые баллоны получаются более тяжёлыми за счёт увеличения, по сравнению со стальными, толщины стенок колбы. При этом в некоторых федерациях подводного плавания для стейджей преимущественно используются алюминиевые баллоны, так как, в отличие от стальных баллонов, их вес в воде близок к нулю. Имеют ограничение по максимальному рабочему давлению в сосуде — 210 бар.

Назначение баллонов[править | править код]

Дайверы часто используют несколько видов баллонов. Каждый баллон имеет своё назначение.

Дайверы, совершающие рекреационные погружения, часто имеют в наличии следующие баллоны:

  • Основной баллон — используется во время погружения, ёмкость, обычно, от 10 до 18 литров.
  • bail out или bale out — баллон, используемый только в качестве аварийного резерва воздуха, «запасной парашют» аквалангиста. Обычно имеет объём от 0,4 до 1 литра.
  • пони-баллон — баллон небольшого размера, используемый в качестве резерва.

Дайверы, совершающие технические погружения, часто используют несколько видов дыхательных смесей, каждая из которых находится в отдельных баллонах, для всех этапов погружения:

  • трэвел-смесь или транспортная смесь (от англ. travel gas) — баллон содержит газ для использования во время погружения — обычно это нитрокс со средним парциальным давлением кислорода в смеси.
  • донная смесь (от англ. bottom gas) — баллон содержит газ для использования на глубине — обычно это основанная на гелии газовая смесь с низким содержанием кислорода — гелиокс или тримикс.
  • стейдж (от англ. stage) — баллон содержит газ для прохождения декомпрессионных процедур, обычно это нитрокс с высоким парциальным давлением кислорода или чистый кислород.

В ребризерах используются баллоны небольшого объёма (1 — 3 литра):

  • Кислородные ребризеры имеют кислородный баллон
  • ребризеры полузамкнутого цикла имеют баллон с дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.
  • ребризеры замкнутого цикла имеют баллоны с кислородом и дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.

Ёмкость[править | править код]

Наиболее часто задаваемый вопрос выглядит так: «как долго можно пробыть под водой, используя тот или иной баллон?». Вопрос состоит из двух частей:

Сколько газа может содержать баллон? Ёмкость баллона зависит от двух показателей:

  1. рабочее давление: от 200 до 300 бар
  2. внутренний объём: обычно он составляет от 3 до 18 литров

Сколько газа потребляет пловец? На потребление газа влияют два фактора:

  1. частота дыхания подводника: в нормальных условиях эта величина составляет от 10 до 25 литров в минуту; во время напряжённой работы или паники потребление воздуха может возрасти до 100 литров в минуту.
  2. окружающее давление: давление на поверхности составляет 1 бар (1 атмосферу); каждые 10 метров глубины увеличивают давление на 1 бар.

На потребление газа также влияют скорость потребления кислорода организмом (метаболизм), физическая нагрузка, и психологическое состояние. Строго говоря два последних фактора влияют на расход воздуха не на прямую, а через частоту дыхания. Так как известно, что в зависимости от физической нагрузки увеличивается потребление организмом кислорода, а как следствие, увеличивается объём потребляемой смеси и частота дыхания. Психологическое состояние (стресс, возбуждение, спокойствие) также заметно влияет на расход дыхательной смеси. Логично предположить, что потребление газа больше, если водолаз нервничает или возбуждён.

Резервирование[править | править код]

Настоятельно рекомендуется часть используемого газа резервировать для повышения безопасности. Резерв может понадобиться для осуществления более длинных декомпрессионных остановок, чем было предусмотрено планом погружения, или для предоставления дополнительного времени для устранения последствий происшествий под водой.

Размер резерва зависит от вероятности возникновения той или иной нештатной ситуации во время погружения. Глубоководное или декомпрессионное погружение требует бо́льшего резерва, чем мелководное или бездекомпрессионное погружение. В рекреационных погружениях рекомендуется планировать погружение таким образом, чтобы при выходе на поверхность в баллоне оставался газ под давлением 50 бар или 25 % от начальной ёмкости. В технических погружениях (погружения в надголовные среды или глубоководные погружения) аквалангисты планируют погружения с увеличенными пределами безопасности используя правило третей: одна треть газа планируется на погружение, вторая треть — на выход на поверхность и третья — резерв. При этом в последнее время появились более жёсткие рекомендации, которые основываются на анализе происшествий: оставлять в резерве половину (две четверти), а то и более, запаса газа. Данные рекомендации относятся в большей степени к людям, занимающимся проникновением в подводные пещеры, останки кораблей, в другие надголовные среды с ограниченной свободой манёвра.

Типовые наборы баллонов[править | править код]

Под аквалангом здесь понимается набор из баллона и регулятора — минимальный комплект, позволяющий дышать под водой.

Для обеспечения безопасности водолазы часто берут дополнительный резервный акваланг, чтобы уменьшить вероятность возникновения ситуации «без воздуха» (англ. out-of-air). Есть несколько вариантов использования баллонов и регуляторов:

  • Одиночный акваланг (без избыточности): состоит из одного большого баллона и одного регулятора. Данная конфигурация проста и дешева, но это всего лишь одна система. Если акваланг откажет, то пловец окажется в ситуации «без воздуха». Эта конструкция не рекомендуется для использования во всех погружениях, где есть «надголовная среда», которая может помешать выполнить аварийное всплытие: подлёдный или пещерный дайвинг, проникновение на затонувшие объекты.
  • Основной акваланг плюс пони-баллон с регулятором: эта конфигурация использует большой, главный акваланг наряду с независимым меньшим аквалангом, названным «пони». Водолаз имеет две независимых системы, но полная система является теперь более тяжёлой, более дорогой при покупке и обслуживании. Пони-баллон имеет небольшую вместимость и, таким образом, может обеспечить запас воздуха для мелководных погружений. Другим типом отдельного резервного источника воздуха, является «микроакваланг»: переносной 0,5-литровый баллон с регулятором, смонтированном непосредственно на баллоне. Данный «микроакваланг» позволяет сделать несколько вдохов и произвести всплытие с глубины до 20 метров.
  • Стейджи: тип независимых аквалангов, используемых в техническом дайвинге. Их цель заключается не в обеспечении газом в случае отказа акваланга, а в хранении газовых смесей, используемых на различных этапах погружения.
  • Независимая спарка (англ. Independent twin set): состоит из двух независимых аквалангов. Такая система более тяжёлая, дорогая при покупке, в обслуживании, зарядке баллонов. Также пловец должен помнить о своевременной смене регулятора, чтобы в баллонах всегда оставался резервный запас воздуха, чтобы в случае отказа одного из аквалангов не оказаться в ситуации «без воздуха». Независимые спарки не очень хорошо работают с воздушно-интегрированными компьютерами.
  • Спарка с манифолдом и одним регулятором: два баллона объединены при помощи манифолда, но подключён только один регулятор. Такой вариант прост и дёшев, однако не имеет резервной системы дыхания, всего лишь увеличивая запас газа.
  • Спарка с манифолдом и двумя регуляторами: состоит из двух аквалангов, соединённых манифолдом с вентилями, которые могут быть перекрыты в случае аварии. Данная конструкция при аварии позволяет сохранить остаток газа в уцелевшем баллоне. «За» и «против» этой конфигурации аналогичны «за» и «против» в независимой спарке. Кроме того, к положительным качествам можно отнести отсутствие необходимости смены регуляторов под водой. Однако есть опасность потери всего запаса газовой смеси, если в момент утечки воздуха вентили на манифолде не смогут быть перекрыты, к тому же манифолд дорог и является ещё одной потенциальной точкой отказа.

Зарядка баллонов[править | править код]

Резервуары должны заряжаться только воздухом на компрессорах или другими дыхательными газами, используя методы смешивания газов. Обе этих услуги должны предоставляться надёжными организациями, вроде магазинов подводного оборудования. Использование для дыхания индустриальных сжатых газов может быть смертельным, потому что высокое давление увеличивает эффект любых примесей в них.

Специальные меры, которые должны быть предприняты при работе с газовыми смесями, отличными от воздуха:

  • Кислород в высоких концентрациях может привести к пожару или коррозии.
  • Кислород должен перекачиваться из одной ёмкости в другую очень осторожно, и только используя очищенные и промаркированные баллоны.
  • Газовые смеси, содержание кислорода в которых отлично от 21 % могут быть чрезвычайно опасны для водолазов, которые не знают процент содержания кислорода в них. На всех баллонах должен быть нанесён состав смеси.

Дыхание загрязнённым воздухом на глубине может стать фатальным. Общие загрязнители: угарный газ — побочный продукт сгорания, углекислый газ — продукт метаболизма, масла и смазок, попавших из компрессора.

Взрыв, вызванный внезапным выбросом из баллона газа под высоким давлением, может быть очень опасным при неумелом обращении. Самый большой риск взрыва существует во время зарядки баллона и первые минуты после окончания зарядки и увеличивается из-за уменьшения в результате коррозии толщины стенок колбы баллона. Другая причина — повреждение или коррозия резьбы и горловины баллона в месте крепления вентиля.

Если зарядка идет от мощного компрессора без предварительного охлаждения сжатого воздуха — баллон разогревается, а после зарядки — остывает, при этом воздух внутри ещё горячий. Напряжения в металле дополняются термическими напряжениями. Это при критическом давлении может довести ситуацию до разрушения. Поэтому остывание в первые минуты после забивки — наиболее опасное время.

Хранение баллона под давлением уменьшает вероятность загрязнения внутренней части баллона коррозийными или токсичными агентами: морской водой, парами нефти, бензина, дизельного топлива, ядовитыми газами, колониями грибов или микроорганизмов.

Производство и тестирование[править | править код]

В большинстве стран требуется регулярная проверка баллонов. Обычно она включает в себя визуальную проверку внутренней поверхности и гидростатический тест (опрессовку). В США визуальная проверка должна проводиться каждый год, а гидростатический тест — каждые пять лет. В ЕС визуальная проверка должна проводиться раз в два с половиной года, а гидростатический тест — каждые пять лет. В Норвегии гидростатический тест (и визуальная проверка) должен проводиться через три года после производства баллона, а затем — каждые два года.

Законодательство в Австралии требует, чтобы баллоны были гидростатически проверены каждые двенадцать месяцев.

Гидростатический тест включает доведение давления в баллоне до испытательного (поверочного) давления и измерение объёма баллона до и после теста. Постоянное увеличение объёма, характеризуемое коэффициентом остаточного расширения, выше допустимого уровня обычно 10 %, означает, что баллон не выдерживает тест и должен быть уничтожен. Коэффициент остаточного расширения это отношение остаточного изменения объёма баллона после сброса поверочного давления, к полному, при поверочном давлении, зачастую выражается в процентах.

При производстве баллона его параметры, включающие рабочее давление, тестовое давление, дату производства, материал, ёмкость и вес, штампуются на поверхности колбы.

При проведении тестов дата текущего тестирования или дата проведения следующей проверки в некоторых странах, например, в Германии, штампуется на плечиках колбы для облегчения проверки в любой момент.

Большинство операторов компрессорных станций проверяют эти сведения перед зарядкой баллонов и могут отказать в случае наличия нестандартных или просроченных баллонов.

Цветовое кодирование баллонов[править | править код]

В соответствии с EN 1098-3 в ЕС вводится в использование цветовое кодирование газовых смесей в баллонах.

Раскраска горловин [3] :

  • Воздух, найтрокс — белые и чёрные четверти, расположенные противоположно.
  • Гелиокс — белые и коричневые четверти, расположенные противоположно.
  • Чистый кислород — белая горловина.
  • Чистый гелий — коричневая горловина.
  • Тримикс — горловина раскрашена секторами белого, чёрного и коричневого цвета.

Во многих дайв-центрах по всему миру, где воздух и нитрокс являются стандартно используемыми газами, найтроксные баллоны имеют следующую цветовую маркировку: зелёная полоса на жёлтом основании. Обычным цветом алюминиевого баллона является серебристый. Стальные баллоны окрашиваются во избежание коррозии, главным образом, в жёлтый или белый цвет, что позволяет улучшить заметность. В некоторых промышленных стандартах маркировки баллонов жёлтый цвет означает наличие в баллоне хлора, а в Европе жёлтый цвет означает ядовитое или корродирующее содержимое, однако для подводного плавания это не имеет никакого значения, так как арматура и оборудование не совместимо.

Маркировка[править | править код]

В Европейском союзе баллоны должны быть промаркированы в соответствии с их содержимым. Ярлык должен содержать сведения о типе дыхательной смеси в баллоне.

Баллоны, предназначенные для использования обогащённых кислородом газовых смесей также требуют наличия маркировки «подготовлено к использованию с кислородом», означающей, что они подготовлены для использования в обогащённой кислородом среде.

Мы торгуем чистым воздухом!

Заправка любых баллонов в любое время, любое давление !Дыхание загрязненным воздухом под давлением (под водой), может стать смертельно-опасным для дайвера. Поэтому баллоны надо заправлять в хорошо зарекомендовавшем себя месте, например в дайвцентрах и магазинах, где работают профессионалы. Так как они заправляют баллоны в первую очередь для себя, и не экономят на дорогостоящих фильтрах. Обучу дайвингу по системе PADI, выдается международный сертификат. от 8лет до 80лет. быстро, индивидуально, увлекательно, Занятие в бассейне стоит 2 т.р. с арендой дайверского оборудования теоретические и практические занятия Провожу пробные погружения.
Обучу ловле раков и рыбы!
Работа-профильное обучение-зарплата от 100тыс.руб.
Индивидуальный подбор и приобретение дайв. оборудования с бонусной скидкой и т. д.
Организация дайв-поездок по Волгоградской обл., по России, по миру постоянно круглый год. Прокат дайв-оборудования… Консультации….

Для того чтоб увлечение дайвингом доставляло удовольствие и не преподносило неприятных сюрпризов, необходимо придерживаться строгих правил подготовки к погружению. Правильная заправка баллона – одна из наиболее важных процедур данной подготовки. Баллоны могут быть заправлены обычным воздухом, который нагнетается туда при помощи компрессора, либо же специальными газовыми смесями, так называемыми дыхательными газами. При высоком давлении глубин любые примеси в дыхательном газе, могут стать смертельно-опасными, потому заправку баллонов индустриальными сжатыми газами нужно полностью исключить. Заправлять баллоны следует в специализированных местах, например в местах продажи подводного оборудования. При заправке баллонов дыхательными газами, нужно учесть несколько важных деталей: Предельная осторожность при перекачивании кислорода. Использование только промаркированных кислородных баллонов. Кислород высокой концентрации способен спровоцировать пожар или коррозию. Чтоб не подвергать опасности водолазов, на баллонах необходимо указывать состав смеси. Угарный и углекислый газ, частицы смазки или масла от компрессора и прочие примеси, загрязняющие дыхательную смесь, могут стать причиной смерти дайвера. Причины взрыва. При работе с кислородом существует риск взрыва. Причинами взрыва могут быть: Неосторожность при перекачке кислорода. Съеденные коррозией внутренние стенки баллона. Повреждение горловины или резьбы в том месте, куда крепится вентиль. Взрыв может спровоцировать резкий перепад температур воздуха и наполняемого баллона. Неохлажденный воздух, нагнетаемый мощным компрессором, разогревает баллон. После окончания заправки металлическая часть баллона остывают быстрее горячего воздуха внутри него, что производит к дополнительным нагрузкам на стенки резервуара. При критическом напряжении может произойти взрыв. Поэтому процесс остывания, один из наиболее опасных моментов при заправке баллона. Желательно хранить баллоны заправленными, что существенно сокращает риск попадания внутрь опасных элементов (частиц бензина и дизтоплива, токсичных газов, морской воды, колоний микроорганизмов), которые впоследствии могут угрожать жизни и здоровью аквалангиста. «Свежий воздух» под водой или чем дышат дайверы? Чем дышат аквалангисты при погружении? Самым распространенным дыхательным газом, до девяностых годов, был обычный воздух, содержащий 21% кислорода на 79% азота. Воздух очищали от вредных примесей и фильтровали от пыли и влаги, после чего сжимали и заправляли в баллоны. Но обыкновенный воздух не идеален для дыхания на глубине. Причина его низкой пригодности – это высокая концентрация азота, 79% как уже было сказано выше. При погружении на большую глубину существует высокая вероятность возникновения азотного наркоза. Растворяясь в тканях организма, азот блокирует передачу нервных импульсов. Чрезмерное скопление азота в организме, чревато серьезными проблемами при всплытии, а именно риском развития кессонной болезни. Если содержание азота уменьшить за счет увеличения количества кислорода, более 21%, то в результате мы будем иметь обогащенный воздух. Благодаря такой газовой смеси, удалось значительно увеличить время пребывания по водой, при этом здоровью дайвера перестала угрожать кессонная болезнь. Но повышенная концентрация кислорода имеет свои недостатки. Сильное глубинное давление, превращает кислород в яд, поэтому, чем выше содержание кислорода в баллонах драйвера, тем меньшая глубина погружения будет безопасной для него. Так для нормального дыхания чистым кислородом, глубина не должна превышать 6-ти метров. Обедненный воздух, в котором содержание кислорода ниже 21%, предохраняет дайвера от кислородного отравления, но увеличивает время на всплытие. Этот дыхательный газ сегодня почти не используют. Азот пробовали заменить на гелий, но подобные (геликсные) дыхательные смеси, на глубине имели возбуждающий эффект. На данный момент их тоже, практически не используют. Оптимальная дыхательная смесь получается при смешивании азота, кислорода и гелия, подобные смеси называются тримиксными. Эти смеси делают с расчетом глубины и длительности погружения. Таким образом подбирается оптимальная концентрация всех компонентов дыхательного газа. При погружении возбуждающие действия гелия, возмещаются за счет тормозных эффектов азота. При этом доля кислорода рассчитана так, чтоб его хватало на безопасное дыхание, без отравляющих воздействий на организм. Главный недостаток тримиксных смесей – это их дорогая цена. Все дыхательные смеси на основе азота и кислорода, в том числе обогащенный и обедненный воздух, называются нитрокс. Прежде чем закачать дыхательные газы в баллон, их немного «подсушивают», что является причиной небольшого обезвоживания аквалангиста. Поэтому, после возвращения из подводного мира, дайверу следует восстановить водный баланс организма.

Чем заправляют баллоны для дайвинга

ПРОКАТ БАЛЛОНОВ: СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

По сей день самыми распространенными прокатными баллонами в мире являются алюминиевые 80ки, такие как Luxfer S080 или Catalina S80. Их габариты 18,4 x 66 см и плавучесть около +1,80 кг в пустом состоянии. Но также бывают и другие варианты. Распространенной альтернативой является алюминиевая 63. Она на 10,2 см короче 80ки, легче и имеет меньшую плавучесть – “реальный вес” примерно на 2,7 кг меньше.

На большинстве курортов имеются небольшие баллоны для детей и взрослых небольшого размера, а где-то и большие баллоны. Либо у инструктора могут иметься личные баллоны, которые он может одолжить вам.

Независимо от размера используемого баллона, перед первым погружением следует проверить:

Проверьте уплотнительное кольцо на вентиле. Прокатные и курортные баллоны зачастую эксплуатируются небрежно. Уплотнительные кольца, вероятнее всего не меняются до тех пор, пока не начнут травить. Проверьте на предмет истирания, вмятин и трещин. Внимательно послушайте на наличие утечек или намочите водой место соединения находящееся под давлением и посмотрите, не идут ли пузырьки. Уплотнительные кольца дешевы и легко заменяемы, если вы видите, что они повреждены, сообщите об этом дайв-гиду, он должен без колебаний их заменить, либо предоставить вам другой баллон.

Проверьте герметичность состыковки вентиля с баллоном. Наличие утечки указывает на трещину в баллоне, в районе резьбы для вкручивания вентиля. Вам потребуется погрузить баллон в воду, чтобы обнаружить пузырьки, указывающие на место утечки. Если баллон не герметичен, сообщите об этом и попросите заменить баллон.

Проверьте наклейку и клеймо с датой опрессовки баллона. Они необходимы в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, но не во всех популярных местах для дайвинга. Зарубежные гиды могут по-прежнему проверить баллон и записать данные в журнал регистраций, а не на наклейке, так что не паникуйте, если она отсутствует. Почти вся опасность разрушения баллона приходится на время его заправки, когда вы будете находиться где-нибудь в другом месте.

Проверьте работу вентиля. Если клапан тяжело поворачивается, проскальзывает или залипает, то он нуждается в обслуживании, но пока он не травит, вам не о чем беспокоиться.

Проверьте внешний вид баллона. Осмотрите баллон на предмет повреждений, царапин и вмятин, если на нем отсутствуют борозды, глубиной от 3 мм и более, то, скорее всего с баллоном проблем не будет. Даже при их наличии, наибольшей опасности подвержен тот парень, который будет заправлять ваш баллон.

ПРОДАЖА: СОВЕТЫ ПОКУПАЮЩИМ БАЛЛОН

Если вы пришли в магазин за баллоном, вы уже должны для себя решить один основной вопрос. Сталь или алюминий: что лучше? Ответ зависит от нескольких факторов. Сравните, например, стальной Faber 78 и алюминиевый Luxfer 80, фактически вмещающий 2200 литров (2,2 куб. метра) газа.

ВЕС: Хоть алюминий и легче стали, но он менее прочен, по этой причине стенки в алюминиевых баллонах делают почти в два раза толще, и таким образом стальные баллоны получаются легче. Стальной баллон весит 13.6 кг, алюминиевый 14.4 кг.

РАЗМЕР: Поскольку при производстве стальных баллонов используется меньше металла, при равном объеме они компактнее алюминиевых (в одном диаметре, они почти на 7,6 см короче).

ПЛАВУЧЕСТЬ: Кроме того, пустые баллоны из стали обладает меньшей плавучестью, в сравнении с алюминиевыми.

10% переполнение баллонаОБЪЕМ: Мы попытались подобрать баллоны равные по емкости, но сделать это не так просто. Так как стальной баллон вмещает 2208,7 литров (78 кубических футов) только при переполнении на 10% от номинального значения. Стальные баллоны, промаркированные знаком «+», допускают переполнение только в первые пять лет после его изготовления, затем можно продлить этот срок, пройдя специальную процедуру опрессовки, но на практике, оказывается, крайне тяжело найти предприятие, выполняющее данные работы. Таким образом, технически ваш стальной баллон через 5 лет по объему уменьшится с 2208,7 до 2010,5 литров. Хотя большинство заправочных станций игнорируют предельно допустимые сроки и продолжают заправлять на 10 процентов больше, но стоит иметь в виду, что где-нибудь вам в этом могут отказать.

СРОК СЛУЖБЫ: При надлежащем уходе, оба баллона выдержат сотню тысяч циклов заправки/опустошения. Который прослужит дольше? Без разницы.

ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОБСЛУЖИВАНИЕ: Алюминиевые баллоны слабо подвержены образованию трещин и окислению, в то время как стальные баллоны без должного ухода начинают ржаветь, что является серьезной проблемой. Так как алюминий мягче стали, он в большей степени подвержен внешним повреждениям и образованию вмятин, поэтому как стальные, так и алюминиевые баллоны нуждаются в ежегодном визуальном осмотре и опрессовке каждые пять лет.

СОВЕТЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАЛЛОНОВ

Для владельцев баллонов существует два основных правила:

1) Не допускайте попадания воды

Крайне важно не допускать попадания воды в баллоны, особенно стальные. Алюминий также подвержен внутреннему окислению, а этот процесс загрязняет воздух и ослабляет металл.

Окисление алюминия является незначительной проблемой, потому что, как только стенки баллона покроются тонкой оксидной пленкой, она защитит основной металл от дальнейшего окисления. И хотя белый порошкообразный материал не пойдет на пользу внутренностям вашего регулятора, сам баллон крайне редко страдает и, как правило, может быть очищен.

Окисление и ржавление стали является более серьезной проблемой, поскольку процесс может пойти вглубь металла. Соленая вода внутри баллона и хранение его под давлением в одном положении, при котором вода и ржавчина скапливаются в одном месте, может со временем превратить баллон в реактивный снаряд. Предпочтительнее хранить баллоны в вертикальном положении, чем лежа на боку, так как боковые стенки баллона тоньше, чем его дно. Баллоны, заправленные найтроксом, подвержены большему риску, из-за большего содержания кислорода в смеси.

Вода чаще всего проникает внутрь баллона во время заправки. Чтобы этого не допустить:

  • Протрите полотенцем верную часть вентиля, и перед установкой заправочного шланга на мгновение откройте вентиль. Кратковременный поток воздуха собьет остатки воды.
  • Продувка шланга. Хороший заправщик, перед состыковкой заправочного шланга и вентиля на баллоне, сначала продует их кратковременным потоком воздуха.
  • Бочки с водой, не такая уж хорошая идея, как может показаться на первый взгляд. Потому что они являются основным источником влаги попадающей в баллоны. Предполагаемый эффект от охлаждения водой, на самом деле имеет незначительное влияние при заправке, а также бочка будет слабым ударогасителем при взрыве баллона.
  • Никогда полностью не опустошайте баллон, и если вы это сделали, немедленно перекройте вентиль. Если баллон оставить пустым и открытым, в него будет поступать влажный воздух из окружающей среды, и циркулировать при изменении температуры в помещении.

2) Не пропускайте плановые проверки своего баллона

Необходимо ежегодно проходить визуальный осмотр – это лучшая страховка от коррозии, растрескивания и безвременного выхода из строя вашего баллона. Осмотр поможет обнаружить незначительную коррозию и устранить её, пока не стало еще хуже.

Хороший инспектор проверит баллон снаружи, на наличие коррозии, вмятин и сколов. Затем при помощи яркого света внимательно изучит внутренние стенки, проверит резьбу при помощи стоматологического зеркала на предмет раскалывания и истирания. И обязательно убедится в исправности вентиля и уплотнительных колец.

К сожалению, некоторые инспекторы плохо обучены и не знают, что искать. Как это определить?

  • Проверьте наличие сертификата. Около половины всех инспекторов не сертифицированы.
  • Задавайте больше вопросов: “Что вы там ищете? Как вы это определили?” и т.д. Ответы должны быть ясными и уверенными.
  • Можете прилепить наклейку на баллон. Если инспектор не отклеил вашу наклейку с надписью “Я люблю Кайманов”, что бы проверить поверхность под ней, он плохо выполнил свою работу.

Гидростатический тест необходимо проводить каждые пять лет, включая визуальный осмотр. При испытаниях баллон заполняется водой, затем поднимается давление, до 5/3 от указанного на горловине, объем баллона увеличивается под давлением, производится замер, затем давление снижается до атмосферного и измеряется его объем. Полученные данные показывают, произошла ли усталость металла.

Другие факторы, которые следует учитывать:

Переходник с DIN на YOKEВЕНТИЛИ ТИПА DIN: Баллонам высокого давления, поставляющимся с вентилями типа DIN необходим переходник для стандартной первой ступени регулятора. Такие вентили также имеют тенденцию скапливать воду, которая при следующей заправке будет задута в баллон. Но в то же время, вентили типа DIN легко превращаются в YOKE вкручиванием недорогого переходника.

ЦЕНА: Баллоны высокого давления стоят дороже.

ЗАПРАВКА БАЛЛОНА: Будут ли дайверские магазины в состоянии заполнить его до отказа?
Например, большинство водолазных ботов редко могут забить сверх 3000 psi (207 bar) – по горячей.

Целесообразность путешествия с баллоном

Перелет со своим баллоном хоть и возможен, но делать этого не следует. Мало того, что воздух из ваших баллонов придется стравить, авиакомпания или таможенные службы могут потребовать, чтобы вентили были выкручены, что позволит влаги и грязи попасть внутрь. Кроме этого, с вас, скорее всего, будет взыскана дополнительная оплата багажа.

Взрывающиеся баллоны: факт или вымысел?

Факт: Баллоны взрываются, но не часто.
Как правило, подозреваемыми являются алюминиевые баллоны, производимые до 1988 года, компаниями Luxfer, Walter Kidde, Norris Industries и Reynolds Aluminum из сплава под названием «6351». Из перечисленных производителей, только Luxfer продолжает производить баллоны для подводного плавания, но уже используя другой сплав.

Согласно записям Министерства транспорта, с 1986 года взорвалось 12 таких баллонов в США, и 17 во всем мире, почти все из них, будучи заполненными. Для сравнения, примерно 25,4 миллиона баллонов было сделано из 6351 сплава.

Большинство взрывов были вызваны «постоянной нагрузкой на трещины» возникающие при ослаблении структуры металла свинцом, входящим в состав сплава. Трещины начинали появляться в верхней части баллона и медленно расползались через резьбу, как правило, в течение многих лет. Как показывает практика, хранение баллонов под большим давлением только усугубляет проблему.

На самом деле, мелкие трещины не такая уж редкость, большинство из них не приводят к взрыву, в том числе и очевидные при визуальном осмотре. Произошедшие взрывы говорят не только о проблеме с алюминиевым сплавом, но и о еще одной, более серьезной проблеме, качестве многих проведенных визуальных проверок.

В 1988 году Luxfer перешли на использование сплава «6061», который не содержит свинца (Catalina начали производить баллоны в 1986 году и использовали 6061 сплав с самого начала). Алюминиевые баллоны, выпущенные до 1988 года, можно распознать по маркировке, расположенной на горловине.

Вымысел: Взрыв баллона в багажнике автомобиля.
В то время как дайвер работал в прохладном офисе, его заправленный баллон нагревался в багажнике черного автомобиля, припаркованного под лучами раскаленного солнца. Температура повышается. 13:00, 14:00. Вдруг, раздается громкий хлопок и обломки «Тойоты» разлетаются по парковке.

Правдивая история? Нет. В 32 градусную жару, температура в багажнике может достигать 65 градусов по Цельсию. Вам же необходимо нагреть заполненную алюминиевую «80ку» хотя бы до 200 градусов, что бы на её стенки было оказано давление, применяемое при гидро испытании, около 5000 psi (345 bar).

Если у вас появились вопросы не затронутые в данной статье, вы можете обсудить их на форуме.

Кислородный баллон: как заправлять?

До 90-х годов баллоны заправляли обычным воздухом, состоящим из 21% кислорода и 79% азота. Но для глубины он не подходит, есть опасность возникновения азотного наркоза. Потом начали применять воздух, обогащенный кислородом. Но и это не было выходом. Ведь на глубине кислород превращался в яд.

Максимальная глубина для него – 6 метров. Использовали и обедненный кислород, но сейчас его не применяют. На сегодня баллоны заправляют или обычным воздухом или специальными газовыми смесями (дыхательными газами) – кислород, азот, гелий. Но и здесь есть свой минус – высокая стоимость.

Заправка баллонов для дайвинга

Кстати, при погружении на значительную глубину любая примесь может стать смертельно-опасными, потому ни в коем случае нельзя осуществлять заправку промышленными сжатыми газами.

Если вы используете баллоны для погружения, то помните о таких вещах:

Мини-акваланг DCCMS DS-810

Мини-акваланг — это сильно упрощенная и усеченная портативная версия обычного акваланга. Он разработан как резервный источник воздуха для дайверов, но в настоящее время он также используется в рекреационных целях. Это позволяет получить представление о том, каково это нырять, без вложений в кучу оборудования для подводного плавания или получения сертификата для дайвинга. Вы не сможете долго нырять с мини-аквалангом, поэтому их следует использовать только на мелководье или в качестве резервного источника воздуха при погружениях.

Мини-баллоны для дайвинга также имеют некоторую полезность за пределами водных видов спорта, например, как запас кислорода на случай пожара.

Дайверы обычно называют такой мини-акваланг пони-баллоном или резервным баллоном. В дайвинге он выполняет функцию НЗ (неприкосновенного запаса) на случай непредвиденных ситуаций. С учетом небольшого объема (1л в рассматриваемом образце), и в сравнении со стандартным баллоном 12 литров, мини-акваланг всего на 8% повышает запас воздуха, с которым вы начинаете погружение. Это больше средство для самоуспокоения для дайверов-перестраховщиков.

Рассмотрим устройство мини-акваланга на примере рекламной фотографии фирмы SMACO. Это практически близнец обозреваемого DCCMS DS-810

1. Клапан постоянного давления
2. Предохранительный клапан
3. Односторонний клапан накачки
4. Манометр
5. Клапан открытия подачи воздуха
6. Баллон для хранения воздуха под высоким давлением
7. Воздушный шланг высокого давления
8. Загубник для дыхания
9. Кнопка сброса давления

Комплект поставки


Рассматриваемый комплект один из самых полных и содержит:
• алюминиевый воздушный баллон емкостью 1 литр;
• регулятор подачи воздуха и накачки баллона, соединенный шлангом с устройством подачи воздуха с загубником;
• переходник для наполнения мини-баллона из стандартного балона с вентилем Joke;
• ручной насос для самостоятельного наполнения баллона;
• шланг для подключения насоса с противопылевым фильтром и влагопоглотителем;
• сумочка с ремнем для крепления на теле;
• дайверская силиконовая маска;
• общирный набор ЗИПа.

Хранилище запаса воздуха – баллон емкостью 1 литр, сделан из алюминиевого сплава, с длинной резьбой. Толстостенный и является самой тяжелой частью мини-акваланга, что вполне объяснимо – он должен выдерживать давление 200 бар (примерно 200 атмосфер).
Внешняя поверхность анодирована в черный цвет (есть и желтый вариант, но там это уже будет краска).

«Главная» часть мини-акваланга – это комплект из первой и второй ступеней регулятора давления.

Первая ступень в данном случае включает в себя редуктор, снижающий давление из баллона до промежуточного, манометр, показывающий остаточное давление в баллоне, односторонний клапан накачки и кнопку сброса избыточного давления. (В дайверском оборудовании манометр вынесен на шланге, а клапан накачки отсутствует, так как стандартный большой баллон накачивается через вентиль на баллоне). Первая ступень мини-акваланга вкручивается непосредственно в баллон.


Вторая ступень (так называемый легочный автомат) соединена с первой ступенью шлангом, по которому поступает воздух с промежуточным давлением (обычно 8-12 бар). Вторая ступень снижает давление подаваемого воздуха до нормального для дыхания. На ней присутствует загубник и кнопка продувки.

Баллон, первая и вторая ступени в сборе – это и есть мини-акваланг.

Для использования мини-акваланг помещается в сетчатую сумочку, закрепляемую на теле. Во всех рекламных фотографиях видно, что предполагается такое крепление на теле, что баллон с первой ступенью находится на спине, а шланг ко второй ступени подается через плечо. Непонятно, как в такой конфигурации можно посмотреть показание манометра остаточного давления, а поэтому при тестировании акваланга баллон с первой ступенью закреплялся спереди. Это также оказалось неудобно из-за излишней длины шланга.

Также в рассматриваемый комплект входит ручной насос для заполнения баллона. Насос поставляется разобранным для компактности – прорезиненная ручка упакована отдельно. Также отдельно упакован соединительный шланг с пылевым фильтром.

В качестве альтернативы ручному насосу, и для тех, у кого есть доступ к дайв-центрам, в комплекте присутствует переходник, позволяющий накачать баллон мини-акваланга, используя в качестве донора стандартный дайверский баллон (8,10,12 или 15 литров) стандарта Yoke. Если стандарт баллона DIN, то дополнительно понадобится адаптер DIN-Yoke. Этот адаптер копеечный, и непонятно почему его нет в комплекте.

В комплект включена также простенькая дайверская маска из мягкого черного силикона.

Прежде чем поделиться своим мнением об опыте использования мини-акваланга, попробую сформулировать типичные вопросы о нем, и дать на них ответы.

Как долго можно нырять с помощью мини-акваланга?

Это зависит от емкости баллона, от средней глубины ныряния, от объема ваших собственных легких и от интенсивности вашей физической нагрузок. Например, баллона емкостью 1 л хватит примерно на 100-120 глотков воздуха или от 4 до 15 минут, в зависимости от глубины и физических нагрузок. Если вы находитесь рядом с поверхностью и экономите энергию, вы можете продержаться почти 15 минут. Если вы находитесь глубже, на глубине до 10 метров, или прилагаете много физических усилий, это может длиться всего 4–5 минут. Люди с большим объемом легких быстрее расходуют запас воздуха мини-акваланга.
Для сравнения — стандартного дайверского баллона емкостью 12л хватает на 45-80 минут при средней глубине погружения 15-20 метров. Становится понятно, что мини-резервуары для дайвинга не предназначены для глубоких погружений (кроме как в качестве резервного источника воздуха).

Сколько времени нужно, чтобы заполнить мини-акваланг?

Основным преимуществом мини-баллонов для дайвинга является то, что вам технически не нужно какое-либо необычное оборудование для их использования. Вы можете легко приобрести сам баллон, ручной насос и начать пользоваться им, компрессор не обязателен. Это звучит идиллически, пока вы не поймете, что использование ручного насоса для наполнения бака утомительно и требует много времени.
Вам придется вручную накачивать 20-30 минут, чтобы заполнить баллон. Если вам придется делать частые перерывы, то это займет еще больше времени. И затем за всю вашу тяжелую работу вы будете вознаграждены лишь несколькими короткими минутами дополнительного воздуха во время погружения.
В идеале вы должны использовать компрессор или большой воздушный баллон с заправочным переходником, чтобы значительно ускорить этот процесс. В противном случае приготовьтесь к интенсивной кардиотренировке.

Как использовать мини-акваланг?

Эти небольшие устройства для подводного дыхания изначально были разработаны для использования в качестве резервного резервуара для аквалангистов на случай отказа основного резервуара. Большинство из них предназначены для безопасного использования для дайвинга на глубину до 10 метров, а если они используются в качестве запасного источника воздуха, то не ныряйте на глубину более 30 метров.

Для начала использования:
1) Накачайте баллон мини-акваланга с помощью насоса, переходника для стандартного дайверского баллона или безмаслянного насоса.
2) Откройте вентиль подачи воздуха в первой ступени.
3) Проверьте давление с помощью встроенного манометра, оно не должно превышать 200 бар.
4) Поместите баллон с вкрученной первой ступенью в сетчатую сумочку и закрепите ее на теле с помощью ремней
5) Вставьте загубник в рот и проверьте, что воздух поступает – просто дышите как обычно.
6) Погрузитесь на глубину 1-2 метра и попробуйте дышать под водой.
7) В случае попадания воды в загубник сделайте резкий выдох и вода выйдет из второй ступени. Можно также нажать кнопку сброса давления (9 на схеме) для автоматического удаления воды.
8) Enjoy!

Нужно ли выполнять какие-то меры предосторожности?

Выполнение правил техники безопасности при погружениях ЧРЕЗВЫЧАЙНО важны.

Позволю себе, с учетом своего дайверского опыта, сформулировать основные правила, которые нужно неукоснительно соблюдать. Если заметите неточности, ошибки или захотите дополнить – не стесняйтесь сообщать об этом в комментах. Безопасность – превыше всего!

1) Дышите спокойно и непрерывно, находясь под водой.
НИКОГДА НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕ ДЫХАНИЕ, пытаясь «сэкономить» воздух!

2) ВСЕГДА ВСПЛЫВАЙТЕ С ГЛУБИНЫ НЕБЫСТРО (в дайверских правилах указывается предельная скорость всплытия 18 метров за минуту, или 33 секунды с 10-метровой глубины). Всплывая, продолжайте размеренно дышать через загубник.

Эти 2 правила требуют разъяснения. Дело в том, что при увеличении глубины погружения растет и внешнее давление на ваше тело. На 5 метровой глубине избыточное давление составляет 0,5 атмосферы, на глубине 10 метров – 1 атмосферу. То есть на глубине 10 метров внешнее давление на ваше тело в 2 раза выше, чем на поверхности. Легочный автомат (вторая ступень) мини-акваланга устроен таким образом, что подает воздух для дыхания с давлением, равным внешнему давлению. То есть на глубине 10 метров вам будет подаваться в 2 раза больше воздуха, чем на поверхности. В случае, если на вдохе вы вдруг решите быстро всплыть, воздух, находящийся в ваших легких, так же быстро увеличится в объеме в 2 раза и гарантированно повредит легкие.
Если же вы будете всплывать неторопливо, продолжая размеренно дышать, каждый цикл вдох-выдох будет компенсировать снижающееся при всплытии внешнее давление.

3) Из первых двух правил вытекает следующее – если на глубине у вас закончился воздух в мини-акваланге, начинайте всплывать, постепенно выпуская в воду весь оставшийся у вас в легких воздух.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВСПЛЫВАЙТЕ НА ЗАДЕРЖКЕ ДЫХАНИЯ!

4) При увеличении глубины погружения, каждые 1-2 метра продувайте уши! Для этого зажмите обе ноздри пальцами и постарайтесь аккуратно и несильно выдохнуть через нос. Поскольку ноздри у вас закрыты, воздух пойдет через уши, и вы услышите и почувствуете «открытие клапанов» в ушах и выход воздуха.
Если одно или оба уха не продулись, НЕ УВЕЛИЧИВАЙТЕ ГЛУБИНУ ПОГРУЖЕНИЯ.

Тестирование

Итак, мини-акваланг собран и ждет заправки воздухом. До вылета на море еще несколько дней, а поэтому принято решение накачать баллон с помощью насоса и испытать в бассейне. После 300 монотонных движений насосом давление в баллоне составило где-то 60-70 бар из допустимых 200. В связи с проблемным позвоночником накачка баллона была завершена. Этого объема воздуха хватило на 4,5 минуты тестирования в бассейне на глубинах до 5 метров.

На море ситуация была повеселее – так как на корабле был неограниченный доступ к стандартным дайверским 12-литровым баллонам, то заправка мини-акваланга осуществлялась от них. Мини-акваланг был испытан несколькими дайверами различного уровня подготовки, веса и объема легких на глубинах до 12 метров. Время «опустошения» запаса воздуха составило от 4 до 13 минут.

Был сделан единогласный вывод – отличная вещица для снорклеров и для предварительного (но весьма условного) ознакомления с дайвингом.

Далее — небольшой развлекательно-рекламный видеоролик. Кстати, его снимали 2 видеооператора безо всяких аквалангов и мини-аквалангов ))))

Для использования дайверами в качестве резервного пони-баллона литровая версия была признана избыточной в связи со своими габаритами и исполнением в виде двух частей – первая ступень с баллоном и связанная с ними шлангом вторая ступень. Возможно версия на «поллитра» подойдет лучше, так как она более компактна, легче, и сделана в виде единого блока (смотри по ссылкам в конце).

Как упоминалось выше, заправка баллона мини-акваланга может быть проблемой, если вы делаете это вручную с помощью ручного насоса.

Самый быстрый способ — подключить его к большему баллону с воздухом, чтобы заправить его за секунды. Но для этого нужно иметь доступ к большому баллону.

Существует и третий вариант — приобрести специальный электрический воздушный компрессор, если вы планируете часто пользоваться мини-аквалангом. Подойдет не любой – он должен быть безмасляным и со встроенной системой очистки воздуха и удаления влаги. Один из таких компрессоров можно увидеть по ссылке ниже.

Выводы

Рассмотренный продукт, мини-акваланг, сделан на достаточно высоком техническом уровне, к культуре производства претензий нет.
Может успешно использоваться непрофессионалами для «продвинутого» снорклинга и неглубоких погружений.

Комплект поставки практически максимальный, не хватает только электрического компрессора, но его невозможно поставлять в виде дополнительного аксессуара в связи с высокой стоимостью.

Товар можно рекомендовать в качестве развлекательного снаряжения и для ограниченного ознакомления с миром дайвинга.

Рассмотренный комплект мини акваланга DCCMS DS-810
Цена $199,99 с купоном BGPT895b (действует до 31 июля 2021 г.)

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Источник https://rollerbord.life/dajving/chem-zapravlyayut-ballony-dlya-dajvinga.html

Источник https://mysku.ru/blog/china-stores/86888.html

Источник

Источник

Вам будет интересно  Правильный выбор баллонов для дайвинга

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *