Велотуры, или Пять вопросов об организованном велотуризме

 

Содержание

Велотуры, или Пять вопросов об организованном велотуризме

Велотуризм завоёвывает мир. К сожалению, в нашей стране путешествия на велосипедах ещё не получили достаточного распространения, хотя в интернете можно найти огромное количество предложений совершить велотуры по «городам и весям».

Велотуры, или Пять вопросов об организованном велотуризме

Наверное, сказывается недостаток информации об этом увлекательном и полезном виде туризма. Tourweek отвечает на некоторые вопросы о велотурах, которые чаще всего задают наши пользователи.

Что такое велотуры?

Все заботы об организации путешествий на велосипедах, или велотуров, берёт на себя туроператор. Участники велотуров чаще всего путешествуют без поклажи, обычно её перевозят в сопровождающей группу машине. Питаются туристы в придорожных ресторанах и кафе, на ночлег останавливаются в гостиницах или кемпингах.

Это, как говорится, идеальная схема, принимая участие в путешествии на велосипедах, воспользоваться всеми благами цивилизации удаётся не всегда. Маршрут может проходить по местам, где таких благ, включая автомобильные дороги, нет совсем. В этом случае туроператор обеспечивает велотуристов всем необходимым — палатками, спальными мешками, питанием и т. д., а туристы везут поклажу в рюкзаках. Условия путешествия, естественно, оговариваются заранее. Велотуры могут быть рассчитаны как на новичков, так и на хорошо подготовленных спортсменов.

Кому доступны велотуры?

Существует неверное мнение, что велосипедный туризм доступен только людям физически хорошо подготовленным. Это не так. Велотуры подразделяются по уровням сложности маршрутов, и этот уровень должен быть указан в предложении туроператора. Надо сказать, большинство велосипедных туров рассчитаны на обычных людей, которые пользуются велосипедом хотя бы изредка. Кроме того, зачастую на маршруте за группой велотуристов следует машина сопровождения, в случае необходимости в ней можно передохнуть и даже проехать часть маршрута. Но это, опять-таки, возможно на обустроенных маршрутах, пролегающих по автомобильным дорогам.

Какие велосипеды используются в велотурах?

Тип используемого велосипеда зависит от характера маршрута, его сложности и протяжённости. Сама форма велотура как организованного путешествия предполагает, что подходящий тип велосипеда выбирает и предлагает клиенту туроператор. Типов туристических велосипедов на сегодня существует множество: туринг, горный байк, циклокросс, различные гибридные модели. В последнее время, в связи с развитием экстремального туризма, некоторые туроператоры предлагают своим клиентам велосипед для даунхилла — скоростного горного спуска.

Какие бывают велотуры?

Классический велотур — это путешествие на велосипеде в группе с гидом. Сформированная на базе группа сдаёт багаж в машину сопровождения и отправляется на велосипедах по маршруту. Опытный гид и сопровождение избавляют туристов от многих проблем, которые могут возникнуть в так называемых «несопровождаемых» турах, которые тоже иногда предлагаются в интернете. Однако следует отличать «несопровождаемые» велотуры от туров без сопровождения, но с гидом — в последнем случае туроператор несёт ответственность за безопасность туристов на маршруте.

Какие велотуры предлагаются в России?

Хотя организованный велотуризм в России развит пока сравнительно слабо, велотуров предлагается довольно много. Что неудивительно — сами огромные просторы нашего Отечества представляют собой идеальное пространство для велотуризма. Базы отдыха, пансионаты и туристические гостиницы в центральной полосе России, на Урале, Северном Кавказе, Алтае, на побережье Байкала, в Карелии предлагают велотуры с увлекательнейшим маршрутами, одно- и многодневные, с автомобильным сопровождением и без такового. Эксперты прогнозируют увеличение в ближайшие годы в России интереса к этому виду активного отдыха.

Интервью с велопутешественником: что такое велотуризм?

Несколько дней назад я опробовала новый формат публикаций для za-porogom.ru и решила обсудить с другим путешественником, в данном случае — моим мужем Даниилом, такой вид поездок как велотуризм.

Вместе мы докопаемся, как появляется желание путешествовать на велосипеде, что следует брать с собой, куда поехать и с чего в общем-то начинать.

Даниил — в миру гуру в SEO-сфере, загорелся велопутешествиями в 2020 году (до этого момента он развлекался поездками на велосипеде из дома на работу и обратно). Именно тогда он впервые отправился в велопоход, но попал на закрытие сезона и усиленно начал зимнюю подготовку к летнему сезону 2021 года — прокачал велосипед, закупил специальную велоодежду и другие необходимые ништяки. Сезон 2021 года открыл еще в марте и с тех пор опробовал несколько маршрутов по Подмосковью в одиночку и с группой.

О велотуризме в общем

Как ты загорелся велотуризмом? Как появились мысли о таком способе путешествий?

Мне всегда нравилось передвигаться на велосипеде, но со временем пришло понимание, что для того, чтобы проехать достаточно долго требуется цель. Ездить просто так оказалось скучно. Поэтому в один субботний день я попробовал проехать длинный маршрут, около 80 километров кажется. Очень понравилось, и я отправился на YouTube за советами опытных велотуристов и отчетами о подобных путешествиях.

Совет от Даниила:

Хотите взглянуть на велопутешествия изнутри? Рекомендую познакомиться с роликами следующих YouTube-каналов:

Как ты считаешь, велопутешествия — это удовольствие для одиночек или для группы?

У меня пока не было опыта велопутешествий на несколько дней в одиночку. Поэтому дать точный ответ затрудняюсь, однако ездить с компанией должно быть веселее и легче. Однако в будущем я бы попробовал отправиться в самостоятельное путешествие дня на два-три.

Представим человека, который также как и ты загорелся идеей отправиться в велопутешествие. И что с этим делать? Где найти компанию, если у него нет таких же безбашенных друзей?

Когда передо мной встала эта задача, я пошел самым простым путем — воспользовался поиском в Google. И по запросу «маршрут выходного дня на велосипеде» мне попался сайт «Веломаршрута» — velomarshrut.ru — компании, что организует по большей части двухдневные маршруты, но и одно-двухнедельные экспедиции. Именно с ними я и катаюсь этот год.

ЦИТАТА: Ездить просто так оказалось скучно. Для того, чтобы проехать достаточно долго требуется цель!

Была ли альтернатива «Веломаршруту»? Или ты увидел их сайт, влюбился и не смог пройти мимо?

Есть еще пара организаций: королевский клуб «ВелоАбрис» (официальный сайт — abris-korolev.ru), но они занимаются спортивным туризмом, т.е. едут быстро и по трассам. Считаю, что это не мой стиль езды, ведь я предпочитаю крутить педали в спокойном темпе, иметь возможность остановиться в любой момент и сфотографировать что-то интересное.

Есть еще две организации, одну из которых я даже не запомнил, а вторая — клуб Velody (официальный сайт — velody.ru/club). Последние устраивают тоже более-менее спортивные заезды на один — два дня. С ними я не пробовал путешествовать, но не отказался бы сделать это в будущем. Правда у них всегда были шоссейные заезды, но с лета 2021 года появились и гравийные.

Вам будет интересно  Каким должен быть туристический велосипед?

Определение понятий:

Шоссейные заезды представляют собой поездку по ровным асфальтированным дорогам. Гравийные — заезды по проселочным насыпным дорогам, полям и лесам.

Чаще всего попадаются смешанные путешествия, различающиеся в процентном соотношении асфальтовых и гравийных поверхностей.

Получается, что тебя больше привлекают гравийные поездки?

Мне просто скучно ездить по шоссе с автомобилями. Можно ехать по пустой асфальтированной дороге, где почти не проезжают автомобили либо это должна быть дорога через леса и поля.

О вещах для велопохода и еде

Можешь в общих чертах рассказать, о минимально необходимых для велопохода на выходные (ПВД) вещах?

Сначала потребуется нечто, где мы будем везти все наши вещи. Самое дешевое и простое — это велобагажник и «велоштаны», установленные на заднее колесо.

К этому, соответственно, нужна палатка, спальник, коврик, фляги с водой и набор посуды. С собой также нужно взять какое-то количество денег, чтобы пообедать, небольшой набор одежды (для сна, дождевик, сменные носки) и ремонтный набор для велосипеда.

В принципе минимальный список готов. Если едешь с коммерческой группой, то в стоимость поездки уже включен ужин и завтрак, но по пути можно и докупить себе чего-то отдельного.

Та еда, что входит в стоимость тура, уже была приобретена организаторами или существует некий фонд, из которого вы вместе покупаете что-то в магазине?

Организаторы заранее покупают тушенку, потому что нужно купить качественную, а ее довольно сложно найти в сельских магазинах и «Пятерочке». А все остальное берется по усмотрению организаторов и в зависимости от наличия в магазине. Обычно это гречка или макароны, фрукты, сладости.

А все эти закупки как транспортируются к месту стоянки? Распределяются на всех участников?

Каждый что-то везет, если у него найдется свободное место. Сейчас становится больше людей, путешествующих в стиле bikepacking и берущих с собой минимум вещей в малое количество сумок.

Определение понятий:

Bikepacking — минималистичный стиль велопутешествий, согласно которому турист собирает с собой минимум одежды, закупает самые легкие и компактные спальные принадлежности.

Он старается максимально облегчить свой багаж, просчитывая общий вес поклажи, учитывая его до грамма. Такой турист, выбирая новый спальник (и так все свои вещи), остановит свой выбор на более компактном и легком, хоть и более дорогостоящем варианте.

Если говорить о велопутешествиях, то такой турист никогда не поедет с большими «велоштанами» или баулами, а аккуратно распределит все свои вещи по компактным специальным сумкам на руле, раме и под сиденьем.

Поэтому иногда сложно распределять покупки, ведь у всех мало места. Спасают положение маленькие складные рюкзаки на 10-15 литров, используемые исключительно для перевозки еды от магазина до стоянки (не более пары километров).

А берешь ли ты с собой что-то кроме обычной еды?

На обед мы останавливаемся либо в кафе, либо берем что-то вроде доширака с собой и устраиваемся недалеко от магазина. На ужин я добираю что-то себе персонально. Обычно это нарезка сыра, колбасы, хлеб или банка шпрот.

И в последний раз я попробовал брать с собой спортпит, протеиновые батончики и изотоник. Мне очень понравилось. Ведь появилась возможность быстро подкрепиться прямо во время движения и вечером не возникает желание скупить половину сельского магазинчика. Получалось так, что я покупал больше, чем мог съесть.

Не обязательно брать именно спортпит, можно обойтись и обычными сладкими батончиками по типу сникерса. Но мне они не очень нравятся из-за огромного количества сахара. Идеальным для меня стали протеиновые батончики, они не слишком сладкие и от них не хочется пить.

Скажи, а нужно ли брать с собой горелку? Ты говорил, что обедаете вы дошираком. Как кипятите воду?

Организатор возит с собой две горелки и два кана — больших котелка на всю группу. На стоянках они кипятят воду по желанию туристов и чтобы приготовить ужин с крупой на всю группу.

В принципе, если у вас нет никаких личных потребностей, то возить горелку самому не требуется. Взять с собой стоит только тарелку, чашку и туристическую вилко-ложку. Этого достаточно!

Но я все же беру с собой и горелку, и небольшой газовый баллон. Просыпаюсь я всегда рано и сам себе варю кофе.

Сколько воды нужно брать с собой? Если воды будет мало на маршруте, то организаторы предупреждают? Как это происходит?

Как показывает практика, воду всегда можно найти. Путешествуя на велосипеде, у нас всегда есть возможность потерпеть пару километров до сельского магазина. Обычно на маршруте встречается несколько поселений и везде можно купить воды.

Если же магазинов нет, то в селах всегда есть колодцы или колонки — стоит только спросить у местных. Если же вы отправляетесь в совсем уж дикие места, то рекомендую запастись очистителем для воды и набирать ее из любого водного источника.

В обычный ПВД я беру с собой две фляги по 750 мл, причем в одной я развожу таблетку изотоника. Этого количества мне вполне хватает до обеда, а там уже появится возможность пополнить запасы. Также происходит и с ужином, а вот на вечер я беру себе дополнительную двухлитровую бутылку. И эту воду использую для приготовления еды, на заваривание утреннего кофе, умывание и пополнение фляг на утренний пробег до магазина. Иногда даже лишнее выливать приходится.

К слову об изотониках. Во время велопоездок из организма с потом выходят соли. Разводной изотоник — таблетка с минералами, растворяющаяся при попадании в воду и придающая ей сладко-соленый привкус. Он помогает восполнять запас солей в организме во время поездки. Именно с помощью изотоника я справился со сведением мышц в ногах, что наступали у меня через несколько дней после возвращения из ПВД. Хотя сам вкус изотоника мне не очень нравится, я все же предпочту разводить его в небольшой концентрации, чем не пить вовсе и потом испытывать дискомфорт. Имейте в виду, что у некоторых людей мышцы может начинать сводить еще во время поездки, а не после, это зависит от индивидуальных особенностей организма.

Будьте внимательны со своим здоровьем!

Утренний кофе в велопоходе. Наслаждаюсь, пока все еще спят.

О подготовке к ПВД и пройденных километрах

Скажи, а тренировался ли ты перед первым велопоходом?

Специальной подготовки не было. Один раз проехал где-то километров 40 за день, в другой раз — 80 км. Понял, что мне нравится, а маршрут осилил достаточно легко и сразу записался в поход.

В принципе никакой спецподготовки для этого не требуется, если вы находитесь в удобоваримой физической форме, привыкли ездить на велосипеде и ничего не мешает (одежда комфортная, а сиденье не натирает), то можно проехать любое расстояние.

А сколько километров в среднем вы проезжаете за ПВД?

Где-то от 50 до 70 км за день.

Часты ли остановки на маршруте?

Короткие остановки запланированы каждые 10-15 км, плюс есть обед на один-два часа.

Насколько тяжело было ехать в первый раз?

Не тяжело, совершенно. Но повторюсь — обязательно сами скатайтесь на пробные 30 км и поймите, комфортно ли вам. Возможно, вам придется заменить велосипедное седло или приобрести специальные велошорты.

На маршруте ПВД в Подмосковье

О велосипеде и других технических штуках

Я знаю, что велосипеды бывают разного типа, например шоссейные или горные. Имеет ли значение на каком велосипеде ехать в велопутешествие на несколько дней?

Главное, чтобы у велосипеда были передачи. На «фиксе» будет очень тяжело.

Определение понятий:

«Фикс» или прогулочный — велосипед без передач, самый популярный пример — знаменитые Аисты.

В принципе для двухдневного маршрута не важно какого качества и типа будет велосипед. С нами попадаются люди на простых городских велосипедах с маленькими колесами и минимальным набором передач. Ехать на таком велосипеде тяжелее и медленнее, но проехать все же возможно. Расстояния не такие большие за день, проехать точно получится, но остается вопрос — каких усилий это будет стоить и получишь ли удовольствие?

Самым лучшим выбором станет гравийный или MTB (горный) с амортизационной вилкой, но жестким задом, так называемый «хардтейл», т.е. без заднего амортизатора.

Определение понятий:

Хардтейл (от англ. Hard — жёсткий и англ. Tail — хвост; буквально — жёсткий хвост) — это тип рамы велосипеда, не имеющий задней подвески.

На велосипед с данным типом рам устанавливают как жёсткие вилки (уменьшая вес велосипеда и увеличивая скорость при езде по относительно ровной поверхности), так и амортизационные (увеличивая проходимость и комфорт при езде по неровной поверхности).

Хардтейлы имеют меньший вес, доступнее в стоимости, легче в обслуживании и быстрее на относительно ровных поверхностях. Двухподвесы позволяют с большей скоростью преодолевать неровные поверхности (например каменистые), за счёт того что обеспечивают постоянный контакт заднего колеса с грунтом.

Либо это должен быть какой-то гибридный велосипед — по сути тот же MTB, но с более выпрямленной геометрией и меньшим ходом вилки или вообще без него. Получается, что идеальным для велопохода выходного дня станет что-то среднее между городским велосипедом и MTB.

Вам будет интересно  Велосипедный туризм

Определение понятий:

Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания.

По классам хода вилки делятся на:

  • Жесткие — вилки без амортизации.
  • Короткоходные − ход 25 — 40 мм. Амортизация для кроссовых, гибридных, прогулочных и городских велосипедов.
  • Средние − ход 50-75 мм или ход 75-100мм. Амортизационные вилки для туризма, активного катания и гонок Cross-Country.
  • Длинноходные с ходом от 120 до 300 мм и более. Обычно это амортизационные вилки для специализированных двухподвесных велосипедов для скоростного спуска (даунхилла).

И раз зашла речь про велосипеды, расскажи на чем ездишь сам.

У меня велосипед Triban RC500 из Декатлона, это так называемый endurance-велосипед. По сути шоссейный велосипед с расслабленной посадкой, для любительского катания и тренировок.

На нем я заменил покрышки на гравийные и поставил руль с разворотом рогов, чтобы было более удобно возить нарульную сумку и управлять велосипедом на гравийных дорогах. Также я заменил заднюю кассету и поставил больше зубов, потому что не хватало трансмиссии на крутых горках и грунтах.

С этими доработками велосипед стал чем-то вроде гревела.

Определение понятий:

«Задняя кассета» — набор задних звезд трансмиссии. На каждой звезде есть определенный набор зубов, которые тянут цепь и приводят в движение велосипед.

На Triban RC500 изначально стоит 9 звезд с диапазоном от 11 до 34 зубаов. Даниил же поставил другую заднюю кассету, оставив 9 звезд, но изменив диапазон на 11-36.

Доволен им?

Да, доволен. Мне не хватает в нем только двух вещей:

  • осей, потому что здесь колеса на эксцентриках, и когда снимаешь и одеваешь колеса, существует риск, что придется регулировать тормоза. Дело в том, что эксцентрики не имеют такой жесткости как оси и, соответственно, каждый раз затягиваются по-разному. И тормозные диски могут начинать тереть о колодки. Проблема решается регулировкой шестигранником;
  • в будущем я бы установил переднюю систему с меньшим количеством зубов. Она меняются сложнее задней кассеты, поэтому я пока этим не занимался.

О попутчиках

Что из себя представляет работа гида-представителя компании-организатора? Какие отношения выстраиваются с ним и внутри коллектива?

Организаторы все приличные люди. Я ездил с двумя: Сергеем — основателем Веломаршрута и Еленой — новым гидом в компании. Лена — максимально адекватный человек, спокойная девушка, с которой никогда не возникало никаких проблемных ситуаций. Все гиды — опытные велопутешественники и уже изъездили все Подмосковье.

По большей части они показывают направление движения колонны, но еще они закупают провиант, контролируют тайминг прохождения маршрута и следят за отстающими. Если кто-то уехал вперед и пропустил поворот, то найтись можно тоже с помощью гида.

И самое главное — именно гид решает все спорные ситуации. Самый яркий пример — выбор места для ночевки. Дело в том, что детально маршруты ПВД не распланированы, каждый конкретный маршрут не прорабатывается на предмет точных остановок и места для ночевки. Иногда случаются казусы. Так, однажды мы приехали на предполагаемое место стоянки, а там появился забор и нужно было определиться с дальнейшими действиями: остаться ли все же здесь, поехать дальше или вернуться обратно. Это решение принял организатор.

Конечно все люди разные и сами туристы порой попадаются чудные, но каких-то конфликтов или драк не было. Обычно все ограничивается нудной агитационной лекцией, например о прививках от COVID-19 и их отрицательном влиянии на здоровье. Но мне это особо не мешает: болтает человек что-то и болтает, я лучше музыку послушаю.

Еще бывают неподготовленные туристы. Вот в одном из последних ПВД с нами была девушка, у которой зажевало цепь и погнулись звенья. Чинили ее всей командой!

Еще один пример — туристы, не накачавшие колеса перед выездом на маршрут. Было несколько таких прецедентов, когда новички не позаботились об этот моменте и очень тяжело преодолевали маршрут, плетясь в конце колонны.

Поэтому всем рекомендую перед любой длительной поездкой проверить велосипед и постараться решить технические проблемы. И конечно, возить с собой ремонтный набор для быстрой реанимации. Потерять велосипед в лесу в 10-20 км от ближайшего населенного пункта и тащить его на себе — не то удовольствие, за которым мы отправляемся в велотрипы.

С собой как минимум нужно иметь запасную камеру под свой размер колес (запасной под ваш велосипед может просто не оказаться у группы). Желательно иметь с собой насос, заплатки и набор шестигранников, но в принципе у кого-то в группе и гида все это точно окажется. А вот если вы счастливый обладатель нестандартных размеров болтов и гаек, то возить все точно нужно самому.

И как часто случаются проблемы технического характера?

На самом деле это первый мой велопоход, когда случился прокол и возникли неполадки. До этого все было хорошо у всех.

ЦИТАТА: перед любой длительной поездкой проверь велосипед и постарайся решить все технические проблемы !

На привале

О деньгах

А сколько вообще стоят подобные путешествия на выходные?

В Подмосковье или ближайшие области тур стоит в среднем 2,5 тысяч рублей, но есть 2 способа купить его дешевле.

Во-первых, существует система раннего бронирования. И где-то за месяц есть возможность купить билет за 1700 — 1800 рублей.

Во-вторых, если вы уверены в своих силах, то стоит купить велоабонемент. Он обойдется в 7 500 рублей и включает в себя 5 любых походов выходного дня по Подмосковью. Так стоимость поездки снижается до 1 500 рублей. Еще одним важным преимуществом станет возможность записываться в поездку даже в том случае, если все места уже раскуплены.

И что входит в эту сумму?

Сопровождение гидом на маршруте и питание (ужин и завтрак). Правда я бы покупал что-то еще с собой, потому что ужином не наешься, хотя порция нормальная. Во время велопутешествия уходит такое количество калорий, что такого ужина оказывается мало.

Даниил на маршруте ПВД

О будущем и планах

Ты все также собираешься ездить в двухдневные велопутешествия или планируешь замахнуться на более длительные велотрипы?

Я хочу съездить куда-то на недельку, но в этом году не было удобных для меня маршрутов по датам и срокам. Надеюсь, что в 2022 году мне удастся присоединиться к велоэкспедиции на неделю. А еще я бы хотел на длинные выходные, дня на три, поехать один.

Отличные планы! Даниил, желаем тебе приятных велопутешествий без поломок и сложных ситуаций.

Читатель, оставляй свои мысли в комментариях! Понравился новый жанр публикаций? Хотелось бы почитать что-то еще о велотрипах? Ездил ли ты сам? Как впечатления?

Велотуризм — с чего начать?

Картинка Велотуризм - с чего начать?

Всех поклонников велосипеда можно условно разделить на две группы. Первая группа, как правило, состоит из молодых людей, предпочитающих скорость и виртуозное управление велосипедом. При этом многие из них достигают весьма впечатляющих успехов — ведь мало кого оставят равнодушными мальчишки и девчонки, прыгающие на несколько метров в высоту с крутых трамплинов, спускающиеся по замысловатой трассе, изобилующей поворотами и трамплинами, или же с необыкновенной легкостью заезжающие на метровые помосты и преодолевающие беспорядочно созданные препятствия.

Вторая же группа — велотуристы, предпочитающие посвящать свое свободное время путешествиям.

К велопутешествиям можно одинаково отнести как короткие однодневные маршруты по пригороду, так и очень сложные многодневные походы. Самыми массовыми велопоходами в России являются однодневные походы. Иначе их называют «походы выходного дня». Причиной, по которой велотуристы отправляются в подобные походы, вероятно, является непреодолимое желание увидеть что-то новое, наслаждаясь природой и ощущением свободы, которое дарит любимый велосипед. Надо отметить, что велотуризм не является чем-то новым, в отличие от спортивных дисциплин, возникших вместе с созданием новых модификаций велосипедов — BMX, триал, параллельный слалом, даунхилл, кросс-кантри.

Велотуризм, вероятно, существует с тех самых пор, как был изобретен велосипед, поскольку людям всегда была присуща тяга к путешествиям, а велосипед давал значительно больше возможностей, чем пеший туризм, позволяя развивать большую скорость и перевозить более тяжелые грузы.

Практически во всех крупных городах России существуют как специальные клубы, так и неформальные объединения, организующие подобные велопоходы. В частности, в Москве существует несколько таких объединений (более подробно о них будет рассказано ниже).

Для того чтобы приобщиться к велотуризму, вовсе не обязательно быть членом какого-либо клуба. Хотя, несомненно, членство в подобном клубе дает начинающему велотуристу очень многое — опытные инструкторы ответят на большинство вопросов, помогут выбрать подходящий велосипед и снаряжение. В подобных клубах будущие туристы обучаются всему, что связано с путешествиями на велосипеде, смотрят учебные фильмы и фотографии из реальных велопоходов, консультируются с инструкторами и общаются между собой. Обычно такое обучение начинается еще задолго до середины апреля, когда наступает время начала массовых велопоходов. С началом же велосезона обучающиеся активно начинают принимать участие в походах.

Во многих клубах проводятся специальные курсы лекций по велотуризму. Существует и специализированная литература, посвященная велотуризму. Самая известная на сегодняшний момент книга — это «Велосипедный туризм», выпущенная в 1998-м году под редакцией Алексея Булгакова. Это первая книга о велотуризме, выпущенная в России, в которой был дан столь полный объем информации.

Вам будет интересно  Какой туристический велосипед купить

Книга рассказывает об одном из самых увлекательных видов туризма — велосипедном. Авторы, опытные велотуристы из разных городов, знакомят с историей велосипеда и велотуризма, с его особенностями. Большое внимание уделяется выбору велосипеда для поездок в выходные дни и длительных путешествий, подготовке снаряжения, разработке маршрута, подбору группы, проведению походов выходного дня и многодневных велопутешествий и организации массовых соревнований.

Велотуризм — с чего начать?

Как уже отмечалось, для приобщения к велотуризму вовсе не обязательно вступать в специализированный клуб. Тем более, если вы не собираетесь заниматься серьезными многодневными велопутешествиями, а хотите лишь попробовать себя в однодневках. Для начала вполне достаточно вашего желания.

И, тем не менее, именно таким начинающим необходимо дать несколько советов, которые помогут преодолеть психологический барьер и стать полноценными участниками однодневных велопоходов. Стоит начать с велосипеда. В настоящее время купить велосипед — это не проблема. Проблема — выбрать подходящий из широчайшего ассортимента представленных на современном рынке моделей. Если же у вас уже есть велосипед, то пора сделать следующий ответственный шаг — как следует подготовиться к велопоходу. Перед тем, как пускаться в путешествие (даже с группой таких же неопытных, как вы, туристов), очень желательно предварительно приобрести некий опыт езды на велосипеде, например, в ближайшем от вас парке. А если даже вы уже приобрели некий опыт езды на велосипеде, то, пожалуй, стоит потренироваться кататься в том темпе, который рекомендуется держать той группе, к которой вы желаете присоединиться.

К тому же, прежде чем отправиться в велопоход, необходимо заранее решить для себя ряд вопросов — как одеться, что с собой взять, как быть, если велосипед сломается в дороге, как не заблудиться в пути и т. д. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

Как одеться?

Оптимальная одежда для велопохода — это та, в которой наиболее комфортно ездить в заданном темпе при заданной температуре воздуха.

В однодневном велопоходе можно использовать практически любую спортивную одежду, хотя наиболее удобна и практична в подобных ситуациях специализированная одежда для велоспорта, которая продается в спортивных магазинах. К тому же очень желательно, чтобы одежда была ярких расцветок (особенно куртка и футболка), чтобы велосипедист был хорошо заметен издалека и не сливался с окружающим пространством, иначе его будет трудно заметить на дороге (особенно в сумерках или в условиях плохой видимости). Что же касается специализированной велоодежды, то в первую очередь к ней относятся так называемые «велотрусы» — специальные велосипедные шорты до колен, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло. Цены на «велотрусы» колеблются от 10 долларов до 50 и более. Такие шорты можно носить как основную одежду, а можно одевать под обычные спортивные брюки как «нижний слой». Кроме того, существуют и «длинные» варианты «велотрусов» — велобрюки, выполненные из более теплого материала. Также популярностью среди велотуристов пользуются специальные велофутболки, яркие, удобные и хорошо вентилируемые. Отправляясь на целый день за город, надо понимать, что температура в течение дня может сильно меняться, поэтому рекомендуется взять с собой утепляющую одежду, которая пригодится вам на привалах или же при возвращении вечером домой, когда температура воздуха может существенно понизиться. Например, катаясь целый день в велошортах и велофутболке, при возможном похолодании можно сверху одеть спортивные брюки и куртку.

К тому же, отправляясь в велопоход, необходимо учитывать возможные дожди, а потому желательно захватить с собой дождезащитную куртку или накидку.

Еще одна необходимая в велопоходе деталь — перчатки, которые можно купить в спортивном магазине или же использовать старые кожаные. Без них ладони очень быстро натираются, к тому же перчатки помогают сохранить ладони при падениях. Также неплохо иметь с собой запасные носки.

Отправляясь в поход, желательно захватить с собой темные очки, которые буду защищать ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых, а также головной убор с козырьком (зимой — утепляющий) или специальный велосипедный шлем, который защитит вас также и при возможных падениях.

Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. ществует целый ряд моделей велокроссовок и велотуфель разных ценовых категорий, которые можно купить в специализированных магазинах, но начинающие могут вполне обойтись и обычными удобными кроссовками с рельефной подошвой, купленными на ближайшем к вам вещевом рынке. Однако желательно (исходя из собственного опыта), чтобы подошва у них была бы более жесткой. Это надо для того, чтобы вы не испытывали неудобств от длительного нажатия на педаль, отличающуюся далеко не плоским рельефом.

Что с собой взять? С собой весьма рекомендуется брать:

  • как уже было сказано в предыдущем пункте, теплую одежду и накидку на случай дождя;
  • документы (не помешает страховой полис) и некоторую денежную сумму;
  • еду и посуду;
  • ремкомплект для велосипеда;
  • медицинскую аптечку.

Рассмотрим поподробнее три последних пункта.

Еда и посуда

О еде забывать не стоит — ведь если вы отправляетесь на целый день, то вам наверняка захочется есть. Сами условия похода диктуют необходимость брать в малом объеме, но калорийное — глюкоза, витамины и т.д. Как правило, популярностью пользуются «быстрые углеводы» — сухофрукты (курага, изюм), орехи, конфеты (например, карамель с фруктовой начинкой). Но эти углеводы хороши только для быстрого утоления голода, а на обед лучше всего захватить что-то посущественней либо зайти по дороге в какое-либо специализированное заведение — кафе, ресторан и т.п.

И не забудьте воду — во время длительной езды ваш организм выводит много влаги, и ее требуется постоянно пополнять. Поскольку крутить педали в течение целого дня довольно утомительно, то время от времени группа делает остановку, чтобы подождать отстающих, слегка перекусить, немного отдохнуть, а наиболее длительная стоянка, когда готовится еда, называется привалом. Привал в однодневных походах бывает, как правило, только один и длится около полутора часов.

В «классических» походах за время привала нужно успеть развести костер, приготовить горячее (чаще всего это суп из крупы и тушенки), вскипятить чай, поесть и убрать за собой весь мусор. Стоит заранее решить вопрос с группой о том, где и как будет проходить привал, будет ли готовиться на костре горячая пища, кому из членов группы что покупать и везти с собой.

Что же касается посуды, то в походах, как правило, используют стандартный набор — КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), а кто-то из группы обязательно должен захватить с собой специальные котлы для приготовления горячей пищи — так называемые каны, а также бутылки с питьевой водой для чая.

Ремкомплект для велосипеда

Отправляясь в поход, вы должны быть уверены, что ваша техника вас не подведет, а потому накануне похода следует провести велосипеду небольшой техосмотр. Несмотря на это, к сожалению, в пути иногда случаются неприятные моменты. Наиболее часто встречаемыми из них бывают проколы камер. Проколы заранее предвидеть невозможно, поэтому они являются неизбежным спутником всех велосипедистов.

Для борьбы с проколами рекомендуется брать с собой запасную камеру (лучше две), велоаптечку с монтировками и насос, что позволит вам произвести ремонт самостоятельно, без посторонней помощи. Кстати, профессионалы настоятельно рекомендуют перед сборкой колеса, при ликвидации прокола, проверить, не остался ли в покрышке кусок стекла или гвоздя, приведший к проколу. Метод подобной проверки заключается в следующем: нужно осторожно прощупать пальцами внутреннюю сторону покрышки и удалить возможные причины проколов. Кроме этого рекомендуется возить с собой набор ключей, позволяющий вам произвести небольшую регулировку велосипедного оборудования.

Для распространенных в настоящее время горных велосипедов таким набором является набор шестигранников. Обычно используется компактный набор типа «перочинный ножик».

Медицинская аптечка

Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы.

При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему.

Для избежания этих неприятностей будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей.

И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.

В чем все это везти?

В обычный заплечный рюкзак все это снаряжение может и не влезть, к тому же очень неудобно ехать, когда за плечами болтается перегруженный рюкзак. Чтобы этого избежать, надо или брать с собой в поход самый минимум, что не всегда оправданно, или же запасаться специальным велорюкзаком-«штанами», который будет вешаться на багажник вашего велосипеда. Такие рюкзаки можно сшить самим или же купить — обычно их стоимость от 40 у. е. Стоимость зависит от вместительности рюкзака, от материала, из которого он сшит, а также от того, где вы его покупаете и кто его произвел. Также существуют «велосумки», которые имеют несколько другую конструкцию и по объему меньше рюкзаков. Они также закрепляются на багажнике велосипеда. Многие туристы поступают предельно просто — закрепляют на багажнике сумку или маленький рюкзачок резиновыми стяжками.

А вдруг я сильно отстану от группы?

Это достаточно стандартный вопрос. Конечно же, вы должны узнать у руководителя похода предполагаемый темп движения и сравнить его с вашим темпом (для этого нужно установить на вашем велосипеде правильно настроенный велокомпьютер, который будет измерять скорость вашей езды и количество пройденных километров).

В некоторых группах бывает «замыкающий» — опытный велотурист, который следит за отстающими и, в случае необходимости, оказывает им помощь. Но это бывает не во всех группах, поэтому если вы не совсем уверены в своих силах, перед тем как поехать в поход, уточните, практикует ли данная группа подобное.

И, естественно, не следует ехать с той группой, которая заявляет заведомо более высокий темп, чем тот, на который вы способны. Ведь в этом случае вы неизбежно будете отставать, что приведет либо к изменению планов всей группы, либо к вашему одинокому продолжению похода.

А вдруг я потеряюсь и заблужусь?

Если вы правильно оценили свои силы и не отклоняетесь от намеченного вашей группой маршрута, то вы не потеряетесь. Если же все-таки получилось так, что вы сильно отстали или сбились с маршрута и далеко уехали в другом направлении, то вам, естественно, надо будет самостоятельно выбираться.

В данном случае полезными окажутся карта, компас, мобильный телефон, GPS, деньги. Причем надо понимать, что полезными они будут лишь в том случае, если вы умеете этими предметами пользоваться, поэтому, отправляясь в поход с группой, старайтесь не отклоняться от намеченного маршрута и заранее обсудите возможные нюансы с руководителем похода.

Источник https://tourweek.ru/articles/useful_tips/301062

Источник https://za-porogom.ru/velotury/o-velopohodah/

Источник https://rus.bike/tourism/veloturizm—s-chego-nachat

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *