Чуйский тракт путешествие на автомобиле

 

Содержание

Чуйский тракт путешествие на автомобиле

Удивительно, но на Алтае, наряду с горами, реками, озерами и лесами достопримечательностью является даже дорога!

Чуйский тракт — крупнейшая транспортная артерия Сибири, имеющая стратегическое значение для региона (дальше Бийска нет железной дороги, а единственный аэропорт находится в Горно-Алтайске). Не только сейчас, но и в глубокой древности Чуйский тракт использовался для доставки грузов в Монголию и Китай, укрепляя торговые отношения и обеспечивая культурный обмен. Но тысячи туристов каждый год путешествуют по Чуйскому тракту не по этим причинам, а потому, что здесь на самом деле очень красиво.

Достопримечательности Чуйского тракта

Протяженность Чуйского тракта (Р-256, от Новосибирска до Ташанты, на границе с Монголией) — около 970 км (историческая его часть, от Бийска — около 600 км), он проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Дальше, на территории Монголии, тракт «вливается» в международную трассу АН4, от городка Яранай в Монголии, через территорию Китая (Урумчи) до пакистанского города Карачи.

Лучшие места Чуйского тракта

С точки зрения «зрелищности» самым привлекательным будет участок от Усть-Семы до Кош-Аагача, за один день путешествия пейзаж за окном меняется от алтайский предгорий, до горных перевалов (Семинский, Чике-Таман) и выскогорных степей ближе к Кош-Агачу, и практически все время вы будете видеть крупнейшие реки Алтая (сначала Катунь, затем — Чую).

Достопримечательности Чуйского тракта

К самым популярным объектам, расположенным вблизи Чуйского тракта, относятся перевалы Семинский и Чике-Таман, которые разительно отличаются по своим природным характеристикам.

Популярные смотровые площадки находится у места слияния Чуи и Катуни, а также в высокогорной Курайской степи, где открывается панорама Северо-Чуйского хребта. Археологические памятники встречаются на протяжении всего тракта, но самый крупный из них, урочище Калбак-Таш, находится на подъезде к селу Иодро.

Особо посещаемым в последние годы стало Гейзеровое озеро за селом Акташ (небольшой водоем с удивительным цветом воды, на поверхности которой можно увидеть разводы в форме кругов, образованных выбросами донных глинистых отложений), а также долина «Алтайского марса» (благодаря сочетанию разных горных пород склоны приобретают удивительно яркие цвета всех оттенков).

Достопримечательности Чуйского тракта

Достопримечательности Чуйского тракта на машине

351-й км, г. Бийск
«Нулевой километр» старого Чуйского тракта, где, символично, посреди проезжей части находится единственный в России музей, посвященный дороге, Музей Чуйского тракта. Противоположные потоки машин уважительно объезжают его с двух сторон. Также рядом с музеем, по правую руку от него, если стоять спиной к мосту, берет свое начало историческая улица Бийска, прогулявшись по которой можно полюбоваться архитектурой старого купеческого города.

384-й км, с. Сростки
Небольшой алтайское село, известное благодаря своему жителю — Василию Макаровичу Шукшину. Здесь находится мемориальный музей писателя, здесь же проводятся знаменитые Шукшинские чтения, на которые приезжают тысячи поклонников его творчества.

Достопримечательности Чуйского тракта

428-й км, граница Республики Алтай
Установлена въездная скульптурная композиция, есть смотровая площадка.

435-й км, с. Майма
Село-спутник столицы Республики Алтай, Горно-Алтайска, а может и наоборот, ведь основано оно было гораздо раньше современного города (в 1811 г.). В Горно-Алтайске находится Национальный музей им. А.В. Анохина, а также древнейшая в Сибири стоянка человека времен палеолита (Улалинская стоянка, работает музей под открытым небом).

458-й км, мост через Катунь (Соузгинский мост)
Переехав через мост, на левый берег Катуни, можно попасть к озеру Ая (5 км), в село Алтайское, где находится опытное хозяйство компании «Биолит» (Цветущая долина, 40 км). Повернув после моста налево, можно доехать до комплекса «Бирюзовая Катунь» (см. ниже).

465-й км, с. Черемшанка
Буквально в нескольких сотнях метров от дороги есть небольшой водопад (Черемшанский).

468-й км, на подъезде к с. Манжерок
Памятник В.Я. Шишкову, инженеру, одному из проектировщиков современного Чуйского тракта. Рядом с памятником есть смотровая площадка и большой сувенирный рынок.

Достопримечательности Чуйского тракта

470-й км, с. Манжерок
Достаточно крупное село на берегу Катуни, если остановиться рядом с магазинами на въезде и пройти по сельской улице к реке, можно увидеть знаменитый Манжерокский порог (II-III к.с.).

472-й км, съезд к с. Озерное
Рядом с селом Озерное (около 2 км от Чуйского тракта) находится озеро Манжерок, где оборудована зона отдыха (пляж, кафе, развлечения), озеро известно тем, что в нем растет реликтовое растение чилим (водяной орех). Также совсем рядом находится всесезонный курорт «Манжерок», где работает кресельный подъемник до вершины горы Малая Синюха (панорама долины Катуни), кафе, сувенирные ряды, есть большой веревочный парк, в зимний период времени представлены все возможные виды «снежного «отдыха — горнолыжный склон, каток, спуск на «ватрушках».

477-й км, мост «Бирюзовая Катунь»
Подвесной мост через Катунь, который ведет к одноименному развлекательному комплексу с искусственным озером и пляжем (на левом берегу), с моста открывается очень красивый вид на реку, склоны густо покрыты маральником и особенно красочно выглядят в мае. Также в шаговой доступности находится уникальный археологический памятник — Большая Тавдинская пещера, самая крупная из целого комплекса пещер общей протяженностью около 40 км (проводятся экскурсии).

Достопримечательности Чуйского тракта

491-й км, с. Барангол
На въезде в село расположен т/к «Царская охота», через подвесной пешеходный мост которого проходит тропа к Камышлинскому водопаду (5 км от тракта). По-соседству находится одно из самых крупных туристических бюро по организации рафтинга и мото-рафтинга по Катуни (Речной вокзал).

495-й км, поворот в сторону с. Камлак
Развилка Чуйского и Чемальского трактов, раньше дорога проходила через село Усть-Сема, современная автомобильная развязка находится не доезжая его.

505-й км, с. Камлак
Здесь находится небольшой ботанический сад, проводятся экскурсии.

509-й км, зубрятник
Здесь, не доезжая села Черга, находится опытное хозяйство по разведению зубров и сарлыков, в нем также можно увидеть маралов, проводятся экскурсии.

Достопримечательности Чуйского тракта

525-й км, гора Шаманский камень

546-й км, с. Шебалино
Один из самых крупных населенных пунктов по пути, здесть есть магазины, кафе, АЗС

582-й км, Семинский перевал
Высота перевала составляет 1826 м, оставив машину у памятника в честь вхождения в состав России, можно подняться на близлежащую вершину Сарлык, с которой отрывается панорама окрестностей (через территорию турбазы «Динамо», работает кафе).

Достопримечательности Чуйского тракта

610-й км, развилка на с. Усть-Кан
Поворот с Чйского тракта в сторону сел Усть-Кокса и Тюнгур, в знаменитую Уймонскую долину, к подножиям Белухи.

613-й км, с. Туэкта
Здесь находится уникальный археологический комплекс (могилник), включающий в себя 29 каменных столбов. В непосредственной близости от села находится около 30 курганов (всего в комплексе их более 180).

618-й км, парк «Уч-Энмек»
Природный парк «Уч-Энмек» (Каракольский природный парк) занимает огромную особо охраняемую территорию, здесь представлены и курганные захоронения, и петроглифы, проводятся экскурсии. Практически каждое село далее по тракту может «похвастаться» археологическими памятниками (Каракол, Шишикман, Онгудай, Купчегень и пр.).

Достопримечательности Чуйского тракта

661-й км, перевал Чике-Таман
Каменистый перевал высотой 1460 м, подъем на него представляет из себя серпантин. Есть смотровая площадка с кафе, рядом с ней установлен памятник в честь строителей Чуйского тракта.

Вам будет интересно  На машине по Европе – Итоговый Маршрут путешествия из Санкт-Петербурга в Испанию.

680-й км, устье р. Большой Ильгумень
Здесь находится Большой Ильгуменский порог (III-IV к.с.).

691-й км, устье р. Большой Яломан
Яломанское городище, археологический комплекс.

706-й км, оленные камни
Камни расположены у самой дороги, чуть дальше села Иня.

Достопримечательности Чуйского тракта

710-й км, крепость Бичикту-Кая
Остатки оборонительного сооружения XVII-XVIII веков.

712-й км, место слияния рек Катунь и Чуя
Хорошая смотровая площадка, дальнейшая часть тракта проходит по берегу Чуи, оправдывая свое название.

Достопримечательности Чуйского тракта

723-й км, урочище Калбак-Таш
Уникальный археологический памятник, который находится в двух шагах от тракта и включает в себя сотни петроглифов (наскальных рисунков), проводятся экскурсии, предусмотрен рекреационный сбор.

728-й км, комплекс Адыр-Кая
Археологический памятник, включающий в себя курганы, петрогливы, оленные камни (самый известный — Чуйский оленный камень).

744-й км, памятник Кольке Снегиреву
Памятник, посвященный нелегкому труду водителей Чуйского тракта.

759-й км, водопад Девичьи слезы (Ширлак)
Небольшой водопад на притоке Чуи, реке Текту, до которого совсем несложно дойти пешком.

760-й км, порог Бегемот
В этом месте находится мост через Чую, с которого хорошо просматривается один из самых коварных порогов, Бегемот (V-VI к.с.).

780-й км, с. Чибит
От села Чибит начинаются пешеходные маршруты к группе Шавлинских озер.

788-й км, с. Акташ
Крупное село, через пару километров от него в строну от Чуйского уходит Улаганский тракт, который выходит к южному берегу Телецкого озера.

796-й км, Гейзеровое озеро
Путь к озеру совсем недолгий, он проложен по настоящему высокогорному болоту (настил из дерева), проход по тропе платный.

Достопримечательности Чуйского тракта

798-й км, Родник
Небольшой родник Кара-Тыт с чистейшей водой находится прямо у дороги, есть беседка.

801-й км, Чуйская ГЭС
Строительство ГЭС на реке Чуя было заморожено еще в 70-е годы, оставив в наследие памятник индустриальной эпохи.

820-й км, смотровая площадка
Здесь открывается самая хорошая панорама Северо-Чуйского хребта.

822-й км, с. Курай
Здесь начинаются маршруты к ледникам Актру.

Достопримечательности Чуйского тракта

840-й км, памятник Обоо
Здесь установлен традиционный для алтайцев памятник поклонения духам (пирамида из камней), очень колоритное место с видами высокогорной Курайской степи.

864-й км, поворот к урочищу Кызыл-Чин
Совсем недалеко от тракта находится знаменитый «Алтайский марс».

889-й км, с. Кош-Агач
Последний крупный населенный пункт на Чуйском тракте.

Достопримечательности Чуйского тракта

Аззаская пещера йети

Аззаская пещера йети

Когда на Кузбасе говорят об Аззаской пещере – тут же вспоминают о Снежном человеке. Мнения на счет его существования разделились – одни верят в чудо-с

Сноутюбинг в Шерегеше

Сноутюбинг в Шерегеше

Сноутюбинг – спуск со снежной горы на специальных надувных ватрушках, альтернатива санкам. Популярно развлечение как на горнолыжных курортах, так и

Доставка еды в Шерегеше

Доставка еды в Шерегеше

Иногда после катания целый день на горнолыжном курорте так устаешь, что нет сил даже дойти до ресторана отеля, где остановился. Не говоря уже о походе

Советы тем, кто первый раз собирается ехать в Шерегеш

Советы тем, кто первый раз собирается ехать в Шерегеш

Итак, вы немного знаете о Шерегеше и готовы познакомиться с этим горным краем. Предлагаем некоторые советы бывалых туристов, которые помогут сделать о

Правила поведения на склоне

Правила поведения на склоне

Наблюдать за многолюдной горнолыжной трассой одно удовольствие — горнолыжники и сноубордисты в ярких костюмах и шлемах рассекают снежное покрытие скло

Шерегеш с детьми – почему бы и нет?

Шерегеш с детьми – почему бы и нет?

Шерегеш с детьми – почему бы и нет? Избежать суеты и волнений в семейных поездках помогает преждевременное планирование.Во-первых, важно, когда Вы с

Недорогие горнолыжные курорты России

Недорогие горнолыжные курорты России

Чтобы провести время зимой активно и интересно, вовсе не обязательно ехать заграницу. Россия предлагает самые разнообразные варианты горнолыжного отды

Где кататься новичку в Шерегеше?

Где кататься новичку в Шерегеше?

Вы впервые планируете посетить горнолыжный курорт? Переживаете, что не умеете кататься? Мы можем вас заверить: в Шерегеше вы найдёте подходящую для ва

Шорцы

Шорцы

Горную Шорию наряду с русскими заселяют шорцы – малочисленный тюркоязычный народ, шор-кижи, татар-кижи – иначе. Перепись населения 2010 года показала,

Горная Шория: отдых круглый год

Горная Шория: отдых круглый год

Горная Шория, расположившаяся на плато Кемеровской области, известна туристам своими горнолыжными курортами, лидером среди которых стал Шерегеш. Но, э

Мегалиты Горной Шории

Мегалиты Горной Шории

Можно изучать историю по школьному учебнику. А можно отправиться в захватывающее уникальное путешествие по своей стране и сделать для себя самого потр

Магазин

Магазин «Кукуруза» в Шерегеше

Обыденная часть жизни небольшого сибирского поселка или знаковое место? Точка сбора всех, кто отправляется на гору Зеленая за лучшим снегом и отличным

Путешествие по Чуйскому тракту

Medium

В прошлом году я внезапно открыл для себя Горный Алтай. Ну да, я живу в Новосибирске, но так ни разу и не был на Алтае, не видел гор и бла-бла-бла 🙂 Короче, вы все должны быть в курсе этой душещипательной истории. Впечатлений я тогда получил выше крыши, но забраться получилось не дальше Чемала. Поэтому в этом году я совершенно точно решил, что нужно ехать на Алтай и обязательно куда-нибудь подальше.

Новосибирск — Телецкое рзеро

Ну, началось все как всегда. Встали ни свет ни заря, чтобы миновать пробки, сели в машину и погнали до Телецкого озера. Я, жена моя, брат мой и его подруга. У брательника с машиной возникли кое-какие проблемы, поэтому пришлось вчетвером ехать на моем старичке. Честно говоря, я был слегка озабочен тем фактом, что придется обгонять по трассе и штурмовать перевалы с четырьмя человеками в салоне и при включенном кондиционере. К счастью, все оказалось не так страшно.

Первой остановкой на нашем пути был Горно-Алтайск. Очень милый город. Он, буквально, вытянулся вдоль пары улиц и со всех сторон зажат горами. Чем-то напомнил Карловы Вары. А еще запомнилось отношение к пешеходам. По-моему, тут очень охотно уступают им дорогу.

После Горно-Алтайска я отдал руль своему брату и, пожалуй, это самое интересное, что со мной случилось в тот день 🙂 Если я не ошибаюсь, то это был первый раз, когда я ехал пассажиром на праворульном авто. И с непривычки это оказалось делом довольно страшным. Всю дорогу я ругался и просил брательника, чтобы он держался правее, потому что мне постоянно казалось, что я еду по встречке. А тот факт, что последнее время брат ездил на леворульной машине только усугублял мой страх. К счастью, вскоре я все же привык к габаритам и успокоился 🙂

В общем, пара часов страха на пассажирском сидении праворульного автомобиля и мы оказались в селе Артыбаш, что расположено на берегу Телецкого озера.

Само Телецкое озеро меня как-то не впечатлило. Ну да, это одно из самых больших пресных высокогорных озер. Его средняя глубина 175 метров, а максимальная доходит до 325! Оно раскинулось прямо между гор, и отвесные скалы резко уходят под воду. Но сами виды озера меня совсем не зацепили. Быть может, чтобы оценить его красоту, нужно провести там недельку (а то и две), порыбачить, пожить дикарями на берегу, сходить на лодке до его южного берега, и вдоволь насладиться тишиной. Что ж, все впереди.

Программа минимум на Телецком — это водная прогулка по северной части озера с посещением нескольких водопадов и каменного залива. Вот, например, водопад Чедор.

Телецкое озеро — Озеро Ая

Погостив немного на Телецком озере, мы двинули в обратную сторону. Озеро Ая и все, что с ним связано — довольно скучное туристическое место. Отдыхать в окрестностях озера Ая — это как ехать в Турцию, в пятизвездочный all-inclusive отель. В общем, популярное туристическое место. Ну, а мы хотели пару дней повялиться на пляже и составить свое мнение об этом месте.

Мы поплавали в озере, и еще разок сходили в Тавдинские пещеры. Но весь день и весь вечер нас манили холмы, видневшиеся с балкона домика, где мы остановились. На утро мы сели в нашу пузотерку и поехали их смотреть. Вскоре мы забрели на тропу, по которой катают туристов УАЗики. Меня все время не покидала мысль, что сейчас мы спустимся с очередного холма, а обратно забраться уже не получится. Экстрим для начинающих 🙂

Вам будет интересно  Что взять с собой в путешествие на автомобиле

В общем, мы все ехали-ехали, пока не стало очевидно, что на следующий холм нам не забраться. Так что мы решили оставить машину и немного прогуляться пешком. Найди кадабромобиль 🙂

Дорога в гору выглядела довольно короткой и совсем несложной для пешей прогулки, но как это часто случается в горах — это было ложное чувство. Зато вид с горы открывался обалденный. Этот день мне запомнился.

Обратно уставшие туристы решили срезать и поперлись по «короткой» траве. А теперь видишь кадабромобиль? 🙂

Озеро Ая — село Онгудай

Дальше мы решили ехать по Чуйскому тракту как минимум до красных ворот, как максимум до снежных вершин и перевала Кату-Ярык

Семинский перевал мы совершенно случайно проскочили 🙂 Ну, то есть он довольно органично вписался в горные серпантины, и я пролетел его наивысшую точку, только потом поняв, что это и был Семинский перевал. И вообще, это не перевал, а так. Перевалы будут дальше.

Но вот именно тут, за Семинским перевалом, и начинается самая-самая красота. Это уже совершенно другой Алтай.

Степь. Горы «лысеют».

Места становятся все более и более дикими. По дорогам разгуливают и бычатся коровы. Эти наглые животные вообще ничего не боятся. Так забавно смотреть, как они стоят, смотрят на тебя и даже глазом не ведут, а ты едешь на них со скоростью 60 км/ч. Железная выдержка.

К вечеру мы доехали до села Онгудай. Вот вам несколько фактов об этом селе:

1) В селе Онгудай и далее по Чуйскому тракту алтайцев больше, чем русских. Я бы даже сказал, что русских тут почти нет. Вместе с тем на дорогах начинают появляться автомобили с монгольскими номерами.

2) Здесь много сусликов. Любимое занятие сусликов — перебегать дорогу прямо перед автомобилем на радость городским жителям 🙂

3) Село Онгудай — это вам не Ая. Мы проехали село вдоль и поперек и насчитали всего 3-5 сдающихся туристам домиков. В итоге нам все-таки повезло найти турбазу, где был свободен один-единственный двухместный домик. Смотритель любезно согласился втиснуть в домик вторую кровать. Жизнь продолжается 🙂

Село Онгудай — Красные ворота — озеро Ая

Утром мы заправились на местной заправке сомнительного вида. В конце дня засекли расход топлива и он составил всего 6.7 литров на 100 км. «Да это же круто!», — подумал я. Четыре человека в машине, +30 за бортом, кондиционер на полную катушку, горные перевалы и агрессивная манера езды.

Продолжая обалдевать от местных видов, замечу, что таких гор вы не увидите ни в Чемале, ни на Телецком озере. Обязательно нужно съездить по Чуйскому тракту.

Перевал Чике-Таман. Абсолютная высота перевала — 1295 м. Перепад высот — 659 км. Классический серпантин. Было интересно порулить здесь.

Ну, и далее по маршруту масса красивых мест.

Село Иня примечательно Ининским подвесным мостом. Он был построен в 1936 году и стал первым двухсцепным висячим мостом в мире.

Чем дальше, тем более роскошные виды предстают перед глазами. ЗАЦЕНИТЕ!

Слияние Чуи и Катуни.

Моя минута славы 🙂

Памятник «в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая».

Шикарное место для памятника.

Еще один водопад.

К качеству дорог не придраться. Да и машин тут не много. Ехать — одно удовольствие.

По пути встретили много велосипедистов. В определенных кругах это называют это алтайским веломазохизмом.

А вот, собственно, и наша цель — красные ворота.

To be continued.

Пока все. Дальше мы в этот раз не поехали. Величественный Кату-Ярык, долину Чулчымаша, снежные вершины и ледники мы решили оставить на следующий раз.

Кстати, да. На обратном пути со мной приключилась странная вещь. При спуске с Семинского перевала на прямом участке я разогнался до 110 км/ч и при торможении ощутил очень и очень сильную вибрацию. Я даже подумал, что у меня колесо сейчас отвалится. К счастью, я не растерялся и затормозил двигателем вплоть до первой передачи. Потом это постепенно прошло.

Что это было? Перегрев тормозов? Если так, то значит, чтобы перегреть тормоза нужно разогнаться минимум до 100 км/ч, обязательно ехать с горки и более-менее интенсивно тормозить. Потому что даже при спуске с Чике-Тамана я смело давил на тормоз и ничего ни разу не перегрелось.

Чуйский тракт ч.1 — Маршрут по Горному Алтаю

Фото: SvetlanaVic

Необходимое время: 8 часов

Длина маршрута: 323 км

Точки маршрута: 8 мест

Содержание:

Маршрут

1. Начало маршрута: Национальный музей республики Алтай им. А. В. Анохина

Адрес: ул. Григория Чорос-Гуркина, 46, Горно-Алтайск, 649000
Координаты: 51.956153, 85.946719

Описание: Белые пики горных вершин, величественные горные хребты, альпийские пейзажи, водопады, горные реки, ровные степи горных котловин – это только основные элементы, из которых состоит та самая природа Горного Алтая, который считается одним из самых красивых регионов России. Несмотря на свою удалённость алтайские красоты влекут большое количество туристов, чей интерес подкрепляется не только возможностью увидеть удивительное разнообразие ландшафтов и природных достопримечательностей, но и тем, что природа Горного Алтая до сих пор остаётся преимущественно нетронутой. Чтобы добраться до красот Горного Алтая на автомобиле, стоит воспользоваться Чуйским трактом, который является основной магистралью Республики Алтай и соединяет регион с Барнаулом и Новосибирском.

Дорога на месте Чуйского тракта существовала еще во времена Шелкового пути и была частью дороги, которая позволяла товарам из Азии попадать на Запад. В те времена торговцам, следовавшим скорее по известному направлению через территорию Алтая с его сложным рельефом, этот участок был известен как Мунгальский тракт. Даже после вхождения Алтая в Российскую империю Чуйский тракт всё так же более походил на тропу, нежели чем на дорогу, пока в начале XX века здесь не начали строить дорогу с целью увеличения торгового оборота с Китаем и Монголией, а окончательно она получила более-менее современный вид в советские времена. И хотя сегодня Чуйский тракт – это крупная федеральная трасса, эта дорога служит уже не столько для перевозки грузов, а сколько для перемещения местных жителей и многочисленных туристов, решивших отправиться на Алтай и познакомиться с его красотами.

Природная красота и культурное многообразие образуют сложное сплетение на Горном Алтае, так что для того, чтобы разобраться во всём этом, а также подготовиться к длинному путешествию по Чуйскому тракту, стоит заглянуть в Горно-Алтайск. Здесь, в столице Республики Алтай, находится отправная точка маршрута – Национальный музей имени А. В. Анохина. Его экспозиции обширно и детально рассказывают о природе региона, а также об алтайской истории и культуре – всё это станет отличной информационной справкой и вдохновением для последующего путешествия. С 2012 года музей располагается в современном здании, которое было адаптировано для размещения обширной коллекции (включающей более 60 тысяч экспонатов) и различных специальных тематических выставок. Особо примечательная часть музея – это экспозиция «Принцесса Укока», которая организована вокруг сохранившейся мумии женщины, которая жила на Алтае за несколько веков до нашей эры.

2. Камышлинский водопад

Фото: Olga.apalchuk — CC BY-SA 4.0 Что: Камышлинский водопад
От предыдущей точки маршрута: 58 километров
Координаты:
Пешеходный мост: 51.682109, 85.779876
Водопад: 51.669503, 85.756002

Описание: Первая остановка после начала пути в Горно-Алтайске – это Камышлинский водопад, который располагается примерно в одном часе пути на автомобиле от начала маршрута. Ввиду того, что водопад находится на противоположном от Чуйского тракта берегу Катуни, нужно будет выбрать один из вариантов переправы: либо за небольшую плату по пешеходному мосту в посёлке Барангол, который позволит несколько сократить тропу до водопада, либо пересечь реку по автомобильному мосту (располагающемуся дальше в 5 километрах) и пройти пешком чуть большее расстояние.

Вам будет интересно  Автопутешествие: что с собой взять?

Оба пути приведут к известному и популярному у туристов Камышлинскому водопаду, который с 1996 года обладает статусом памятника природы. И хотя водопад имеет два каскада, зрелищным является наибольший из них – к нему как раз организован удобный подход. Между тем, необходимо отметить, что каскады появились по воле человека: в середине XX века поток водопада был создан для работы мельницы, которая впоследствии стала лесопилкой, – однако с течением времени от оригинальной конструкции осталась только несколько едва заметных деревянных конструкций.

Обратите внимание: помимо знакомства с Камышлинским водопадом, эта остановка на маршруте представляет собой отличную возможность полюбоваться – не только из окна машины – видами бирюзовых вод Катуни. Кроме того, между селами Барагол и Усть-Сама от Чуйского тракта начинается красивый маршрут по Чемальскому тракту.

3. Семинский перевал

Фото: Instaler — CC BY-SA 4.0 Что: Семинский перевал
От предыдущей точки маршрута: 87 километров
Координаты:51.045447, 85.603887

Описание: Следующие полтора часа пути по Чуйскому тракту пролетят почти незаметно, так как выразительные пейзажи Горного Алтая будут сменять друг друга по мере подъёма на перевал. Километр за километром Чуйский тракт будет вести в сторону перевала, пока по пути пейзаж будет постепенно трансформироваться и становиться альпийским по мере приближения к наивысшей точке пути на высоте 1717 метров над уровнем моря. Помимо разнообразия характерной для альпийской местности растительности, район Семинского перевала интересен так же тем, что здесь располагаются уникальные кедровые леса, количество которых увеличивается с увеличением высоты.

Фото: Демин Алексей — CC BY-SA 4.0 Фото: St.Plam — CC BY-SA 4.0 Наивысшая точка Семинского перевала находится на относительно ровной местности, откуда открывается вид на многочисленные уходящие за горизонт горные массивы, среди которых выделяется белая вершина горы Сарлык, имеющая высоту 2507 метров. Тем не менее, стоит считать Семинский перевал не конкретной остановкой на маршруте, а, скорее, значимым отрезком пути, после преодоления которого Чуйский тракт будет вести дальше – в самое сердце Горного Алтая с его экзотичной и практически нетронутой природой.

Фото: Instaler — CC BY-SA 4.0 Обратите внимание: на Семинском перевале находится памятник, посвященный 200-летнию вхождения Алтая в состав Российской империи в 1756 году.

4. Перевал Чике-Таман

Фото: Rost.galis — CC BY-SA 4.0 Что: перевал Чике-Таман
От предыдущей точки маршрута: 80 километров
Координаты:50.644991, 86.312035

Описание: После Семинского перевала дорога следует относительно прямыми участками по «альпийским» долинам, однако примерно через 75 километров пути Чуйский тракт снова начинает закладывать крутые повороты и идти на подъём. В этом месте находится один из самых эффектных горных отрезков федеральной трассы – перевал «Чике-Таман». Существующая сегодня дорога на перевале достигает высоты 1295 метров, однако, в отличие от предыдущего перевала, здесь дорога поднимается более круто и выглядит эффектнее ввиду сочетания вьющегося серпантина трассы, закрытых поворотов и каменных стен, окружающих дорогу.

Фото: Instaler — CC BY-SA 4.0 Венец перевала Чике-Таман – это смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на долину и Теректинский хребет. Двигаясь по Чуйскому тракту, площадку пропустить сложно, так как она находится на верхней точке перевала Чике-Таман, где оборудована стоянка для автомобилей, на которой зачастую находится множество автопутешественников и туристических автобусов.

Фото: Александр Лещёнок — CC BY-SA 4.0 Обратите внимание: со смотровой площадки можно не только насладиться видом на долину, но и рассмотреть остатки старого перевала Чике-Таман, на котором в отличие от существующей сегодня трассы движение было крайне затруднительным и опасным.

5. Ининский (Цаплинский) мост

Что: старый подвесной мост в селе Иня
От предыдущей точки маршрута: 42 километра
Координаты:50.456973, 86.622618

Описание: После моста у Камышлинского водопада Чуйский тракт и река Катунь расходятся в разном направлении и долго следуют практически параллельно друг другу. Только в 15 километрах после перевала Чике-Таман дорога снова начинает следовать вдоль берега реки до тех пор, пока не пересечет быстрые воды Катуни по современному автомобильному мосту у села Иня. С правой стороны от моста взгляд привлекает большая деревянная конструкция – старый подвесной мост инженера Цаплина.

Прежде всего, стоит отметить, что с момента своей постройки в 1936 году Ининский мост в течение 36 лет служил для Чуйского тракта переправой через реку. Несмотря на то, что только опоры моста были железобетонными, а все остальные элементы были преимущественно деревянными, он успешно справлялся с транспортной нагрузкой благодаря инновационной в мировой практике на момент постройки двухцепной подвесной конструкции, в которой главная роль отводилась металлическим тросам. На сегодняшний день Ининский мост представляет собой достопримечательность Чуйского тракта, которая – за исключением старения деревянных частей – до сих пор находится в неплохом состоянии, в том числе, благодаря официальному статусу памятника.

6. Место слияния Чуи и Катуни

Что: устье реки Чуи – Чуй-Оозы
От предыдущей точки маршрута: 41 километр
Координаты:50.398484, 86.674269

Описание: Примерно через 40 километров пути Чуйский тракт приведёт, пожалуй, к одному из самых знаковых мест на маршруте. Начинающаяся в горах и собирающая на своём 320-километровом пути пять десятков притоков река Чуя в этом месте впадает в Катунь – главную реку региона. Конечно, Чуя не является для неё единственным притоком, однако именно слияние этих двух рек создает невероятно красивую картину: коричневые воды Чуи впадают в бирюзовый поток Катуни, а параметры течения позволяют образованному потоку какое-то время не смешивать два цвета и идти вниз по течению, образуя, на первый взгляд, нереалистичную для природы картину. Этот вид дополняется величественной горой на заднем фоне и характерными алтайскими террасами. С туристической точки зрения, слияние Чуи и Катуни – это красивейшая природная достопримечательность, популярность которой подкрепляется ещё и тем, что для того, чтобы увидеть её, стоит лишь съехать с трассы и просто выйти из машины.

В дополнение к этому, на этой остановке при движении по маршруту есть последняя возможность насладиться удивительными видами Катуни, так как дальше Чуйский тракт и река расходятся в разных направлениях и больше не встречаются, а дорога следует вдоль Чуи.

Обратите внимание: стоит отметить, что весной и летом цвет воды в Катуни преимущественно имеет грязно-коричневый цвет, а вот осенью и зимой река становится бирюзовой, так что это стоит учитывать, чтобы не разочароваться при посещении данной остановки.

7. Петроглифы урочища Калбак-Таш

Фото: Taksla — CC BY-SA 4.0 Что: древние наскальные рисунки урочища Калбак-Таш
От предыдущей точки маршрута: 11 километров
Координаты:50.401205, 86.816799

Описание: Всего в 11 километрах далее по маршруту располагается следующая остановка у урочища Калбак-Таш, где находятся древние петроглифы. История открытия и изучения этих наскальных рисунков примечательна тем, что несмотря на то, что сейчас исторических комплекс Калбак-Таш располагается буквально в нескольких десятках метров от Чуйского тракта, его детальное изучение было проведено лишь в конце XX века. В результате археологических изысканий было установлено, что урочище Калбак-Таш насчитывает около 3 тысяч разнообразных петроглифов, которые могут датироваться даже поздним каменным веком. Таким образом, знакомство с представленными петроглифами – это возможность получить представление о вере, культуре и быте древних народов Горного Алтая. Кроме того, с возвышения у комплекса Калбак-Таш отрывается привлекательный вид на долину, идущую вдоль реки Чуи.

8. Конец маршрута: Водопад Ширлак

Что: водопад Ширлак
От предыдущей точки маршрута: 36 километров
Координаты:50.344352, 87.221281
По пути до места:примерно через 11 километров дорога будет проходить мимо отвесной белой скалы «Белый Бом», которая имеет необычный внешний вид. До постройки автомобильной дороги в XX веке здесь находилось одно из самых опасных мест на пути старого Чуйского тракта.

Описание: Дорога, вьющаяся по Чуйскому тракту, увлекает своими красотами в любое время года, однако для получения дополнительных впечатлений от природных красот Горного Алтая стоит всё же делать остановки. Хороший повод для одной из них предлагает водопад Ширлак, который располагается прямо у дороги и который можно увидеть непосредственно из окна машины. В любом случае, остановитесь на располагающейся напротив водопада автомобильной парковке и оцените его внешний вид, а потом, если погодные условия будут располагать, можно будет отправиться по тропе, чтобы подняться к водопаду Ширлак и вблизи сравнить его с Камышлинский водопадом, увиденным ранее на маршруте.

Источник https://www.sibalt.ru/info-gornyj-altai/921-dostoprimechatelnosti-chujskogo-trakta

Источник https://autokadabra.ru/shouts/80338

Источник https://www.address73.com/guides/car/chuysky_trakt_1/

Источник

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *