Содержание

25 главных храмов Владимира

Став столицей Владимиро-Суздальского княжества в середине XII века Владимир начал возвышаться над другими городами Северо-Восточной Руси. Примерно в это же время был основан Успенский кафедральный собор. Рядом возвели Дмитриевский собор, который до сих пор поражает жителей и гостей города своей причудливой каменной резьбой. Эти великолепные образцы древнерусской архитектуры стали объектами культурного наследия мирового значения.

Практически с момента основания города в нем были построены Успенский Княгинин и Богородице-Рождественский монастыри. Развитию православия способствовало и то, что в течение нескольких десятилетий во Владимире находилась митрополичья кафедра. Современный Владимир – это город, который может похвастаться уникальными памятниками древности и православными святынями. Увидеть их приезжают тысячи паломников и туристов со всего света. В городе строятся и новые храмы, например, армянская церковь св. Григория или домовая церковь при Владимирском госуниверситете.

Действующие церкви и соборы Владимира

Список самых известных и популярных храмов города.

Свято-Успенский Кафедральный собор

Белокаменный собор был построен на берегу Клязьмы в 1160 году. Главной святыней храма стала Владимирская икона Божией Матери. Собор пережил периоды расцвета и запустения. После революции 1917 года в нем расположился музей научного атеизма. С 1944 года богослужения возобновились. Собор знаменит уникальными фресками, выполненными прп. Андреем Рублевым. Является памятником федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

svyato-uspenskij-kafedralnyj-sobor-700x467

Дмитриевский собор

Храм в честь великомученика Дмитрия Солунского был построен в конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо. Фасад храма украшает более тысячи резных камней, большинство из них – на библейские сюжеты. Среди каменных фигур можно увидеть также всадников, мифических животных и даже русских князей Бориса и Глеба. Внутри храма располагается музейная экспозиция, самые ценные экспонаты – сохранившиеся фрагменты фресок XII века и частица сорочки св. Дмитрия.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 60

dmitrievskij-sobor-700x466

Никитская церковь

Трехэтажная бело-зеленая церковь находится недалеко от Золотых ворот, хотя и в стороне от основных туристических трасс. Построена в стиле провинциального барокко во второй половине XVIII века. Главное украшение храма – пышный иконостас и резные Царские врата. В советские годы храм был закрыт, с 1970-х там располагалась реставрационная мастерская. Богослужения в храме возобновились в 2015 году. На высокой колокольне храма открыта обзорная площадка, с которой открываются замечательные виды на город.

Адрес: г. Владимир, ул. Княгининская, 8

nikitskaya-tserkov-700x467

Храм Георгия Победоносца

Белокаменный Георгиевский храм был построен в 1157 году. При нем существовал женский монастырь, который упоминается в летописях XVI и XVII века. После пожара 1778 года храм был восстановлен из того же камня. В 30-е годы XX века церковь закрыли и переделали в масло-жировой цех и коптильню, после чего на древних фресках остался сантиметровый слой жирной копоти. В настоящее время храм возвращен Церкви, ведутся богослужения. В вечернее время церковь красиво подсвечивается.

Адрес: г. Владимир, ул. Георгиевская, 2 А

hram-georgiya-pobedonostsa-700x467

Спасская и Никольская церкви

Живописный ансамбль из двух церквей расположен на улице Спасская, названной по одной из церквей, которая украшала княжеский двор. Нарядная Никольская церковь была построена лишь спустя несколько столетий после Спасской. В 2014-м вокруг храмов благоустроили смотровую площадку, от которой берет начало пешеходная зона старого города. Отсюда открывается замечательный вид на Свято-Успенский собор и противоположный берег Клязьмы.

Адрес: г. Владимир, ул. Спасская, 8

spasskaya-i-nikolskaya-tserkvi-700x466

Троицкая церковь

Невероятно красивая церковь из красного кирпича была построена в самом центре Владимира в начале XX века. Строительство приурочили к 300-летию дома Романовых. Церковь в неорусском стиле возвели для старообрядческой общины на ее средства. К сожалению, старинные иконы, книги и роскошная утварь «Красной церкви» не сохранились. Зато можно насладиться ее великолепной акустикой, ведь здесь часто проводятся выступления хоровых коллективов. Также внутри располагается экспозиция хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.

Адрес: г. Владимир, ул. Дворянская, 2

troitskaya-tserkov-700x467

Собор Рождества Богородицы

Главный собор Богородице-Рождественского монастыря, переживший с момента своего основания и нашествие татар, и пожары, и полную реконструкцию был разрушен большевиками в 1930 году. Несмотря на все старания, отстоять храм не удалось. На территории монастыря разместили следственные изоляторы, производились расстрелы. И только в 1999 году монастырь вернули Церкви, а в 2004 году на месте бывшего Рождественского собора был возведен одноименный одноглавый собор и колокольня.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 68

sobor-rozhdestva-bogoroditsy-700x472

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Нынешний Казанский храм построен возле того места, где несколько столетий стояла Ямская Казанская церковь. Ее уничтожили в 1960-х с помощью танков. На месте утраченного храма устроили мемориал с Вечным огнем в память о владимирских солдатах, погибших в Великой Отечественной войне. Восстановленный храм вместе с мемориалом представляют собой единый комплекс. Новому храму Казанской иконы Божией Матери архитекторы постарались придать черты храмов домонгольской эпохи.

Адрес: г. Владимир, ул. Чайковского, 1 А

hram-kazanskoj-ikony-bozhej-materi-700x467

Николо-Галейская церковь

Церковь ведет свою историю с 1735 года. Ее построили на средства владимирского помещика И. Г. Павлыгина. Галейской церковь назвали потому, что на противоположном берегу Клязьмы ранее находилась пристань для гребных судов, именуемых «галеи». В народе прижилось название «церковь Николы Мокрого». Внутри храм просторный и светлый, а на его стенах сохранилась роспись XIX века. Стройная и изящная церковь находится вдали от основных туристических трасс и однозначно достойна посещения.

Адрес: г. Владимир, ул. Николо-Галейская, 26

nikolo-galejskaya-tserkov-700x477

Успенский собор

Первое упоминание об Успенском Княгинином монастыре встречается в Лаврентьевской летописи – строительство обители и ее главного Успенского храма относят к 1200 году. Древний собор сохранился до наших дней, однако в сильно измененном виде. Летописи свидетельствуют, что в 1512 году собор был выстроен заново. Огромную ценность представляют фрески середины XVII века, выполненные мастерами из Москвы под руководством М. Матвеева. В Успенском соборе долгое время хранилась икона Боголюбской Богоматери XII века, но в настоящее время она находится на реставрации, увидеть можно только ее список.

Адрес: г. Владимир, Княгинин Монастырь, 37 А

uspenskij-sobor-uspenskij-knyaginin-monastyr-700x466

Свято-Троицкая церковь

Ярко-голубые купола Свято-Троицкой церкви (другое название – Церковь Троицы Живоначальной) хорошо просматриваются с одной из центральных улиц города. Нынешнюю церковь возвели в 1740 году на месте двух сгоревших деревянных храмов. Из икон особо почитались Толгская икона Божией Матери и икона прп. Сергия Радонежского и Алексея, человека Божия. В советские годы храм был закрыт, его внутреннее убранство не сохранилось, однако сохранились красивые кирпичные башенки ограды и колокольня. В настоящее время храм действующий.

Адрес: г. Владимир, ул. Музейная, 8

svyato-troitskaya-tserkov-700x467

Храм Архангела Михаила

Необычный для Владимира храм из красного кирпича был сооружен в 1893 году на пожертвования отставного капитана Ф. Архангельского. Вероятно, именно поэтому храм освятили в честь Архангела Михаила. В архитектуре церкви смешались элементы разных стилей, однако прослеживается явное влияние Византии. В 90-х церковь отреставрировали, восстановили разрушенную колокольню и вернули верующим. Иконостас Михаило-Архангельского храма выполнен из дуба, а его купол венчает хрустальный крест.

Адрес: г. Владимир, ул. Студёная Гора,1 А

hram-arhangela-mihaila-700x467

Храм в честь Воскресения Христова и Церковь Гавриила Архангела

Небольшая одноглавая церковь во имя Архангела Гавриила была построена в 2010 году как крестильный храм при главном Воскресенском храме, строительство которого завершилось двумя годами позже. В закладном камне храма Воскресения Христова размещена частица мощей святителя Афанасия (Сахарова). Оба храма образуют единый комплекс, расположенный среди сосен в Заклязьменском районе города. Большой Воскресенский храм построен из красного кирпича, украшен золотыми куполами и прекрасно гармонирует с аккуратной крестильной церковью белого цвета.

Адрес: г. Владимир, Судогодское шоссе, 23

hram-v-chest-voskreseniya-hristova-700x465

Старообрядческая церковь Успения Богородицы

Успенская Богородицкая церковь является памятником архитектуры XVII века. Ее возвели на месте деревянной церкви, принадлежащей древнему Успенскому монастырю XII века. Главной достопримечательностью храма был колокол с именами благотворителей, отлитый в 1650 году. В конце 20-х годов XX века колокол был уничтожен. После повторного освящения храма в 1995 году его передали старообрядцам. Реставрационные работы идут до сих пор. Восковые подсвечники из Богородицкой церкви хранятся в историческом музее Владимира.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 106 А

Вам будет интересно  Религиозные сооружения Санкт-Петербурга

staroobryadcheskaya-tserkov-uspeniya-bogoroditsy-700x696

Храм Вознесения Господня

В исторической части города на высоком берегу Клязьмы расположена одна из самых старых церквей Владимира – Вознесенская. Сведения о ней сохранились с XVII века, а монастырь в этих местах существовал еще с XII века. Нынешний храм с колокольней построены в XVIII веке и в таком виде дошли до наших дней. Иконы были написаны в 1812 году в итальянском стиле. На храмовом кладбище покоится князь Д. Голицын. Считается, что именно он стал прототипом А. Болконского в романе «Война и мир». С 1990 года в храме возобновлены богослужения.

Адрес: г. Владимир, ул., Вознесенская, 12 В

hram-vozneseniya-gospodnya-700x469

Храм Сретения Владимирской Иконы Божией Матери

До наших дней дошла каменная церковь с колокольней, построенные в 1807 году на месте деревянной Сретенской церкви, перенесенной сюда по просьбе жителей с берега Клязьмы. На прежнем месте установили памятную часовню-столб. До революции на колокольне Сретенского храма имелось 4 колокола. Во время гонений на Церковь прихожане дважды спасали храм от закрытия. В третий раз это не удалось. Храм вновь заработал в 1992 году, большие старания к этому приложил его настоятель о. Маркелл, могила которого находится в церковной ограде.

Адрес: г. Владимир, ул. Ломоносова, 17 А

hram-sreteniya-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi-700x467

Николо-Кремлевская церковь

Храм во имя Николая Чудотворца был построен в самом центре Владимира в 1761 году на месте сгоревшего деревянного храма. Этот храм располагался у стен древнего владимирского Кремля, отчего и получил такое название. Его стены украшены древними иконами Спасителя, святителя Николая и Казанской Божией Матери, которые сохранились в первоначальном виде. Однако до сих пор в здании церкви располагается городской планетарий.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 66 А

nikolo-kremlevskaya-tserkov-700x467

Князь-Владимирский Храм

Храм примечателен тем, что он не был закрыт в советские годы в отличие от всех остальных храмов Владимира. В течение двух десятилетий первой половины XX века он был единственным действующим храмом города. Благодаря этому в нем сохранился интерьер конца XIX века, когда в храме были расписаны стены и заменен иконостас. Кроме этого, Князь-Владимирский храм единственный в городе относится к стилю классицизма, о чем свидетельствует богато украшенная лепниной колокольня.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 71 Б

knyaz-vladimirskij-hram-700x560

Храм Всех святых

Строительство нового храма в микрорайоне Юрьевец было завершено в 2014 году. После освящения куполов в 2010 году архиепископ Евлогий передал храму древнюю Тихвинскую икону Божией Матери, написанную в XVII веке, с благословением на скорейшее освящение храма. Икона стала главной святыней новой церкви. Дальнейшее благоустройство внутреннего убранства проходило при деятельном участии прихожан. В 2013 году на колокольне храма появились свои колокола.

Адрес: г. Владимир, ул. Рябиновая, 1 Г

hram-vseh-svyatyh-700x466

Церковь Иоанна Богослова

Память об этой утраченной церкви сохранена в названии Богословского переулка. Историческое имя переулку вернули в 1991 году. Сама церковь была снесена в 1933 году, а на ее месте построили четырехэтажный жилой дом. Кирпичная церковь во имя Иоанна Богослова простояла на этом месте всего полтора столетия (с 1775 года), а ее деревянная предшественница впервые упоминается еще в 1656 году.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 92 А

tserkov-ioanna-bogoslova-700x466

Церковь Константина и Елены

Пятиглавая каменная церковь в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены была построена на территории упраздненного Константино-Еленинского монастыря в 1885 году. Преобладающий архитектурный стиль – барокко. Особо чтимой иконой храма была мироточащая икона Константина и Елены. За советский период храм пришел в полное запустение. Возрождение началось в 1994 году. В честь 1000-летия Владимира на звоннице храма установили колокол весом около 50 кг.

Адрес: г. Владимир, площадь Культуры, 8

tserkov-konstantina-i-eleny-700x467

Храм святых Кирилла и Мефодия

Строительство домового храма при Владимирском государственном университете было завершено в 2008 году к 50-летию учебного заведения. Стараниями архитекторов храм удачно вписался в существующий ансамбль университетских корпусов. Идея создания храма принадлежит семье Ворожейкиных, они же пожертвовали средства на строительство. До этого во Владимирской епархии не было ни одного храма, посвященного святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Адрес: г. Владимир, ул. Белоконской, 5

hram-svyatyh-kirilla-i-mefodiya-700x588

Церковь Святого Григория Просветителя

Армянская церковь в традиционном стиле была открыта для прихожан в августе 2017 года спустя 10 лет строительства. В ее оформлении участвовали скульпторы и иконописцы из России и Армении. Возведение храма стало возможным благодаря пожертвованиям армянской диаспоры Владимира и Владимирской области. Храм выполнен из розового туфа, привезенного из Армении. Внутреннее убранство украшает фреска Николая Чудотворца работы современных владимирских мастеров. Храм прекрасно вписался в окружающее пространство и стал новой достопримечательностью города.

Адрес: г. Владимир, ул. Погодина, 10

tserkov-svyatogo-grigoriya-prosvetitelya-700x464

Храм Святого Розария

Католический костел в стиле псевдоготики был построен в самом конце XIX века. Он стал единственным религиозным сооружением, построенным для жителей Владимира католического вероисповедания. Уникальная красота спасла костел от разрушения в советские годы, однако, как и большинство православных храмов, он был закрыт. В настоящее время костел вернули католической церкви. Он по-прежнему является единственным во всей Владимирской области духовным и культурным центром для католиков. В костеле проводятся концерты органной музыки.

Адрес: г. Владимир, ул. Гоголя, 12 А

hram-svyatogo-rozariya-700x467

Храм Иоакима и Анны

Кирпичный храм во имя святых праведных богоотец Иоакима и Анны был построен в селе Лунёво в 1905 году, сейчас это один из микрорайонов Владимира. Особо почитаемой иконой храма был образ Николая Чудотворца. Древние храмовые иконы не сохранились, да и сам храм пришел в запустение за годы гонений на Церковь. С 2005 года храм открыт для прихожан, однако пока еще нет росписи стен, не завершена звонница, а иконостас – временный. Средства на восстановительные работы собираются силами прихожан и неравнодушных людей.

Многоконфессиональный Санкт-Петербург — 15 храмов разных религий в Северной столице

Санкт-Петербург — многонациональный и многоконфессиональный город. Более 3-х столетий в городе на Неве бок о бок дружно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий.

Культурная жизнь представителей разных народов в значительной степени определяется религиозными традициями. Благодаря гармоничному развитию отношений между носителями различных религиозно-культурных традиций, Санкт-Петербург постоянно архитектурно обновляется и духовно обогащается.

В городе представлены мировые, национальные, а также новые религии. Наиболее распространены — христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм.

При всем многообразии вероисповедания петербуржцев в городе на протяжении всей его истории исподволь формировался особый климат религиозной жизни, характеризуемый согласием многих исповеданий.

В настоящее время в религиозной жизни города сохраняются и развиваются традиции поликонфессионализма. Понятно, что люди, оказавшиеся за пределами родной земли, особенно дорожат сохранением своих традиций.

В российской Северной столице рядом с православными христианскими храмами издавна соседствуют католические и протестантские (лютеранские, реформатские, англиканские) церкви.

Здесь были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Не случайно посетивший Петербург в середине XIX века французский писатель Александр Дюма назвал Невскую перспективу «улицей Веротерпимости».

Сейчас традиционные религии, сохраняя в целом этническую окраску, не замыкаются в себе — происходит интенсивное накопление и обмен культурной информацией. Огромнейшим достоянием Петербурга является сохранение и почитание культурных обычаев и религиозных святынь его мульти-этнических народов.

Разнообразие культовых сооружений украшает архитектурный облик великого города на Неве. Многокультурное наследие великого града Петрова объединяет его жителей. Любовь к родному городу делает каждого гражданина общей национальности.

ГБУК ГМП "Исаакиевский собор". Фотограф Е. И. Мохорев

Численность храмов в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге насчитывается 268 конфессий и религиозных объединений:

  • Русской православной церкви — 131 объединение,
  • Старообрядческой церкви, Армянской Апостольской церкви — 2 прихода,
  • Римско-Католической церкви — 7 приходов,
  • Евангелическо-Лютеранской церкви — 19 объединений,
  • Мусульманских — 3 объединения,
  • Буддийских — 5 объединений,
  • Иудейских — 9 объединений,
  • Евангельских христиан-баптистов — 13 объединений,
  • Церкви адвентистов седьмого дня — 6 приходов,
  • Пятидесятников — 23 объединения и другие.

229 культовых зданий находятся в собственности или ведении религиозных объединений. Среди них памятники архитектуры федерального значения:

Исаакиевский собор, Казанский собор, Сампсониевский собор, Смольный собор, Петропавловский собор, Николо-Богоявленский морской собор, Владимирский собор, Софийский собор, Троице-Измайловский собор, Феодоровский (Государев) собор, собор Спас-на-Крови, Троицкий собор Александро-Невской лавры, православные монастыри (Александро-Невская лавра, Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, Воскресенский Новодевичий монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь), Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины, католический Храм Святой Екатерины Александрийской, Католический монастырь Святого Антония Чудотворца, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Голландская реформатская церковь, Соборная и кафедральная мечеть, Большая Хоральная Синагога, Буддийский дацан и др.

В городе работают Санкт-Петербургская духовная академия и Санкт-Петербургская духовная семинария Русской православной церкви, и католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов». В городе находятся мощи святых: Александра Невского, Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской.

Понятно, что обо всех храмах города на Неве сразу и не рассказать. В этой публикации расскажем лишь о некоторых культовых сооружениях Санкт-Петербурга, о храмах разных религий — больших памятниках истории и архитектуры Северной столицы.

Большая Хоральная Синагога. Фото: angelius1979

1. Спас на Крови

Одним из знаковых мест Санкт-Петербурга является Храм во имя Воскресения Христова, в народе называемый «Спас на Крови». Храм был построен этот мемориальный храм на том самом месте, где 1 марта 1881 года было совершено последнее покушение на Александра ІІ, стоившее государю жизни.

Собор Спаса-на-Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную. Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.

Вам будет интересно  Соборы и храмы Санкт-Петербурга: список, особенности и интересные факты

Интерьер собора — это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. м2. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.

Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2
  • Ближайшее метро: «Невский проспект»

Спас на Крови. Фото: GrechkinaNadejda

2. Большая хоральная синагога

Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

Сегодня Большая хоральная синагога живет и действует в нескольких направлениях. Здесь проходят крупные иудейские праздники и повседневные молебны. В образовательных учреждениях при заведении обучаются одновременно около 500 детей — от малышей до молодёжи. В настоящее время при синагоге действует центр знакомств, благодаря которому ежегодно образовываются десятки еврейских семей.

8 декабря 2013 года синагога отметила своё 120-летие. К этому событию был написан новый свиток Торы, выпущен «Почтой России» конверт, юбилейная медаль в трёх вариантах: золотая, серебряная, простая. В 12:00 выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга был дан в честь юбилея Синагоги. Его произвели главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер и председатель петербургской еврейской общины М. Д. Грубарг. Памятные медали также выпускались к 100 и 110-летиям Синагоги Санкт-Петербурга.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Лермонтовский просп., 2
  • Ближайшее метро: «Садовая», «Спасская», «Сенная площадь»

Большая хоральная синагог. Фото: В. В. Медейко

3. Санкт-Петербургская Соборная мечеть

Практически с момента основание Санкт-Петербурга, в районе Петропавловской крепости образовалась татарская слобода и исламская община, которая к концу XIX века разрослась до 8 000 человек. Однако, несмотря на внушительное количество последователей ислама, ни одной мечети в городе не было.

В 1881 году муфтий петербургских мусульман обратился к русскому правительству с ходатайством о постройке мечети. Несмотря на то, что этот запрос получил официальное согласие, средств на строительство выделено не было.

Соборная мечеть — действующий памятник исламской религиозной архитектуры. Долгое время Соборная мечеть в Санкт-Петербурге была крупнейшей в России, и до сегодняшнего дня остается самой северной мечетью в мире.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, 7
  • Ближайшее метро: «Горьковская», «Петроградская»

Санкт-Петербургская Соборная мечеть. Фото: Dezidor

4. Грузинская Православная церковь

В Санкт-Петербурге есть немало храмов и церквей, которые в течение длительного времени были закрыты, а в настоящее время возвращаются верующим, возрождаются буквально из небытия благодаря вере и труду неравнодушных людей. Одной из таких церквей является Грузинская Православная церковь, что на Старорусской улице, 8/2.

В православной святыне проводятся служения на грузинском и церковнославянском языках. Сюда идут на службу не только представители грузинской диаспоры, но и люди других национальностей, находя здесь утешение. Хотя постройка возведена в русском стиле, внутреннее убранство наполнено грузинским колоритом.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Старорусская улица, 8/2
  • Ближайшее метро: «Площадь Восстания», «Площадь Александра Невского 1», «Площадь Александра Невского 2»

Грузинская Православная церковь. Фото: GAlexandrova

5. Базилика св. Екатерины Александрийской

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Один из самых старых католических храмов в России, который был заложен в 1738 году при императрице Анне Иоанновне, но его строительство завершилось лишь 45 лет спустя, при Екатерине II. Собор Святой Екатерины — единственный в России католический храм, который имеет высокий статус базилики.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 32-34
  • Ближайшее метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»

Базилика св. Екатерины Александрийской. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

6. Буддийский храм

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» долгое время являлся самым северным буддийским храмом мира. Лишь в 2014 году открылся первый дацан Якутска, отнявший «северное» первенство у города на Неве.

По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России.

Это были волжские калмыки, подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 г.

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91
  • Ближайшее метро: «Старая деревня», «Крестовский остров»

Буддийский храм. Фото: Vadim Tolbatov

7. Коломяжская мечеть

Часто даже коренные петербуржцы на вопрос о мечети, говорят о Санкт-Петербургской Соборной мечети, расположенной рядом со станцией метро Горьковская. Но в 2009 году на севере Санкт-Петербурга, в историческом районе Коломяги, открылся второй по величине мусульманский храм.

Появление нового храма на севере города не только обогатило мусульманскую культуру, но и дополнило архитектурный образ Санкт-Петербурга. В комплекс зданий входит двухэтажная мечеть с минаретом и двухэтажный корпус администрации. Над главным, северным, входом в храм располагается трехметровый полумесяц, западный вход оформлен изречениями из Корана, высеченными на мраморных досках.

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Репищева, 1
  • Ближайшее метро: «Пионерская», «Удельная»

Коломяжская мечеть. Фото: andrew.zorin

8. Храм Лурдской Божией Матери

Четырехгранная башня взлетает в высоту на 32 метра. Окна на разном уровне, затейливое крыльцо, маленькие башенки по углам, фасад, облицованный грубо отесанными гранитными плитами. Сразу и не поймешь. Старинный замок? Или родовое гнездо благородного семейства? И только кресты, расположенные на крыше необычного здания, открывают секрет: перед нами католический храм.

Храм был возведён в начале ХХ века для французской католической общины Петербурга, и его архитектурные формы представляют яркий образец традиционного для французских соборов романского стиля. Здесь есть духовой орган немецкой компании E. F. Walcker 1910 года производства.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Ковенский пер., 7
  • Ближайшее метро: «Площадь Восстания», «Маяковская», «Чернышевская»

Храм Лурдской Божией Матери. Фото: Boleslav1

9. Кафедральный собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге

Кафедральный собор святых Петра и Павла — самая крупная Лютеранская церковь в России. Имеет выгодное расположение — на Невском проспекте Санкт-Петербурга, а также сложную архитектуру — классицизм и неоготика, и крайне любопытную судьбу.

В наше время в кафедральном соборе Святых Петра и Павла проходят ежедневные богослужения, на немецком и русском языках. Настоятель прихода — 54-летний немец Михаэль Шварцкопф, в прошлом программист. В кирхе обустроены также канцелярия епископа Евангелическо-Лютеранской церкви в России и культурный центр. Во дворе церкви стоит памятник-бюст Иоганну-Вольфгангу фон Гёте.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 22-24
  • Ближайшее метро: «Невский проспект»

Кафедральный собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

10. Лютеранская Церковь Святого Михаила

На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.

Община евангелическо-лютеранского вероисповедания была основана в Санкт-Петербурге еще в 1731 году, но собственный храм у нее появился только во второй половине ХIХ века. Месса в церкви проводится на русском языке. Кроме евангелистов, здание церкви Святого Архангела Михаила используют для богослужений представители других протестантских конфессий – методисты, адвентисты и др.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32
  • Ближайшее метро: «Василеостровская»

Лютеранская Церковь Святого Михаила. Фото: Lion10

11. Храм Святого Станислава

Переезжая в новую усадьбу, первый католический митрополит России Станислав Богуш-Сестренцевич отдал Санкт-Петербургу участок своей земли и выделил средства для постройки на нём нового храма. Выполнить проект взялся итальянец Давид Висконти. Архитектор выбрал классический стиль постройки: прямоугольное здание, светло-желтые стены, белые колонны. Внутреннее убранство решили в таком же строгом стиле — без излишеств и вычурности.

Римско-католический храм восемнадцатого века постройки, выполнен в стиле классицизма. В настоящее время в храме идут службы, действует библиотека духовной литературы, проходят органные концерты.

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.22
  • Ближайшее метро: «Садовая», «Спасская», «Сенная площадь»

Храм Святого Станислава. Фото: Peterburg23

12. Чесменская церковь

Среди монументальных сооружений сталинской поры и безликих хрущевских пятиэтажек вдруг нашему взгляду предстает настоящее чудо, архитектурный шедевр — легкая, взмывающая вверх бело-розовая церковь. Узкие стрельчатые окна, остроконечные башни, устремленные в небо… Откуда на Московском проспекте взялось это удивительное здание? А внимательный путешественник еще заметит рядом настоящий средневековый замок.

Государыня Екатерины II любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12
  • Ближайшее метро: «Московская»

Чесменская церковь. Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

13. Собор Успения Пресвятой Девы Марии

На 1-ой Красноармейской улице, в глубине квартала, скрытое за католической семинарией, расположено скромное двухэтажное здание. Стены из желтого кирпича, арочные окна, коричневая крыша. И только кресты на стене и на маленьком куполе указывают на то, что перед нами католический храм.

Вам будет интересно  Иерусалим: куда сходить и что посмотреть за 1-2 дня

В конце ХIХ — начале ХХ века собор Успения Пресвятой Девы Марии был резиденцией архиепископа, возглавлявшего католическую церковь России, количество прихожан храма составляло около 20 тысяч человек. В наши дни при храме работает единственная в России Высшая католическая семинария, в его стенах проходят концерты духовной музыки.

  • Адрес: Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 11
  • Ближайшее метро: «Технологический институт»

Собор Успения Пресвятой Девы Марии. Фото: Peterburg23

14. Кирха в Приозерске

Пожар, вспыхнувший на чердаке здания ночью 21 августа 2002 года, довершил разрушение внутреннего убранства десятой кирхи Приозерска. А когда-то она по праву считалась одной из самых удивительных лютеранских церквей Карельского перешейка.

Кирха — самый первый Лютеранский Собор. Он был возведен шведами в Приозерске, бывшем Кексгольме, в 1581 году. Здание — одно из самых интересных на Карельском перешейке, хранящее стиль финского национального романтизма, который является северной разновидности модерна. Сегодня «детище» профессора Линдберга — символ города, привлекающий туристов.

  • Адрес: Приозерск, Ленинградская улица, 12

Кирха в Приозерске. Фото: Кирилл Сорокин

15. Исаакиевский собор

Завершим наше путешествие по многоконфессиональному Петербургу рассказом об Исаакиевском соборе, так как он имеет мировую известность и является одним из символов Санкт-Петербурга. Сегодня храм — один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира.

Однако Храм ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте. Исаакиевский собор всего лишь на 4 года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, как и славный город на Неве, он обязан Петру Великому.

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Эта дата стала определяющей для имени собора. В тот день 1706 году Пётр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи.

Спустя год её освятили в честь Исаакия Далматского — святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной. Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах. Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна.

Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале XIX века покинул родину и более 40 лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Строительство Исаакиевского собора, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком:

Господи, силою твоею возвеселится царь.

Исаакиевский собор утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Деревянные храмы русского Севера.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

ячсмчясмсчям

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Один из куполов Суздальского храма.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Историко-культурный центр «Старый Сургут». Церковь Всех Святых.

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка - Сидозеро (Яковлевское) - Подпорожский район - Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину. Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Церковь Святого Георгия Победоносца.

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Источник https://must-see.top/hramy-vladimira/

Источник https://peterburg.center/ln/mnogokonfessionalnyy-sankt-peterburg-15-hramov-raznyh-religiy-v-severnoy-stolice.html

Источник https://kulturologia.ru/blogs/010417/34024/

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *