Готовые маршруты (пешие, вело и авто)

Содержание

Готовые маршруты (пешие, вело и авто)

Автомаршруты по Черногории

Горный серпантин из 26 петель! (Цетинье — Ловчен — Котор)

Горный серпантин из 26 петель! (Цетинье - Ловчен - Котор)

Панорамный маршрут вокруг долины — Krug Oko Korita

Панорамный маршрут вокруг долины - Krug Oko Korita

Пешая тропа на крепость Святого Иоанна

Пешая тропа на крепость Святого Иоанна

Пешком по Черногории: популярные маршруты

Пешком по Черногории: популярные маршруты

По опыту мы знаем, что интереснее всего изучать готовые маршруты и следовать по уже изведанным и проложенным дорогам. В этом разделе мы с удовольствием описываем пешеходные, велосипедные и автомобильные маршруты для самостоятельных путешествий не только по Черногории, но и по всем Балканам. В каждом маршруте мы стараемся рассказать вкрадце о всем пути, о его самых интересных точках, поделиться интересными фактами и полезными находками (Lifehack), а также прикрепить несколько фотографий, чтобы каждый мог увидеть и прочувствовать хотя бы малую часть того, что там на самом деле есть.

Если же у Вас возникнет желание внести свои коррективы в уже готовые маршруты или поделиться своим собственным пешеходным, велосипедным или автомобильным маршрутом, то можете отправить нам письмо на эл.почту [email protected] или написать в форме обратной связи. Мы обязательно рассмотрим ваше предложение и опубликуем его на нашем сайте, а также в Приложении «Гид по Черногории / Way to Montenegro» в App Store и Google Play.

Ваш персональный гид и помощник по Черногории

Оплатить услуги можете картами виза и мастеркарт

Оплатить услуги можете картами виза и мастеркарт

2021 Your Way Decisions OÜ (PIB 14710260) — Все права защищены

  • Связаться с нами
  • Обратный звонок
  • Найти Объект

Вы можете связаться с нами или задать интересующий Вас вопрос
с помощью этой формы и мы ответим Вам в течение одного рабочего дня.

Отправьте нам контактную информацию о себе через форму ниже
и мы с Вами свяжемся в ближайшее время.

Мы вышлем Вам полную информацию об объекте, достопримечательности
или мероприятии в Черногории если Вы не нашли её на нашем портале.
Для этого необходимо лишь отправить нам запрос и немного подождать.

7 дней в Черногории

Она такая маленькая, но такая разная: городки как на побережье Италии, фьорды как в Норвегии, тосканские холмы, исландские космические пейзажи, почти альпийские вершины – все смешалось в этом краю на юге Балкан.

Хорошо узнав эту страну от и до на личном опыте, мы составили импровизированный оптимальный вариант маршрута, который подойдет для короткого путешествия. Это не значит, что в Черногории больше ничего нет, просто мы остановились вот на такой комбинации. Надеюсь, она вдохновит вас на поездку сюда.

День 1

АЭРОПОРТЫ ЧЕРНОГОРИИ

В Черногории 2 аэропорта: в столице — Подгорице, и в Тивате, городе на побережье Адриатики.

Если есть возможность, то эту страну однозначно лучше исследовать на машине, которую можно взять в аренду в любом из этих аэропортов в отделении SIXT , но имейте ввиду, что помимо арендной платы, вам нужно будет еще оставить залог, либо его заморозят на вашей карте. Мы брали машину на неделю и залог составил 700 евро.

Если машину взять не получается, то расписание автобусов Черногории между городами, а также в ближайшие страны (Боснию и Хорватию), можно посмотреть на этом сайте.

ЖИЛЬЕ В ЧЕРНОГОРИИ

Останавливаться в Черногории рекомендуем в районе одного из прибрежных городов: Которе, Будве, Герцег-Нови или Петроваце.

Будва — более тусовочная, здесь много пляжей, баров и магазинов, поэтому если хочется уединения и тишины, то больше подойдет Котор.

Еще интересное место – небольшой городок Пераст, недалеко от Котора. Он находится в самом сердце Боко-Которского залива и с его берегов открываются очень живописные виды.

По нашему мнению, в Черногории лучше останавливаться в апартаментах, а не в отеле, потому что их здесь очень большой выбор и многие, из довольно доступных по цене частных квартир, обладают живописным видом, просторным балконом или террасой, садиком, внутренним двориком, или даже небольшим личным бассейном.

Найти апартаменты в Черногории можно либо на Facebook (и это только одна из групп), либо на Booking.com или Airbnb, вариантов очень и очень много. Мы после наших поисков, выбрали из тысяч несколько вариантов и собрали их в статье Недорогие апартаменты в Черногории с видом на море

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

Первым местом в списке достопримечательностей Черногории мы считаем Боко-Которский залив с цепью маленьких городов, расположенных на его побережье: Рисан, Пераст, Доброта и, собственно, Котор.

боко-которский залив черногория

Побережье Боко-Которского залива

Дорога, огибающая залив сверх живописна и захватывает дух, так что вы будете нередко останавливаться, чтобы сфотографироваться или просто посмотреть на горы, отражающиеся в глади залива. Это невероятно красивое место.

На дороге вдоль Боко-Которского залива нередко будут встречаться фермы мидий и устриц, советуем остановится в одной из них для дегустации, предварительно договорившись с работниками фермы по телефону.

Вот та ферма мидий и устриц, в которой были мы: PLANTAZA SKOLJKI MUSLJE, tel: 069-585-464

пераст черногория, котор, боко-которский залив

Ферма мидий недалеко от Пераста

Сразу предупреждаю гурманов, что черногорские устрицы меньше по размеру, чем французские и менее мясистые, но все равно вкусные.

КОТОР

Очень красивый, древний город, построенный итальянцами, что как-то заметно сразу: маленькие улочки, белье на окнах, старые фонари, белье на окнах. В общем – атмосферно.

котор черногория

Котор, Старый город

Старый город Котора можно обойти за полчаса. Чтобы не запутаться с непривычки, на входе в город, в информационном киоске, можно взять карту, с отмеченными на ней достопримечательностями.

Главное для чего приезжают в Котор – забраться на крепостную стену, с высоты которой открывается сумасшедший вид на город и на весь Боко-Которский залив.

Вход на стену внутри Старого города и проход на нее платный, но не дорогой (осенью 2015 стоимость билета была 2,5 евро).

Запаситесь терпением и питьевой водой: подъем почти в 1400 ступенек – задача не из легких.

Зато будете вознаграждены видом, который вам откроется. Особенно здорово, если это будет на закате.

котор черногория

Котор, вид с крепостной стены (с) Atilla 2008

УЖИН В КОТОРЕ

Когда спуститесь с крепостной стены, рекомендуем поужинать в ресторане Galion, адрес – Skaljari, Kotor. У этого ресторанчика уютная застекленная терраса, нависшая прям над водой, хорошее обслуживание и кухня. Делая выбор по меню, налегайте на морепродукты и рыбу, здесь они свежие и вкусные. Если вы закажите рыбу, то вам еще и маленькое представление устроят — официант принесет готовую, но целую рыбу и очень виртуозно разделает ее на ваших глазах.
Из напитков рекомендуем местное красное вино «Вранак».

ДЕНЬ 2

БУДВА И КРЕПОСТЬ САН СТЕФАН

Второй день посвящаем Будве, которая расположена всего в получасе езды от Котора. Тихий залив остался позади, теперь нас встречает шумное Адриатическое море и не менее шумный туристический город.

Посвятите день пляжному отдыху – хороших пляжей здесь в избытке, как в самой Будве, так и в 10 минутах езды от нее, в районе крепости Сан Стефан. В сам Сан Стефан вы попадете, будучи только его постояльцем, так как весь остров сейчас – это закрытый частный отель, а вот по пляжам Короля и Королевы, расположенным недалеко от него, можно свободно погулять и позагорать. Вход на территорию платный.

сан стефан черногория

Крепость Сан Стефан (с) Ilhan

Вечер посвятите Старому городу Будвы, его улочкам, крепости, Собору Святого Ивана.

будва черногория

Набережная Будвы (с) Cinxxx

Поужинать можно в ресторане Citadela под крепостными стенами, который расположен практически на пляже, с видом на открытое море, но там всегда шумно и много народу, поэтому, если хотите тишины и романтического уединения, нырните в лабиринт улиц старого города и выберете себе ресторанчик потише.

ДЕНЬ 3

ДОРОГА В ДУРМИТОР

Если вы не любитель ленивого пляжного отдыха и фанатеете от созерцания величия природы, то рекомендуем на следующие несколько дней отправляться в национальный заповедник Дурмитор – красивейшее место на Балканах.

Дороги в него 2 – от столицы страны, Подгорицы, через мост Джуржевича, и от Боко-Которского залива через город Никшич.

Если вы остновились на побережье (Котор, Будва, Герцег-Нови), то лучше ехать по дороге через Никшич.

Продолжительность пути часа 3, но то, какие вы увидите пейзажи, заставит забыть о времени.

На вашем пути будут лежать и национальный парк горы Ловчень, и Сланское озеро (Slansko Jezero), и горы Дурмитора, которые начинаются практически сразу после выезда из Никшича.

озеро черногория

Сланское Озеро перед городом Никшич

черногория дурмитор

Пейзажи по дороге в Дурмитор после города Никшич

ЖАБЛЯК

Центральным городом Дурмитора является Жабляк. Здесь много отелей и ресторанов, а зимой это еще и горнолыжный курорт.

Остановится можно в одном из отелей, мы рекомендуем Soa, SkiHotel (эм, только рядом с этим отелем маленькое кладбище с церквушкой и его край может быть видно из вашего окна) или отель Жабляк. Приезжали туда 3 раза, и отель Soa остался в лидерах. Он маленький, уютный, расположен среди хвойного леса, в пешей доступности от Черного озера.

ЧЕРНОЕ ОЗЕРО

Очень красивое место, находящееся практически на территории Жабляка. Свое название Черное озеро получило из-за темных елей, которые отражаются в кристально чистой воде.

Озеро является заповедником и находится под охраной, поэтому на прямую к нему не подъедешь. Машину нужно оставить на парковке и, заплатив за вход, пройти по лесной дороге среди густых елей минут 10-15.

черное озеро дурмитор

Черное озеро (с) Nikolay Sapronov

УЖИН В ЖАБЛЯКЕ

Ресторанчиков в городе много, и мы во многих были, но больше всего понравился Lupo D`orgento и ресторан при отеле Soa.

ДЕНЬ 4

Этот день полностью посвящаем Дурмитору и его природным достопримечательностям.

МОСТ ДЖУРЖЕВИЧА И РЕКА ТАРА

В 20 минутах езды от Жабляка расположен каньон горной реки Тары – самый большой в Европе. Через реку раскинулся мост Джуржевича, который когда-то был самым высоким автомобильным мостом в Европе. С моста открывается очень впечатляющий вид на каньон.

каньон тары черногория

Каньон реки Тара

мост джуржевича черногория, дурмитор, река тара

Мост Джуржевича, окутанный облаком

Остановившись на мосту Джуржевича и посмотрев на реку сверху, не поленитесь спуститься к ней вниз, в ущелье (можно пешком, можно на машине). Шум прозрачной, лазурной воды, покрытые мхом камни и чистейший воздух – все это является лучшей антистрессовой и мыслеочищающей терапией.

тара черногория дурмитор

САВИН КУК

савин кук черногория, дурмитор

Вторую половину дня можно посвятить этой горе. Подъемник на Савин Кук есть, но он идет не до самой вершины и работает не всегда, так что можете понаслаждаться пешей прогулкой.

Вам будет интересно  Достопримечательности Черногории; топ самых лучших

ДЕНЬ 5

ГЕРЦЕГ-НОВИ

Утром выезжайте из Дурмитора и к полудню будете в городе Герцег-Нови.

По мнению самих черногорцев, это самый красивый и зеленый город страны, его еще называют черногорским Дубровником (как человек, который был и там, и там, говорю, что они и правда чем-то похожи)

В Герцег-Нови интересно посмотреть Старый Город, башни крепостной стены, набережную, ботанический сад.

старый город в Герцег-Нови черногория

Улочки Старого города в Герцег-Нови

Здесь много вкусных и уютных кафе:

Градска Кафана, с терассы которой открывается панорамный вид на город. Здесь вкусный жаренный осьминог. Напротив Кафаны есть кофейня «Белград» с очень вкусными десертами.

герцег нови черногория

Вид на Герцег-Нови с веранды Градской Кафаны

На набережной из вкусных мест – коноба Фераль (конобами в Черногории называются в принципе все рестораны), в которой очень хороши мидии, и кафе-бар Порто (поговаривают здесь пил кофе сам Эмир Кустурица. Кофе в этом месте и правда хороший)

герцег нови закат, черногрия

Закат в Герцег-Нови

ДЕНЬ 6

СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

Отправляйтесь с побережья в сторону столицы – Подгорицы, заехав по дороге на Скадарское озеро. Это самое большое озеро Балкан и гордость Черногории. В деревушке Вирпазар можно прокатиться на катере или лодке по озеру, а в местных ресторанчиках попробовать только что выловленную рыбу.

скадарское озеро черногория

Скадарское озеро (с) Sandra Djurbuzovic

ПОДГОРИЦА

Здесь смотреть особенно нечего, на мой взгляд, а вот магазины и торговые центры есть.

Торговые центры Подгорицы:

Delta City, адрес: Cetinjski Put, Podgorica

подгорица дельта сити черногория, шоппинг в черногории

Торговый центр Delta City, Подгорица

Palada, адрес: Momišići, Podgorica

Mall of Montenegro, адрес: Bulevar Bratstva i Jedinstva 85

Есть еще отдельные магазины на улицах Херцеговачка и Негошева.

Поужинать в Подгорице можно в ресторане Ниагара, на территории которого находится водопад.

ДЕНЬ 7

PORTO MONTENEGRO

Последний день лучше провести спокойно и расслабленно, на территории комплекса Porto Montenegro в Тивате.

Порто Монтенегро — это не только марина для яхт и яхт-клуб, это целый центр развлечений, причем очень хорошего уровня: спа, магазины, бассейн, зона с шезлонгами, рестораны, ночной клуб Platinum и даже музей Морского наследия, стоимость посещения которого 2 евро.

тиват порто монтенегро, черногория

Porto Montenegro, Тиват

В общем, это место будет очень приятным завершением маленького, но насыщенного путешествия в этой, такой разной стране.

PS: Travelrabbit надеется, что это импровизированное путешествие поможет вам при планировании поездки в Черногорию. Мы лишь кратко рассказали о направлениях, а на чем именно сделать акцент – решать вам. Нам кажется, при желании, в одном только Дурмиторе можно провести неделю, каждый день открывая для себя что-то новое.

Море, горы и бесконечное солнце. Автомобильное путешествие в Черногорию

В этом году все едут на Балканы, будто они резиновые! Друзья и знакомые выкладывают в социальных сетях привлекательные фото, интернет-порталы публикуют статьи. Так что я со своим вариантом поездки оказался отнюдь не оригинален, хотя идею вынашивал еще с января.

В моем распоряжении были три сентябрьские недели отпуска (невиданная роскошь!), и я решил позволить себе следующий маршрут: проехать через Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию в Черногорию, зависнуть у моря на две недели и через те же страны вернуться домой. Я не любитель «промахивать» страну транзитом и, если время позволяет, стараюсь в дороге посетить какие-то интересные места.

Начал подготовку еще зимой. В январе, изучая предложения по сдаче жилья, обратил внимание, что цена уменьшается по мере приближения локации к Албании. Оптимальным вариантом становились окрестности приморского города Бара. Здесь и море с пляжами присутствует, и посмотреть есть что. Выбрал частный отель в пригороде в 500 метрах от моря, с бассейном на территории и кучей положительных отзывов. Забронировал. В результате маршрут на карте нарисовался такой:

Наш экипаж состоял из меня и жены, рабочий график дочери с нашим теперь не совпадает. Так как я единственный водитель, решил «не рвать пупок» и разбил маршрут на отрезки длиной около 500 км. Получилось по три ночевки в каждую сторону. В результате такого неторопливого передвижения у нас оставалось не менее половины дня на осмотр каких-нибудь достопримечательностей.

Люблин (Польша), старт

Выехали привычно до рассвета, в два часа ночи субботы. В шесть утра нас встретил Брест, праздновавший свое тысячелетие…

… а еще через час мы стояли в ПП «Домачево» в очереди на пересечение границы с Польшей.

Прохождение за три часа посчитали вполне оперативным и в полдень уже заселились в простенький отель в Люблине. Передохнув, отправились в старый центр, оставив машину в подземном паркинге торгового центра Vivo как раз напротив старого замка. Вполне уютный Люблин произвел приятное впечатление узкими улочками старого города. На нарядной площади по поводу выходного был устроен фудкорт, играла музыка.

Здесь у нас была запланирована небольшая закупка продуктами в дорогу в недорогом польском супермаркете, а также по просьбе дочери заскочили в IKEA за большой и мягкой плюшевой акулой — звездой инстаграма. Она стала нашим третьим членом экипажа, неизменно вызывающим улыбки у пограничников и просто прохожих.

Хунгароринг (Венгрия)

Планируя следующую ночевку, я понимал, что она будет где-то неподалеку от Будапешта. Я мониторил Booking на тему жилья и вдруг сообразил, что можно заехать в место, где проходят гонки Формулы-1, — Хунгароринг. В этом регионе было много интересных предложений, я выбрал небольшую усадьбу в старинном доме, расположенном среди бескрайних виноградников. Поэтому два последних километра к гостинице тут идут по самой настоящей грунтовке, хозяева предупреждают заранее об осторожности и скорости около 20 км/ч.

Мы покинули Люблин около 6 утра, далее у нас было 130 км по Словакии. Я решил не покупать словацкую виньетку для оплаты местных дорог, так как участок платных трасс составляет около 20 км, а объехать его можно практически без потери времени. Венгерскую же виньетку мы приобрели заранее через интернет (очень удобно) сроком на 1 месяц, так как планировали возврат через эту же страну спустя три недели, стоимость — около 17 евро. Мы быстро «промахнули» Словакию, богатую лесистыми холмами и мотоциклистами (иногда ехали будто в кортеже), и оказались на родине токайского вина и гуляша.

Отель Csókás Birtok Panzió, Borászat és Pálinkafőzde (с ходу не запомнишь) произвел прекрасное впечатление: вышитые подушки, резной буфет, часы с амурчиками на каминной полке…

Замечательная трасса Хунгароринг имеет интересную и довольно долгую историю. Первая гонка на ней прошла еще в 1936 году, а в 1986-м после большой реконструкции здесь впервые прошли соревнования Формулы-1 на территории стран соцлагеря. С этого момента трасса постоянно находится в календаре чемпионата мира. К сожалению, мы прибыли в Мекку любителей королевских гонок в воскресенье около 17 часов, так что у нас практически не было шансов попасть на трибуны. Через одни из ворот мы посмотрели на трассу сверху (там проходила закрытая гонка местного мотоклуба Suzuki), сфотографировались у главного входа…

… залили «гоночного» горючего на заправке при трассе…

… и там же купили сувенирную майку на память о сакральном месте.

Белград (Сербия)

После крепкого сна на деревянной резной кровати и завтрака на старинной террасе мы выдвинулись в сторону Белграда. Платная дорога с разрешенной скоростью 130 км/ч и прохождение границы с Сербией за 20 минут позволили уже в полдень заселиться в нашу квартиру. Сербская часть пути также имела платный отрезок стоимостью около 5 евро, оплата на итальянский манер — берешь талончик, около следующего шлагбаума платишь.

Мы читали несколько нелестных отзывов о Белграде — город скучноват и сероват. Не согласны. Несмотря на жару (+38°), он произвел приятное впечатление. Правда, нам пришлось покрутиться, чтобы поставить машину в центре. Практически везде платные парковки оплачиваются СМС-сообщениями на местных операторов, поэтому мы ставились на крытый паркинг (гараж), здесь стандартная почасовая оплата, можно карточкой, из расчета 100 динар (0,8 евро) в час.

В центре города поражают сохраненные следы натовских бомбардировок, которые произошли во время военного конфликта, приведшего к распаду Югославии в конце прошлого века.

Несмотря на прошедшие годы, тема все еще актуальна: в городе вывешены растяжки с патриотическими лозунгами и портретами погибших, установлены памятные доски.

Прямо мимо главного входа в президентский дворец здесь можно свободно ходить и фотографироваться, люди сидят возле фонтана неподалеку, выгуливают собак и отдыхают.

Собор святого Саввы — один из крупнейших православных соборов в мире и потрясает своим размахом. Сейчас идет внутренняя отделка храма, к осмотру доступны только нижние помещения, раззолоченные и роскошные.

Пешеходная улица Князя Михаила активная, жизнерадостная, полна народом, зависающим в кафе и магазинах.

Улица упирается в Калемегдан — старинную крепость, хорошо реконструированную.

С нее открывается нарядный вид на синий Дунай.

Мы также хотели посетить музей гениального серба Николы Теслы, но в понедельник там выходной.

Городской транспорт Белграда оказался до боли знакомым — троллейбусы производства «Белкоммунмаша» и мазовские автобусы. Обрадовались им как родным.

Бар, Черногория. Приехали

Утро встретило нас в дороге. Наконец-то Черногория, начались живописные горные пейзажи, каменистые склоны, тоннели, дорога пошла петлять, наша скорость порядком замедлилась. Мы также останавливались, чтобы сфотографировать такие непривычные белорусскому глазу ландшафты.

После обеда прибыли в вытянутый вдоль Адриатики Бар.

Наш маленький апарт-отель расположился в одном из пригородов Бара тихой Шушани.

Цена вместе с туристическим сбором (1 евро в сутки с человека) составила 280 евро за 14 дней, вполне разумная, на мой взгляд. За эту сумму мы получили в свое распоряжение что-то вроде маленькой студии с кухней и санузлом, оснащенной кондиционером, спутниковым ТВ (ни разу не включали), холодильником, электроплитой, чайником и прочей кухонной утварью, а также территорией с просторным бассейном, террасой, газоном с гордой пальмой в углу и довольно быстрым интернетом в виде бонуса. К морю вела калитка в углу бассейна. Крутая лестница и наклонная дорожка мимо таких же маленьких отелей выводили метров через 500 к оживленной дороге, променаду и длинному галечному пляжу.

Старый Бар

Шушань сразу понравилась нам, показалась какой-то деревенской и уютной, несмотря на нарядные фасады и активную вечерами набережную. Мы поприветствовали море, отдали должное чистоте воды и красоте береговой линии. Конкретный план на эти две недели в Черногории я не составлял, но заранее в навигаторе наметил много точек для посещения, страна обещала порадовать интересными местами. Решили, как всегда, ориентироваться по погоде, самочувствию и настроению. Далее кратко приведу свои впечатления о тех местах, которые посетили, не углубляясь в историю и полные описания, — в интернете есть огромное количество интересной и профессионально изложенной информации на эту тему.

Утром мы отправились смотреть ближайшую к нам достопримечательность — Старый Бар. Сейчас это музей под открытым небом, он необитаем, и, на наш взгляд, это идет только на пользу сохранности стен. Насчитывающий примерно 2,5 тысячи лет истории город получил свое название от живших здесь древних славян, был частью Византийской империи, Венецианской республики, Османской империи. Часть зданий и старинный акведук были тщательно восстановлены после большого землетрясения 1979 года. Однозначно было интересно полазать по древним руинам. Вход платный, для взрослых — 2 евро.

Вам будет интересно  16 самых красивых достопримечательностей курортного Котора в Черногории

Морская прогулка

Плавание на небольшом прогулочном судне по маршруту Бар — Сутоморье — Петровац — Будва — Королевский пляж — Бар нам очень понравилось. Услугу предлагают на набережной, стоимость — 12 евро с человека. С учетом остановок в Петроваце на 1 час, в Будве на 3 часа и на Королевском пляже на 1 час прогулка занимает весь день с 8 утра до 6 вечера. Суденышко весело бежит по волнам, есть возможность сделать прекрасные снимки.

Вся прибрежная территория скалистая, есть много бухточек, пещер и островов, рассмотреть которые можно только с воды. И, разумеется, Свети Стефан — эффектный остров-курорт.

В Петроваце и Будве также есть районы «старого города», мощеные старым песчаником. В Будве во время большой прогулки можно полежать на пляже с видом прямо на древнюю башню.

Королевский пляж — удивительное место, попасть сюда можно только по морю. Вода кристально чистая, красивого бирюзового цвета. Да и само плавание нам, сухопутным, показалось интересным и забавным.

Национальный парк «Скадарское озеро», Подгорица, Цетинье и Риека Црноевича — это вариант прогулки также на целый день. Скадарское озеро — огромный водоем, крупнейший на Балканском полуострове, 2/3 его находится в Черногории, 1/3 — в Албании.

Один из красивейших видов открывается неподалеку от городка Вирпазара. Здесь также находится винный магазин, в котором продаются в нескольких вариациях традиционные крепкие и терпкие «Вранац» и «Крстач».

После осмотра части огромного озера мы поехали в столицу Черногории Подгорицу. Интересным местом для осмотра по дороге был водопад, как ни странно, Ниагара. Названный по примеру великого американского собрата, на фото в интернете он производил впечатление. Приехав к необычному горному массиву, водопада, к своему разочарованию, мы не обнаружили.

В засушливый летний сезон река обмелела, мы увидели лишь глубокий каньон, пробитый водой. Как говорят местные, сюда стоит ехать в апреле-мае, когда река, наполненная талыми снегами с гор, разворачивается во всей красе.

Побродили и поехали в город.

Подгорице довольно сильно досталось во время Второй мировой. Город активно бомбили итальянцы, мало что уцелело. После войны его переименовали в Титоград, старое название вернулось только в 1992 году. Мы немного погуляли по старой части города, посетили красивейший огромный храм Воскресения Христова . Здесь как раз проходил обряд венчания, звонили колокола. Внутренняя богатая роспись церкви производит мощное впечатление.

Далее, покинув столицу, выбрались на дорогу к населенному пункту со сложным названием Риека Црноевича. Дорога очень живописна, но довольно сложна и опасна.

Склон горы изрезан серпантинами, внизу прекрасные виды, но увлекаться ими не стоит, так как полотно узкое, без отбойников, при этом две легковушки разъезжаются с трудом. Дорога проходит мимо изумительного места, где река делает резкий поворот.

Именно здесь воинственный авантюрист царских кровей Иван Црноевич (отсюда название) заложил дом правителя государства Зета, прародителя Черногории. Теперь в этой исторической точке гостиница. Сам городок колоритен, в былые времена он был довольно развит, здесь был центр рыбацкого промысла и даже завод по производству жемчуга из рыбьей чешуи.

Сегодня в нем проживает около 50 человек, основу их благосостояния составляют туристы. Можно взять экскурсию по реке и Скадарскому озеру, но цены от 40 евро и выше. Мы воздержались, зато с удовольствием прогулялись по берегам, старым арочным мостам и отправились в Цетинье.

Этот город образовался также благодаря активному Црноевичу. Он остановился здесь в XV веке, бежав от турок. Цетинье долгое время считался главным городом Черногории, в конце XIX века он даже официально был провозглашен столицей. Сегодня это довольно тихий город, имеющий статус культурной столицы. Самой знаковой его достопримечательностью является монастырь Рождества Богородицы, довольно известный в этих краях.

Котор

После пары дней пляжного отдыха нам вновь захотелось движения. На этот раз мы выбрали, без преувеличения, жемчужину Черногории Котор. Из Бара туда ведет магистраль, но стоит учитывать, что проходит она сквозь все городки побережья, скорость передвижения вряд ли превысит 50-60 км/ч. Мы оставили машину на платной стоянке возле старого города. Эта часть хорошо сохранилась до наших дней, мы прошли внутрь и попали. в Италию? На самом деле это действительно так, основали старый Котор римляне, назывался он раньше Акрувиум. Затем после четырех веков правления Венецианской республики его переименовали в Каттаро, и лишь во времена Югославии он стал Котором.

Перед воротами старого города можно взять бесплатную карту. Мы прогулялись по нескольким площадям, архитектура которых живо напомнила Венецию. Также Котор называют городом кошек, здесь их действительно великое множество, к туристам они относятся равнодушно и слегка презрительно.

Ну а нам интересно взглянуть на залив сверху, из крепости Святого Ивана. За 8 евро у нас появилась прекрасная возможность вскарабкаться по жаре вверх на 1400 ступеней. Сильно не советую соваться сюда в босоножках на каблуке, вьетнамках и прочей неудобной и скользкой обуви.

Обязательно возьмите с собой воду. Подъем достаточно тяжелый, а бутылка воды, стоящая внизу 1 евро, у крепости продается за 5. Примерно посредине пути находится часовня Спасения Богородицы, многие дальше не идут.

Весь путь занимает примерно час. Наградой взмокшим путникам служат изумительные виды на город и весь Боко-Которский залив.

По дороге из Котора назад можно остановиться на обзорной площадке напротив острова Свети Стефан и осмотреть его также с суши.

Трекинг на Румию

Планируя в Минске наш отдых, я решил сделать небольшой поход в горы. Наметил вершину Боботов Кук. Прихватили снаряжение для трекинга, но, поездив по здешним дорогам, я понял, что вершина расположена слишком далеко, с местным ритмом движения минимум 4 часа в одну сторону. Решили поискать что-нибудь поближе. Ответ оказался совсем рядом, он буквально был виден из нашего окна — местная гора Румия. План составился быстро: едем на машине до монастыря Сергия Радонежского, а оттуда уже есть отмеченная тропа на вершину, подъем длиной около 2 км.

Рано утром, экипировавшись соответственно, выдвинулись в путь. Дорога до монастыря, всего около 20 км, та еще — гравийка, петляющая по склону. Сюда советуют соваться на хороших внедорожниках, желательно в сухой сезон. Впрочем, KIA Rio довольно спокойно ее преодолел.

Тропа обозначена бело-красными точками по камням вдоль всего маршрута. Судя по отзывам в интернете, подъем у неподготовленных людей вроде нас занимает около двух часов. Мы зашли за три. Не гнались за результатом, шли в свое удовольствие, часто отдыхали, фотографировали. Пришлось делать это на телефон, так как здесь вышел первый «косяк» — я забыл в отеле фотоаппарат, пришлось довольствоваться такими снимками.

Дорога идет постоянно вверх по большим камням и щебню, под хорошим уклоном. Палки обязательны! Дополнительная точка опоры всегда пригодится. По пути к нам присоединилась собака, явно местный гид.

Уже выйдя к седлу, мы просто обалдели от открывшихся внизу видов: слева от вершины раскинулся наш Бар, к горизонту уходила синяя дымка моря.

Справа — гигантский водный массив Скадарского озера, вдалеке виднеется албанский город Шкодер.

Сделав последний рывок, мы взобрались на вершину к главной интересной точке — храму Святой Троицы.

Воздвигнут он на месте старого храма, разрушенного еще турками. В 2005 году каркас целиком отлили из металла и водрузили на гору с помощью вертолета. С тех пор верующие совершают крестный ход и приносят с собой по камню, их так и называют — камни покаяния. Камней накопилось много, церковь обложена со всех сторон.

После перекуса (хвостатый гид получил свой гонорар холодным мясом) начали спуск. Пару раз поскользнулись на массе поехавшего под ногой щебня, отделались синяками. Закончилась вода — полутора литров на двоих оказалось маловато, это была наша вторая ошибка. Хорошо, что ниже дорога идет уже в пролеске, в теньке, у тропинки в изобилии растет ежевика — подкрепились ею.

Рискнули постучаться в монастырь, попросить воды. Матушка Феодора не только дала напиться, но и рассказала, что этот монастырь был построен в 2009 году специально для путников, идущих крестным ходом на Румию (в переводе с арабского «румия» — христианка). Ежегодно на праздник Святой Живоначальной Троицы, в середине июня, здесь проходит крестный ход. Все монахини — русские из Перми, живут здесь с момента основания монастыря. Отдохнув, мы попытались предложить для прихода деньги, но нас попросили лишь рассказать о монастыре и священной горе. С удовольствием выполняю просьбу матушки Феодоры. Если кто захочет сюда подняться — заходите обязательно в монастырь, тут рады путникам.

Шкодер

Первоначально я не планировал заезжать в Албанию, но выдался дождливый денек, и, как это часто бывает в горах, буквально в 50 км стояла абсолютно солнечная погода именно на территории Албании. Ну а раз так, то едем к соседям! Шкодер расположен в основании Скадарского озера, он и дал ему название.

Самой главной достопримечательностью является крепость Розафа. Она построена на высоком холме и возвышается над городом. По дороге к крепости можно посмотреть Свинцовую мечеть. Название дал необычный способ укладки камней при строительстве — их крепили между собой раскаленным свинцом. Не самое «здоровое» решение, поэтому мечеть теперь закрыта.

Билеты в крепость Розафа стоят около 2 евро, она очень древняя, первые постройки датируются еще III веком нашей эры. Названа по имени жены одного из строителей, которая, по легенде, дала себя замуровать заживо в стене, — только так боги давали добро на постройку. Виды со стен изумительные. Сама крепость полуразрушена, хотя ее пытаются потихоньку реставрировать.

Спустившись в город, мы пережили «дорожный шок». Во всем городе нет светофоров! В результате трафик напоминает броуновское движение. Снующие во всех направлениях велосипедисты, скутеры и «бессмертные» пешеходы. Выезжающие на «встречку», разворачивающиеся поперек дороги автомобили. Парковка в два-три ряда. Впрочем, довольно быстро начинаешь улавливать в этом подобие системы. Главное условие — предварительно посигналить! Неважно, что ты будешь делать потом, — требуется привлечь внимание. Я читал, что в этом уникальном городе даже проводили референдум на предмет установки светофоров, но население высказалось категорически против.

Как и многие путешественники, мы отметили количество «мерседесов» на дорогах, только на них ездят реальные орлы-албанцы.

В старом центре можно посмотреть несколько мечетей и церквей. Здесь, как и в Черногории, спокойно соседствуют храмы трех конфессий.

Купить местного вина, поклониться памятнику великой албанке — Нобелевскому лауреату матери Терезе.

В местных кафе подают очень крепкий кофе со стаканом ледяной воды. Если останутся леки, потратьте их на фантастически вкусные персики.

Есть еще одна достопримечательность Шкодера — мост Меси. Засушливое лето не оставило от реки Кир ничего, кроме каменного русла, но по весне здесь настоящий горный поток.

Пещера Липска

Просматривая намеченные к посещению точки Черногории, я отказался от поездки в монастырь Острог. Слишком популярное, натоптанное место, множество туристов и верующих. Хотелось чего-то другого. В горы мы поднимались, по воде плавали, вот под землю еще не спускались, а тут как раз недалеко пещера Липска. Она расположена вблизи города Цетинье. На сайте информация, что экскурсии проводят каждые два часа, стоимость 10 евро с человека. Едем! Чтобы точно попасть в группу, приехали к 10 утра.

Вам будет интересно  Особенности отдыха в Герцег-Нови: экскурсии, развлечения, пляжи, жилье, цены

«Паровозик из Ромашково» подвез нас ко входу в пещеру. Народу было еще немного. Температура внутри пещеры стабильно держится в районе 12 градусов, надели прихваченные куртки. Внутри все замечательно оборудовано для туристов. Сделаны бетонные дорожки, великолепная подсветка позволяет сделать эффектные фото.

Девушка-гид вела рассказ на английском интересно и доступно. Так как группа получилась небольшая, мне разрешили фотографировать всласть, и я пустил в дело штатив . Экскурсия шла полтора часа вместо часа, гид была явно увлечена предметом экскурсии, живо и забавно рассказывала обо всех красотах пещеры, ее истории и своей работе.

Ульцинь

Это городок на самом юге Черногории. От Бара он находится в каких-нибудь 30 км. Типичное курортное место, но пляжи здесь особенные. Пожалуй, это единственное в стране место с длинными и просторными (19 км) песчаными пляжами. Здесь не нужны тапочки для плавания. Для отдыхающих — мелкий и чистый песок непривычного серого цвета и пологий вход в воду, до буйков практически идешь пешком.

Вволю накупавшись в идеально чистом и теплом море, решили заскочить и в сам городок. В отличие от остальной страны население здесь преимущественно мусульманское. Ульцинь напоминает небольшие турецкие городки.

Встречающиеся в центре надписи «Сервантес» на домах и кафе нас озадачили.

Оказывается, по легенде, когда Османская империя в 1571 году захватила город, одним из пленников был Мигель де Сервантес, великий автор «Дон Кихота». Скорее всего, это лишь миф, так как в автобиографии Сервантеса в качестве места пленения указан Алжир, но жители Ульциня взяли его на вооружение. Мы прекрасно отдохнули, это был наш предпоследний день в этой чудесной стране.

Сербия. В гости к Кустурице

Быстро истекли две недели отдыха в Черногории, и мы засобирались в обратный путь.

Я запланировал пару интересных остановок. Думая, где остановиться в Сербии, я вспомнил о деревне Дрвенград, построенной сербским режиссером Эмиром Кустурицей, — возле нее нашелся хороший вариант ночевки.

Первым интересным местом на обратном пути еще в Черногории стал знаменитый мост Джурджевича.

Это изящная арочная конструкция, которая соединяет два берега каньона реки Тары. Остановились полюбоваться этим инженерным творением. Для любителей экстрима есть зиплайн, на котором по тросу можно перелететь на противоположный берег, ну а мы проехали по старинке автомобилем.

К полудню прибыли к городку Мокра Гора. Именно в его в окрестностях проходили съемки известного фильма «Жизнь как чудо», сегодня тут можно совершить небольшое путешествие по старинной узкоколейке Шарганска осьмица.

Для туристов доступно 13,5 км живописной горной дороги, проходящей через два десятка тоннелей и несколько станций с такими знакомыми любителям творчества Кустурицы названиями.

Билет на поезд стоит около 10 евро на человека, поездка занимает 2,5 часа.

Нас, конечно, больше всего интересовала станция Голубичи.

Именно здесь обитал главный герой картины Лука, и тут по-прежнему все выглядит в точности как в фильме. К нашему счастью, китайские туристы, которые составляли абсолютное большинство пассажиров, вообще не интересовались этой темой, можно было спокойно сделать фото.

А мы, заглянув еще и в Дрвенград, прогулялись по улочкам, носящим знаменитые имена.

И поехали навстречу сербскому колориту в семейный отель на ночевку.

Будапешт

Выехали рано утром, дорога не предвещала сложностей, 500 из 600 км проходят по платным автобанам. Но начальный участок из оставшихся 100 км был самым сложными за всю поездку.

Поднявшись вверх, попали в дождевую тучу, и нам «повезло» поймать сразу три фактора риска: серпантин, ливень и туман. Действуя вместе, они устроили настоящий ад. Видимость — метр за капотом, скользко, узко, резкие повороты. Края дороги не видно, ехали 20 км/ч. Включил все освещение, благо нет никого. Населенные пункты здесь редкие, едва заметные в этом молоке. Весьма эффектно «выступила» фура. Встретился с ней в центре 180-градусного поворота на серпантине. Чтобы вписаться в «шпильку», дальнобойщик вышел на встречную полосу, прямо мне в лоб. Спасли минимальные скорости. Остановились. Чтобы пропустить большой грузовик, пришлось аккуратно откатываться назад в туман. Этот участок (30 км) мы ехали час. Когда пошел спуск и мы выбрались из тучи, накрывшей гору, — испытал небывалое облегчение. Дальнейшая дорога показалась легкой и спокойной, даже три часа на венгерской границе не вывели из себя.

Ближе к вечеру заселились в уютные апартаменты в Будапеште и отправились смотреть роскошную подсветку в центре по берегам Дуная.

Весь следующий день осматривали основные достопримечательности Буды и Пешты: здания королевского дворца и парламента, Рыбацкий бастион, церковь Святого Матьяша и базилику Святого Иштвана, старинный фуникулер. Город необычайно красивый и интересный, дня было, безусловно, мало. Машину оставляли в подземном гараже «Европарка», именно здесь оплата картой, нет «заморочек» с СМС.

Возвращались опять через Люблин. Так как дата выпадала на годовщину свадьбы и день рождения жены, сняли номер в романтичном отеле под названием «Лавандовый дворик».

После хорошего шопинга отпраздновали в тихом особняке за семейным ужином с шампанским. Вечером следующего дня уже часа в четыре были дома, делились впечатлениями о поездке в компании любимых дочери и кошки.

Дороги

Дороги в Черногории считаются одними из самых сложных в Европе. Здесь масса серпантинов и тоннелей. Наиболее простыми для водителя являются трассы с обозначением «М». Но и тут ваша средняя скорость передвижения будет не выше 60-70 км/ч.

На «регионалках» стоит рассчитывать лишь на 30-40 км/ч. Практически везде асфальт. Мне встретился лишь один участок гравейки, но полотно хорошего качества, без ям и трещин. Региональные дороги могут быть очень узкими, на одну машину, с карманами для разъездов.

Такой порядок движения требует полной концентрации и внимательности. Ночью, думаю, сюда лучше не соваться. Полиция встречается редко, в основном на выезде из населенных пунктов. «Ловят» на нарушение правил обгона и скорость. Штрафы от 40 евро и выше, оплата через банк, нас Бог миловал.

Сам автопарк Черногории состоит в основном из 5-15-летних дизельных «европейцев». В регионах довольно много машин марок «Юго» и «Застава» — наследие социалистической Югославии.

Довольно часто встречаются Renault 4 — их в свое время тоже здесь выпускали.

В горных селениях много «Лада-Нива». Новых машин очень мало, изредка встречаются европейские «бюджетники» Fiat Tipo, Dacia Logan и Duster. Столица автобизнеса — город Цетинье. Здесь мы видели целые россыпи автостоянок с машинами на продажу. Ценник за 10-летний дизельный Golf — 7000-8000 евро, Punto можно купить от 4000. Машины в основном из Италии.

В Сербии идет активное строительство платных магистралей. Качество трасс отличное, стоимость от Белграда до границы с Венгрией — 5,5 евро. Остальные дороги тоже вполне приличные.

По Венгрии мы ездили в основном по платным магистралям. Оплата виньеткой. Дороги отличные.

В Словакии наш путь пролегал мимо платных дорог, составлял всего 130 км, качество дорог хорошее, может, чуть хуже новых польских.

Польша — прогресс здесь налицо. Мало того что строятся новые автобаны, так и остальные дороги активно реконструируются. Укладывается свежее полотно, причем качество такое, что машина идет идеально ровно, без раскачки и волн. И это на региональных трассах. После них наша М1 с постоянной тряской и единственной оборудованной стоянкой на 300 км до Минска вызывает некоторое раздражение, про «Белтроля» вообще промолчу.

О нашей машине

Для «Рикса» это было первое действительно дальнее путешествие. Мы проехали 5000 км через шесть стран. Для удобства был установлен автобокс на крышу, в него мы сложили вещи для трекинга, пару складных стульев, пенные коврики .Как ни странно, бокс еще помогал в жару, «забирая» на себя солнце, — так салон меньше нагревается. Багажник машины — для личных вещей и сумки-холодильника. В такой походной конфигурации расход топлива, по данным бортового компьютера, составил 6,3 л на «сотню». Сам автомобиль проехал все путешествие «без сучка без задоринки». Поведение KIA Rio X-Line и на трассе, и на серпантинах стабильное и очень уверенное, без нареканий. Подвеска достаточно мягкая и в то же время энергоемкая, никакой раскачки и «пробоев». Автомобилем я доволен, думаю, что мы с ним еще попутешествуем. Планов — громадье!

Сколько стоило

Вид расходов Сумма в евро Примечание
Бензин 340 расстояние — 5012 км
Проживание 490
Оплата дорог 42
Парковки 15
Билеты на осмотр достопримечательностей 72 2 человека
Питание 370 2 человека, 21 день
ИТОГО: 1329

Впечатления и рекомендации

Что я бы рекомендовал взять с собой с целью экономии и удобства? Пригодились тапочки для плавания (на большинстве пляжей сложный каменистый вход в воду), пенные коврики (вполне комфортно лежать на гальке, стоимость лежаков — от 2,5 до 100 евро в высокий сезон на Королевском пляже), летняя спортивная обувь на нескользкой подошве для посещения достопримечательностей. В сентябре температура днем на солнце доходила до 40 градусов, так что мы активно пользовались головными уборами и солнцезащитными средствами. Если планируете в горы, обязательно берите серьезную обувь и палки для трекинга.

Прилично сэкономить без ущерба для качества отдыха можно , если снять апартаменты с кухней. В местных супермаркетах помимо привычного разнообразия продуктов есть уже готовые блюда, в том числе национальной кухни, их упакуют еще теплыми в термопосуду, останется только выложить на тарелку. На местном рынке изобилие местных деликатесов, сыров, выпечки, фруктов и овощей прекрасного качества, там также можно купить свежевыловленную рыбу и морепродукты, их по желанию почистят и приготовят на гриле. Цена дорадо в таком варианте — 8 евро за килограмм.

Фрукты-овощи дешевые, цены в супермаркете показались на порядок ниже наших. Стоимость ужина в местном кафе/ресторане — около 10-20 евро на человека, завтраки — от 3 евро.

Жители Сербии и Черногории часто неплохо говорят по-русски, молодежь свободно общается по-английски. Они показались нам легкими, открытыми, в общей своей массе более религиозными и семейными людьми. На дороге черногорцы резвы и немного бесшабашны в своем скоростном диапазоне до 70 км/ч, при этом на трассе с разрешенными 100 км/ч будут «тянуться» в этом же привычном ритме. Наблюдал на дороге спорные ситуации, однако водители реагировали вполне снисходительно, ни разу не дошло до выяснения отношений, криков и т.д. Очередной раз убедились в дружелюбии и расположении к жителям нашей страны (белорусские автомобильные «номера» в Черногории знают). Во всех курортных городах также много российских туристов.

В общем и целом отдохнуть в Черногории можно как дорого, так и бюджетно. При этом всем без исключения туристам эта прекрасная страна щедро отдает самые главные свои сокровища — чудесное море, яркое солнце, роскошные горы.

Для любителей интересных мест, активного отдыха и автомобильных приключений Черногория просто клад. В будущем я планирую проехать и по другим странам так понравившегося нам Балканского полуострова. Начинаю планировать новые путешествия и желаю всем ровных дорог!

Сергей БЕГАНСКИЙ
Фото автора
Специально для Автобизнеса

Источник https://waytomonte.com/l-247-turnkey-routes

Источник http://travelrabbit.ru/2016/04/01/7-dney-v-chernogorii/

Источник https://www.abw.by/novosti/autotravel/211849

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.